Дьявол кроется в деталях! - распространенное идиоматическое выражение, означающее, что в любом явлении есть малозаметные составляющие, которые тем не менее сильно влияют на его суть. Другое значение — «всё, что делается, должно быть сделано тщательно, со вниманием к деталям, так как они важны». Так вот, проверим-ка мы детально "алгеброй" ранее выбранные на слух 4 пары наушников, плюс еще одну взятую на прокат...

Измерять АЧХ можно по-разному. Если использовать скользящий чистый тон (sweep) в генерируемом сигнале, то понадобится синхронизация в регистрируемом и оптимизация сглаживания получаемых точечных "оценок" АЧХ (как правило, путём RMS). На досуге забацал программку с использованием ASIO, которая в регистрируемом сигнале выделяет чистый тон, измеряя его текущую частоту, а так же амплитуду на интервале времени, соответствующем заданному количеству дискрет (для ASIO макс 2048 ). При этом какова скорость изменения чистого тона в генерируемом сигнале, такова и выявляемого чистого тона в регистрируемом независимо от задержки и без всякого дополнительного сглаживания. Получается, что такая АЧХ оценивается только по 1й гармонике, но если искажения великоваты (например, на НЧ), то значения частоты и амплитуды начинают "гулять" в силу специфики процедуры выявления чистого тона. В принципе, можно построить частотные зависимости для 2й, 3й и т.д. гармоник, что позволит проанализировать искажения. На графиках приведенных ниже амплитуда в dBFS. Уровень громкости выхода на наушники задан не высокий, как при комфортном прослушивании. Уровень записи выставлен так, чтобы бы не было "зашкала" при измерениях АЧХ разных по чувствительности и импедансу наушников. Уровни воспроизведения и записи в процессе измерений моих АЧХ не менялись, поэтому предоставляется возможность сравнить насколько те или иные наушники звучат громче и на каких именно частотах. Микрофоны откалиброваны в рабочей полосе частот от 20 Гц до 20 кГц. Использованный при измерениях sweep (wav 4 канала 32 бит 48 кГц - 50 Mb) можно взять отсюда. Кстати, прослушивать стерео sweep сигналы очень полезно не только в наушниках на предмет идентичности правого и левого каналов: если звук на каких-то частотах стал метаться вправо-влево, значит, тут "собака порылась".

Audio-Technica ATH-A550Z

На мой чувствительный слух данные наушники немного шепелявят (особенно заметно с проблемными записями), НЧ акцентированы, на нижних ВЧ шероховатости. Стерео картина широкая, но как будто с неким эхом. Как показали измерения, АЧХ левого и правого наушников на ВЧ заметно разнятся. Впрочем, это может быть вызвано технологическим разбросом и персонально вам достанется более удачный экземпляр. Посадка не давящая, отделанные искусственной кожей крупные амбушюры (динамики 53 мм) не из самых мягких, но не жёсткие, отсюда комфорт.

Сравниваем АЧХ https://reference-audio-analyz... и измеренную мною:

Для пущего сравнения добавлю АЧХ, полученную посредством заслуженно популярной программы RMAA:

АЧХ конгруэнтны, но в версии RMAA и особенно RAA кривая частного отклика более сглажена. RMAA - прекрасная программа, но предполагает наличие чувствительного измерительного микрофона или качественного микрофонного предусилителя, что мало доступно. При невыдающийся звукозаписывающей аппаратуре приходится выкручивать громкость тракта воспроизведения, что влечёт за собой рост искажений. На практике же предпочтителен оптимум между уровнями записи и воспроизведения. Тем не менее, в данном случае результаты оказались близки! Более того, RMAA выдает одновременно с АЧХ еще и очень информативный график искажений THD.

С измерением искажений, что гармонических (КГИ , они же THD-F), что нелинейных (КНИ , они же THD-R) есть засада. Первые - отношение среднеквадратичного значения амплитуд высших гармоник к амплитуде 1й гармоники, вторые - отношение среднеквадратичного значения амплитуд высших гармоник к среднеквадратичному значению амплитуд всех гармоник. Вопрос в том, сколько именно гармоник отбирать для вычисления искажений. Например, возьмёшь только первые три, как назло, 4-я проявится. Алгоритмически гораздо проще вычленять лишь 1ю гармонику, а весь остальной "мусор" в частотном спектре принимать как высшие гармоники плюс шум. Уровень гармонических искажений целесообразно измерять при выходном напряжении на 10 дБ (в 3.16 раза) ниже некого номинального выходного напряжения, выше которого искажения растут лавиной. Так вот, при измерениях своих АЧХ я выставлял именно такой уровень (причем он совпал с комфортным для прослушивания), поэтому искажений на спектрограммах (см. ниже) почти не наблюдалось. Для измерениях в RMAA уровень громкости пришлось выставить большим (при неизменном уровне записи), иначе программа не позволяет ничего измерить. При этом появились искажения. Впрочем, что в RMAA подразумевается под THD - отдельная тема: ведь 2я гармоника синуса выше 10 кГц уходит за 20 кГц, а третья и т.д. и того раньше, так что подъем на ВЧ либо просто шум, либо экстраполяция отражённых гармоник.

