Это раньше OLED-телевизоры были редкостью, а сегодня их столько, что можно, наконец, выбрать не только размер и нужную функциональность, но и формфактор — например, телевизор в виде картины. И все это в рамках каталога одного производителя!
Помнится, когда появились первые плоскопанельные телевизоры, все восторгались: «Они такие тонкие в сравнении с кинескопами, что их можно повесить на стену, как картины!»
При этом в реальности на картины они были мало похожи: но не из-за дизайна, а из-за толщины, которая составляла 15–17 см. Производители, соревнуясь друг с другом, постепенно ее уменьшали, однако на картины их новые модели с каждым разом становились похожи все меньше.
Точку в этом соревновании поставила компания LG, выпустив OLED-телевизор серии W с панелью тоньше 2,6 миллиметра, да еще и самосветящуюся, на что ответить производители ЖК-аппаратов не могли чисто физически. Более того, этот рекорд спустя годы не решились повторить даже те, кто использует OLED-матрицы.
В итоге, добившись технологического преимущества, в LG стали осваивать другие ниши, выпуская на основе OLED модели, которые демонстрируют не только технический прогресс, но и могут выступать в качестве произведений искусства. Результатом их работы стала новая серия, получившая название Gallery и индекс GX в обозначении моделей.
Спрос на такие модели созрел уже давно: высокие технологии, конечно, важны, но не все готовы ради них мириться с дизайном, не соответствующим обстановке. Более того, заплатив немалые деньги, люди хотят получить красивое устройство без лишних деталей, сразу приспособленное для установки в соответствующем месте.
LG OLED65GX — как раз такой случай, как и его 55-и и 77-дюймовые собратья. Он предназначен именно для настенного крепления, причем само оно поставляется в комплекте, являясь частью конструкции телевизора. Ножек здесь нет. В принципе, их можно докупить, чтобы поставить телевизор на какую-нибудь тумбу — но зачем? Для этого существует множество других моделей.
Самое главное — дизайн. А точнее — как бы его отсутствие. Начнем с того, что у моделей серии GX ни на передней, ни на боковых панелях корпуса вообще нет никаких обозначений, логотипов и прочих надписей. Нет даже каких-то особых планочек, фасок, обрамлений или вставочек. Вообще ничего лишнего!
Рамки по периметру экрана тоже фактически нет — матрица обрамлена нейтральной металлической полоской с торцом около 3 мм. И боковых панелей у телевизора тоже, можно сказать, нет — все они под 45° уходят за экран, как у картинных рам.
Толщина же всего телевизора составляет всего 2 см. То есть экран не сливается со стеной, но и выступает совсем не много. И при настенном креплении телевизор идеально — то есть вообще без зазоров — прилегает к стене.
Достигается это за счет прилагаемого в комплекте крепления. Оно шарнирное, и позволяет при необходимости отодвинуть телевизор от стены сантиметров на десять — или же повернуть его градусов на 15 вправо или влево для удобства просмотра.
Внутри картины
Мы еще не рассказывали о 4К OLED-телевизорах LG десятого поколения, поэтому для начала — подробнее о начинке. Прежде всего, в дорогих моделях, к которым относится и серия GX, устанавливают новые матрицы с немного улучшенными характеристиками спектра — в частности, с улучшенным отображением зеленого. Кроме того, они произведены в Корее, а не в Китае. Драйвер матрицы, естественно, 10-битный.
У моделей десятого поколения стоит новый видеопроцессор Alpha 9-3, который примерно на 15% мощнее процессора с двойкой в индексе, примененного в моделях 2019 года. В сочетании с новым ПО Alpha 9-3 заметно лучше обрабатывает изображение, о чем мы подробно поговорим ниже.
Наконец, у моделей 2020 года с индексом Х все HDMI-входы имеют версию 2.1 — то есть они могут поддерживать видео с частотой до 120 Гц, включая 10-битное 4К, а также все новейшие игровые функции вроде синхронизации Nvidia G-Sync AMD FreeSync, ALLM и VRR.
При этом задержка вывода составляет всего 13 мс. То есть это еще и один из лучших телевизоров для игр из всех ныне выпускающихся. Жаль, что не было возможности погонять его с Sony PS5 или Xbox X, чтобы оценить, как выглядит «видео нового поколения».
Звук
К сожалению, сложно было по достоинству оценить звук: размеры помещения, где я тестировал этот телевизор, были несопоставимы с любой комнатой в жилом доме, да и соответствующего оборудования не оказалось под рукой.
А жаль, ведь он оборудован стереосистемой с шестью динамиками с индивидуальным усилением, специальными звуководами и процессором, работающим по принципу продвинутых саундбаров, которые все вместе делают так, чтобы звуковое сопровождение фильмов звучало объемно, при том что непосредственно на зрителя не направлен ни один из перечисленных элементов системы. А ведь она еще и поддерживает декодирование Dolby Atmos!
Но и это не все — помимо Bluetooth, телевизор поддерживает протокол беспроводной передачи многоканального звука WiSa, которым снабжают сегодня все большее количество колонок. То есть такому телевизору даже не нужен ресивер для организации полноценной 5.1 и 7.1-канальной системы — такого в массовых моделях еще не встречалось.
