" Звук вокруг " в стерео • Stereo.ru
ВопросLokomotiff7914

" Звук вокруг " в стерео

День добрый.
От чего в стерео зависит объем масштаб выдаваемого, в частности, полочными колонками звука для заполнения комнаты? Так, чтобы создавалось ощущение звука вокруг.

Вопрос именно о параметрах колонок, вне зависимости от помещения, т.е. условно в одном и том же помещении какая пара колонок будет больше создавать эффект «звук вокруг».

Параметры могут быть разные, в голову пришли такие:

- Объем корпуса АС? (может колонка создает звук не только динамиками)
- Площадь передней панели? (многие колонки сужаются к обратной стороне)

- Размер динамиков?  Количество динамиков в АС? Общая площадь излучающих поверхностей динамиков?

- другие параметры?

 

При переходе на другую АС не хотелось бы потерять объем, заполнение пространства звуком, ощущение звука вокруг, нахождения внутри сцены. Поэтому заранее хочу прикинуть чего ожидать. Планирую переход с Heco Celan Revolution 3 на Dynaudio Evoke 20.
Но даже вне зависимости от сделанного выбора стало интересно как это работает.

14рейтинг
1
3
2

Ответы

Rodomir @Max_Payne
36рейтинг
1
1
1

Одного без другого не бывает. Если колонки "деревянные", то никакая запись это не исправит, ни сцены, ни звука вокруг не добиться.

Но и прямо параметры какие то конкретные с этим не увязать. Да, есть чуйка, есть материалы диффузоров, объем корпуса, но нет золотого сочетания на бумаге, в характеристиках (таких и характеристик то нет). Бывают супер характеристики, а звук дерьмо, да громко, но без эмоций, без сцены и объема.

Здесь играет роль совокупность всех элементов акустики, не зря фирмы-монстры аудиостроения имеют целые лаборатории и комнаты для тестов.

Так что первична именно конкретная модель и полученный при ее проектировании и изготовлении вариант, а не цифры на бумажке!

Если бы было золотое правило, то все колонки были одинаковые и идеальные!!!

Alex
50рейтинг
10

Поделюсь своими наблюдениями.

На мой взгляд, объемность звучания и так называемый эффект 3D в стерео системе зависит от очень многих факторов.

Это и то, как сделана запись в студии и как с ней поработал звук режиссер, ярким примером может послужить работы нашего Roger Waters… Эффект 3D связан с определенными «хитростями» с фазой на определенных частотах..

Но, не менее важна способность системы «передать» это слушателю.

На мой взгляд, за эффект трехмерной панорамы отвечают в первую очередь АС и их правильная расстановка в комнате относительно слушателя и стен комнаты.

Для АС очень важно, что бы все динамики в колонке имели между собой минимальный сдвиг фазы сигнала…

Может кто-то и помнит яркий пример получения «фазолинейной» характеристики у АС некоторых винтажных японских производителей, которые уделяли большое внимание выпуску колонок с линейной фазочастоной характеристикой.

Например, динамики в подобных колонках размещались не на одной оси, а на разных расстояниях до ушей слушателя…

Важно, что бы и компоненты системы могли точно передать и донести до уха слушателя всю эту голографичноть исходного материала. Короче, все влияет на этот эффект в стерео тракте и нужно приложить не мало труда, что бы получить трехмерный саунд от стерео пары колонок в домашней системе… Порой, что бы получить эффект 3D в стерео приходиться повозиться с расстановкой АС не один и не два часа…

Vladimir_Ch @Alex
1рейтинг
1

Фишер 1200 кажется, там магниты расположены на одной оси, как понимаю для синфазности, еще Сони помню крутой 4-х полосник делали по такому же принципу, Клипш Форте вроде также нч выдвинули вперед, сч и вч утопили, но там кстати еще рупоры объема добавляют

bluesevich
46рейтинг
5
1
2
1

"Не той дорогой идёте, товарищ..." (С)😁

Объём, заполняемость, панорама, глубина сцены, голографичностиь - все эти понятия имеют разное происхождение, и не сильно зависят от моделей АС и их конструкции. Единственная норма, которая упоминается в справочниках и учебниках по акустике, это соответствие размера диффузора самого большого(обычно басового, но в случае с полочником СЧ/НЧ) динамика размеру помещения. До определённой площади разные размеры диффузоров имеют возможность на минимальной (не номинальной!!!) громкости играть полный диапазон. Жаль, что в последнее время эту зависимость стали опускать, а указания на какую площадь рассчитана АС частенько подменяются "тугостью" акустики и соответственно понимается, что АС должны работать с определённой (немаленькой) громкостью чтобы раскрыться в полный диапазон. Т.е. с точностью да наоборот. К сожалению громкость и качество не идут рядом в аудио.

Lokomotiff @bluesevich
0рейтинг

Вопрос заинтересовал не в плане глубины, голографичности, точности. Надеюсь правильно выразился.
Стало интересно какими параметрами акустики создается именно объем и заполнение пространства.
Если я правильно понял на это прежде всего влияет размер СЧ/НЧ диффузора в полочных колонках. Т.е. по идее рассматривая частный случай где HCR3 имеет 170 мм диффузор и Evoke 20 c диффузором 180 мм можно ожидать, что Evoke лучше заполняют пространство? И это несмотря на то, что по объёму корпуса HCR3 намного больше Evoke 20. Т.е. на объемом корпуса в данном вопросе можно пренебречь?

p.s.
Прошу прощения за то, что переспрашиваю, просто в голове какая-то парадигма, что размер корпуса сильно влияет. Не знаю откуда она взялась. Возможно из личного опыта. HCR3 и Focal 806, которые были в использовании довольно большие полочники и они хорошо работают с заполнением пространства. Хотя на двух таких примерах акустики делать выводы мне кажется не правильно. Поэтому и уточняю. Спасибо за понимание. Просто захотелось разобраться.

bluesevich @Lokomotiff
50рейтинг
2
2
2

Влияет компетенция, знания и опыт инженера. Есть большие колонки которые звучат плоско и звук липнет к их большим корпусам, есть очень скромные по размеру, но которые играют очень крупно, как будто сабвуфер где-то стоит. Ну и конечно окружение. Комната, источник (усилитель/плеер), провода, лента/винил/компакт/файл тоже имеют влияние.

Lokomotiff @bluesevich
5рейтинг
1

Благодарю.
Как раз нашел на форуме ваши ответы по схожим вопросам.
Как обычно в деле звука оказалось много подводных камней и так же как обычно, только опытное прослушивание может сказать что к чему. Ну по крайней мере я попытался разобраться )

bluesevich @Lokomotiff
20рейтинг
2
1
2

Не ограничивайте себя. Постарайтесь послушать напольную акустику в ваших 18 метрах. И хорошо если бы в сравнении с полочниками.

bluesevich @Lokomotiff
35рейтинг
1
1

По корпусу и соответствию установленного в нём динамика тоже всё упирается в компетенцию разработчика. Может быть большой корпус, не очень большой диффузор, но звук взрослый. Так же как и маленький корпус, большой диффузор, который "типа не по месту", но звук сбалансирован.

В общем всё опять упирается в вечный постулат - нужно слушать самому...

Всё же посещение выставок помогает в выборе.

FROSTING @Lokomotiff
20рейтинг
1
1

объем и заполнение пространства зависит от позиционирования акустики и помещения, где они расставлены, а уж потом от размеров самой акустики

Alex @FROSTING
45рейтинг
3
1

Да, Илья, но не только от позиционирования АС и акустических свойств помещения зависит эффект 3D звука в стерео… Хотя, эти факторы далеко не на последних позициях в списке требований, которые нужно соблюсти…

FROSTING @Alex
0рейтинг

Конечно, просто в противном случае мы должны с вами перечислить чуть ли не все факторы, влияющие на звук. От усилительной части и обработки сигнала ЦАПом до проводов, по которым этот сигнал идёт.