Единственное, что удалось выяснить в плане звука — начиная с этого года модели LG перестали поддерживать DTS-дорожки. Потоковые видеосервисы их не применяют, но в скачиваемых файлах они встречаются очень часто. Так что для любителей торрентов выход только один — покупка внешнего стационарного плеера.
Больше настроек
Как и во всех современных телевизорах LG, в этом используется WebOS 5.0, в которую изначально добавлена поддержка новейших кодеков видео, включая AV1, приложение Apple TV и фирменный видеосервис LG Channels с доступом к тысячам фильмов со всего мира, о чем мы говорили еще во время теста 88-дюймовой 8К-модели OLED88ZX.
Но с того момента появилась новая версия 03.11.30 — и в системе добавилось несколько интересных функций. В частности, улучшились настройки изображения: для простой настройки баланса теперь есть больше пресетов (появился «Теплый3»), а для сложной немного поменялся алгоритм настройки по двум и десяти точкам. При этом возможность автоматической калибровки от CalMAN, конечно же, никуда не делась.
Картина
Обновление прошивки определенно повлияло и на итоговое качество видео. Не имеет смысла перечислять технологии, ответственные за это — в целом, они остались теми же. Зато даже без лобового сравнения было видно, что «искусственный интеллект» стал явно умнее и разборчивее в вопросе применения различных обработок.
И видно это не на всяких красивых и эталонно снятых демо-роликах, а на не очень качественном контенте, который все мы смотрим большую часть времени. Например, телевизор стал аккуратнее бороться с шумами, оставляя в покое зернистость, которую режиссеры явно специально вводят в некоторых моментах.
Умнее стал подходить к разглаживанию плавных цветовых переходов, не превращая фильмы в кукольный театр. Да и движения стал улучшать, совершая меньше ошибок в динамичных моментах.
Отдельно хочется сказать про общую обработку изображения, когда все улучшения по части контраста, цветов, яркости, детальности и проработки градаций применяются одновременно и в разных пропорциях в зависимости от кадра, а потому их не имеет смысла анализировать по отдельности.
В телевизоре есть режим Filmmaker Mode. В нем все эти алгоритмы улучшения не работают, но зато цветовой охват максимальный, гамма, соответствующая рекомендованной стандартами, а баланс цветов почти идеально ровный. Так вот не только я, а все присутствующие отметили, что с ним картинка выглядит местами естественнее, и цвета отображаются получше на фильмах, снятых на пленку, но в общем все смотрится как-то не столь впечатляюще по сравнению даже с базовым режимом «Стандартный».
И это говорит не о бесполезности режима Filmmaker Mode — он нужен пуристам, — а об уровне современных методов обработки картинки, которые постепенно становятся лучше старых стандартов.
Измерения
В зависимости от режима изображения телевизор демонстрирует очень разные результаты измерений — особенно по части яркостного отклика, то есть корректности отображения градаций. Например, в стандартном режиме, в котором активны почти все «улучшайзеры» «искусственного интеллекта» график очень далек от «рекомендованного» и поразительно напоминает один из режимов OLED-телевизора другого производителя:
На «стандартный» график он похож лишь при активации Кинематографического режима (Filmmaker Mode).
Правда, при этом аппроксимированное значение гаммы составляет не 2.2, а 2.4, что на практике почти не влияет на отображение градаций — все они четко различаются, но в целом изображение становится темнее.
Предельные же значения яркости зависят в большей степени не от выбранного режима, а от площади белого участка на экране. На полностью белом поле яркость составляет около 120 кд/кв.м., на «шахматном поле» (ANSI, 50% площади) — 248 кд/кв.м., на 1/9 площади — 328 кд/кв.м. Уровень черного во всех режимах при 50% настройке в меню одинаков и находится ниже предела измерений, то есть фактически равен нулю.
Цветовой охват максимален в режиме Кино и примерно соответствует стандарту DCI-P3. В Стандартном режиме он примерно на 15% меньше.
Цветовой баланс в Filmmaker Mode самый ровный, но даже в нем при значении регулировки цветовой температуры «Теплый2» (выставляется априори) в меню демонстрирует превалирование синей составляющей.
Цветовая температура, соответственно, выше стандартных 6500К и практически на всем диапазоне составляет 7400К.
Выводы
Еще более совершенный OLED-телевизор нежели его предшественники. Идеален для тех, кто хочет иметь дома устройство с нейтральным дизайном без лишних деталей, но с ультрасовременной начинкой.
Высокая контрастность и насыщенность цветов, всеядный медиаплеер, разнообразие приложений Smart TV, AirPlay 2.
Нет поддержки DTS
279 990 рублей
Матрица: OLED (WRGB)
Диагональ: 65 дюймов (165 см)
Разрешение: Ultra HD 3840 x 2160
Подсветка: нет
Яркость: нет данных
Контрастность: бесконечность
Поддержка HDR: Dolby Vision, HDR10, HLG, Advanced HDR Technicolor
ТВ-тюнер: PAL, SECAM, DVB-T/T2/C/S/S2
Подключение: 1 x HDMI v2.1, 3 x HDMI v2.0, LAN 100/10, 2 x USB 2.0, Wi-Fi 802.11ас, Bluetooth v4.2, Toslink
Звук: 2 x 20 + 2 x 10 Вт
Декодирование аудио: Dolby Digital, Dolby Digital Plus