Kolllak
35рейтинг
1
1

Зависит от вертикальной и горизонтальной направленности акустики. А на это много, что влияет. На глаз не всегда очевидно. Для примера ниже картинка для моих Кефов. Чем шире направленность, тем лучше заполняет. Но там есть и обратная сторона. Если широко играет и рядом стена, то будут отражения и т.п. В общем, как выше верно написали, сцена - это акустика + комната.

По вашим двум акустикам никаких измерений нет. Так что можно понять, как оно будет, только взяв домой послушать.

Lokomotiff @Kolllak
1рейтинг
1

Прикольно. Какая наглядная визуализация )
Да, похоже по внешним параметрам предсказать какие-то характеристики звука не получится.
Только опыт..

Ilyas
20рейтинг
2
1
2

Я таки ответственно заявляю, что звук вокруг достигается топовым ресивером в формате 7.1, особенно для электронной музыки. Все остальное полумеры и самообман. А "звук вокруг" с помощью "широкомордых" систем с большой чуечкой, в этом согласен с bluesevich.

Urii
15рейтинг
1
1
2

На мой взгляд объем и воздух, кроме уже перечисленного, также в значительной степени зависят от источников звука, включая картриджи для виниловых вертушек, фонокорректоры, а также кабели и даже аксессуары вроде абсорберов и шипов.

Vladimir_Ch
10рейтинг
1
2

это в теории, на практике приближаем ухо и слышим излучение на самой нижней части ачх, если пи на передней панели это особенно явственно, если с тыла- более рассеяно...слушаю такие системы около 40 лет, нмв фазоинвертор просто отдыхает...

vh70
5рейтинг
1

Вот эти параметры-*заполнение пространства звуком, ощущение звука вокруг, нахождения внутри сцены*-очень и очень сильно зависят от параметров комнаты, мебели, покрытия стен, пола. Даже добавив ковер или придвинув кресло меняется картина звука. Ну и Революшн 3, считаю ,вполне отличные полочники!

Lokomotiff @vh70
1рейтинг
1

А Ревелюшены, да, классные! Вероятно, одни из лучших в ценовой категории. Но аудиофильский зуд зовёт ))

Vladimir_Ch
5рейтинг
1

вспомнил еще вариант- колонки с акустической линзой, были и импортные, и у нас их делали, предлагали мне лет пять назад- вот у них точно звук окружающий, и ставить можно по разному

bluesevich @Vladimir_Ch
32рейтинг
1
1
1

Омниполярная акустика. Вы удивитесь, но патент принадлежит Валентину Костину, из Валанкон:)) Сейчас подобной акустикой занимается компания Другой Звук из Жуковского. В начале века патент купили итальянцы. Есть ещё подобная акустика Mirage.

Но звук там не очень точен, с точки зрения аудиофилии - никакой. Но приятен для просто послушать, или фоном.

Vladimir_Ch @bluesevich
1рейтинг
1

то что там источник звука не локализован, я а курсе, потому и отказался- но кому то наверняка нравится наполнение помещения звуком, это удобно при перемещениях по комнате, или больших компаниях, так что думаю спрос есть

Vladimir_Ch @bluesevich
1рейтинг
1

наверное, вопрос тут немного шире...большинство выбирает стандарт, мы это вроде обсуждали, сегодня это "столбики"...а для выбора чего-то выдающегося нужен и широкий кругозор, поиск новых решений, интересного звука и так далее, ну наверное и какой то уровень культуры, и технических знаний (мысль позаимствована у А.М. Лихницкого, мне она запала)

bluesevich @Vladimir_Ch
0рейтинг

Багаж знаний и опыта должен быть всегда (сейчас это обозначают англицизмом бэкграунд), но его ещё надо уметь применять, к месту и по поводу. Чего г-ну Лихницкому всегда и не хватало к сожалению.

Vladimir_Ch @bluesevich
1рейтинг
1

возможно, но он и жил в другую эпоху, мы рассуждаем с высоты нынешнего уровня цивилизации. я не считаю ни его, ни других теоретиков апологетами, но выше него пока специалистов по звуку не читал, если есть другие- поделитесь, с удовольствием изучу.

bluesevich @Vladimir_Ch
0рейтинг

Выше Лихницкого? Да все, у кого он учился🤣🤣🤣 Например Сергей Давидович Бать, здоровья ему если жив! Лихницкий, по сути попсятник от "науки".

Vladimir_Ch @bluesevich
1рейтинг
1

может и попсятник, но его Бриг до сих пор слушают, (у меня уже 40 лет играет, интересно есть еще такие примеры...), на Корветы не надышатся...

Vladimir_Ch @bluesevich
1рейтинг
1

да, я читал об этом, конечно трудился коллектив- в одиночку такое не создать, но и вертушка Корвет тоже вроде его креатура

Vladimir_Ch @bluesevich
5рейтинг
1

я жил и работал, и учился в то время, и очень даже задумывался, и помню огромные и тракторные и электронные заводы, которых уже давно нет, а поскольку диплом радиоинженера получал в Питере, то застал и ту плеяду профессоров советского разлива, за что им очень благодарен

Vladimir_Ch @bluesevich
1рейтинг
1

конечно есть, я знаю человек у которого крутится Корвет, допускаю что и Бриги работают, подозреваю что таких уже очень мало и они больше для форса..у меня он в офисе озвучивает трубу Войта, кстати на Ноэме, но если учесть что сделано в 2005-м году, думаю нормально

Vladimir_Ch @bluesevich
1рейтинг
1

прямо в точку...этот проект как раз и разрабатывался в конце 90-х в провинции, где до ближайшего магазина аудио-видео в Мурманске было 300 км...

bluesevich @Vladimir_Ch
-10рейтинг
1

Забавно, типа выбора не было, но была ноэма... Это как сказать - время было голодное, хлеба не было, поэтому масло мазали на колбасу.

Vladimir_Ch @bluesevich
1рейтинг
1

да, тоже интересно, как раз вертикальный меня более всего привлекает, поищу и может найду тот проект что мне в Питере предлагали

Vladimir_Ch @bluesevich
1рейтинг
1

не совсем то, этот конечно великолепен, но мне предлагали из Делюкс Акустик, там вроде колонка была в виде полушара на стойке, сверху линза

Vladimir_Ch @bluesevich
2рейтинг
1
1

сферы их основное направление, и если не ошибаюсь у них единственно лицензия на шары. делают они не только сферы, видел и слушал большие напольники их производства, а шары в этом году получил, интересный проект на динамиках Танг бан, что касается акустической линзы, там вроде была полусфера, а над ней линза, попробую все же найти. по поводу сфер уже много писали, легенда из 70-х как их делали из глобусов, в 80-х она и мне запала...

Vladimir_Ch @bluesevich
0рейтинг

Round Acoustics посмотрел, интересный вариант, цена правда высоковата... есть Кабасс, красивые шары делают( насчет алюминия сомневаюсь что это акустический материал, кстати в Екатеринбурге года три назад из стали сделали шары здоровые, на Ноэме, примерно такая же цена), умудряются туда 4 полосы уместить, слушал их 25 марта на выставке в Питере, но там ценник вообще улётный. Эклипс круглых не нашел

Vladimir_Ch @bluesevich
0рейтинг

а я о чем говорю- нашел Раунд. именно он на Ноэме и сделан, корпус стальной и за 400 тыс., а говорят у нас металла много и дёшево, про цену Ноэмы молчу

Vladimir_Ch
2рейтинг
1
1

по поводу "обволакивающего звука". добавлю немного из своего опыта- есть у меня блю-рей Кэмбридж 752 бд, в настройках звука есть "многоканальный", есть стерео, и есть именно обволакивающий, на рисунке сопровождающем он именно окружает слушателя. далее- на многих усилителях есть возможность подключения второй пары колонок, и есть возможность их одновременного включения, получается "псевдоквадро" - но звук заполняет помещение полностью, раньше акустику вторую включали в противофазе, теперь синфазно, возможно это то что вам нужно- ну конечно еще пару колонок приобрести

Lokomotiff @Vladimir_Ch
1рейтинг
1

По поводу включения дополнительных настроек в транспорте как я понимаю всё это программные штуки, которые не лучшим образом скажутся на звуке. В последнее время даже темброблоком перестал пользоваться, неожиданно для себя стал слышать как коверкается звук. Поэтому эффект хотелось бы получать без дополнительных кручения настроек, а нативно. По поводу включения в систему второй пары колонок, наверное, можно было бы попробовать, как мне кажется это был бы как раз "чистый" без крутилок подход и звук наверняка был бы хорош. Только вот иметь сразу 2 пары колонок довольно высокого уровня не каждый сможет себе позволить. И автоматом подтянется вопрос по усилению. Даже тяжело себе представить какой усилитель мог бы понадобиться для того, чтобы тянуть не 1, а сразу 2 пары колонок Dynaudio ))

Vladimir_Ch @Lokomotiff
6рейтинг
1
1

насчет настроек полностью согласен, поэтому даже многоканальный режим не использую, только стерео, и ламповик без темброблоков. насчет второй пары колонок- это в идеале они должны быть одинаковы, в жизни как правило на тылы используются полочники, эффект "окружения" в любом случае будет, следует лишь учесть что при таком варианте в инструкции указывают что сопротивление всех должно быть не менее 8 ом.

bluesevich @FROSTING
1рейтинг
1

Скорее всего имеется в виду наличие у усилителя возможности подключения 2 пар АС. При работе именно двух пар, поскольку выходы заспараллелены, сопротивление нагрузки падает вдвое. Соответственно при сопротивлении разном, одна пара будет играть громче, и никак это не исправить.

bluesevich @Lokomotiff
1рейтинг
1

 В последнее время даже темброблоком перестал пользоваться, неожиданно для себя стал слышать как коверкается звук.

👍👍👍

Vladimir_Ch @Lokomotiff
1рейтинг
1

есть еще варианты, простой- попробовать менять угол направления колонок, эффект может появиться от отражения от стен, и сложный- колонки с пассивным диффузором на задней панели, типа Клипш Форте 3 или 4, слушал их в марте на выставке в Питере, излучение от пассивников и дает тот самый объемный звук

bluesevich @Vladimir_Ch
0рейтинг

Пассивный диффузор обеспечивает демпфирование излучения тыльной стороны динамика, в отличие от ФИ не на одной частоте. Так что какое там излучение...

smasvd
2рейтинг
1
1

Кстати вот по поводу "всеобъемлющего" звучания - акустика BOSE Direct Reflection. Та которая с разнонаправленными динамиками. Собственно сочетание прямого и отраженного звука. Самые почитаемые 901. Полностью заполняют помещение звуком. Но аудиофильного там мало. В Японии до сих пор очень популярны.

https://stereo.ru/p/ion80-akustika-bose-901-drugoy-podhod

Lokomotiff @Alexey_Mn
1рейтинг
1

Подпишусь под каждым словом снова. Целаны по прежнему прекрасны.
И всё бы хорошо, но со временем стали на ухо ярчить, стали казаться немного резковатыми, чуть жестковатыми. Звучание какое-то навязчивое. Стал уставать.
Допускаю, что с возрастом слух меняется, хотя казалось бы должен в обратную сторону. Может на работе то ли системный блок, то ли ИБПшник подсвистывает, иногда его слышу, потом правда не замечаю, но может от этого слух устает. Факторов великое множество, некоторые необратимые ))

Поэтому стал присматривать акустику с комфортным звучанием.

Ну и просто прекрасное далЁко оно всегда зовет )

Alexey_Mn @Lokomotiff
2рейтинг
1
1

У меня такая же история с моим трактом :-) Вроде все устраивает, но хочется пробовать другое. Ждем историю о новой покупке, удачи.

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.