Кстати, горб искажений в области 100 Гц аудиофильские АТН-A550Z, мягко говоря, не красит. Досадный зубец в области частот 300-500 Гц (как показывает анализ, обусловлен 2й гармоникой) тоже будет заметен чутким слухом.

За узкие провалы в АЧХ типичный слух человека не цепляется, чего не скажешь об острых пиках. В области 3-4 кГц нормальный слух наиболее чувствителен, у данной модели тут и пик и провал, на на 5 кГц "ущелье" (у левого выражено сильнее), а на 5.7 кГц снова пик. Подобные ВЧ ущелья на АЧХ - признак демпфирующих рёбер жесткости на мембране-диффузоре. Могут минимизироваться после приработки, когда гибкость-податливость увеличатся. Пики же АЧХ указывают на резонансные эффекты. Пичок в области 8 кГц попадает на пониженную чувствительность, поэтому на слух не заметен. Пик на ~11 кГц придает ВЧ "хрустальность". Однако откуда на слух шепелявость? Полагаю, причина тому резкий ступенчатый спад АЧХ на отметке ~2 кГц. Закрытые наушники обычно дают повышенные искажения на НЧ, в данной же модели на малой громкости гармоники <70 Гц довольно низки, но во времени панч подзатянут, отсюда некая гулкость.

Спектрограмма (абцисса - частота в Гц, ордината - время в сек) зарегистрированного сигнала достаточно чистая, провал на 5 кГц присутствует независимо от генерируемого скользящего чистого тона. Паразитная гармоника, не целочисленно кратная частоте скользящего тона, требует отдельного исследования. На более высокой громкости появятся гармоники, привносимые наушниками, и коэффициент нелинейных искажений возрастёт.

Denon AH-D1100

На слух модель имеет сбалансированный частотный баланс, хорошую микро и макродинамику. Чёткая локализация в стерео. Denon AH-D1100 - удачная модель по звучанию, но у многих экземпляров трескаются дужки и склеить охрупчивающийся со временем какой-то хитрый китайский пластик ни каким супер-мега клеем не получается. Этой модели уже не в продаже "навья", но на "вторичке" встречается часто.

Сравниваем АЧХ https://reference-audio-analyz... и мою:

В целом у АЧХ много сходства, однако в варианте RAA налицо сглаженность. Ниже ~70 Гц начинают чувствоваться искажения, хотя наушники вполне хорошо "играют" вплоть примерно до 30 Гц. Как уже отмечал, узкие локальные провалы АЧХ слух игнорирует, а в остальном всё довольно плавненько. Не крутая горка на СЧ придаёт им разборчивость. К тому же провальчик на ~4 кГц попадает аккурат на максимальную чувствительность слуха. Зубчик на 5-6 кГц лишь придает звучанию разумную долю детальности (от подчёркивания шипящих спасает провал на 7-9 кГц), а пички выше 10 кГц обеспечивают утончённую воздушность.

Спектрограмма еще раз подтверждает, что измерение АЧХ по 1й гармонике скользящего тона корректно.

Pioneer SE-MS8MT

На мой слух НЧ вполне достаточно, СЧ вполне детальны и слух не режут, но на стыке СЧ и ВЧ явно провал, который дает смягчение звучания, при этом ВЧ немного подчеркнуты. Звучание не утомительное, приятное, тембрально сбалансированное. Слуховые ощущения в целом согласуется с измерениями:

Провальчик на 4 кГц при чувствительном слухе на СЧ только во благо. А вот зубчик на 6 кГц уже "не айс": громкие "ша" и "ща", а так же "цыкание" будут проработаны с усердием, но ущелье а области 4 кГц тут выручает. Причем измерения АЧХ свидетельствуют, что у правого наушника на 4.5 кГц провал больше и составляет ~20 дБ.

Эта модель с качественным "голубым зубом" (измерения АЧХ выполнены с аналогового выхода), поэтому выгодна вдвойне, тем более, с учетом демократичной цены. Посадка на голове плотная, вес аккумулятора чувствуется. Толщина мягких амбушюров из искусственной кожи повышена.

Паразитные гармоники более заметны, но "погоды не портят".

Sennheiser HD100

Звучание не огорчает, благо СЧ не резкие и стерео хорошо, хотя тембрально полного баланса нет (расчёт не на домашние условия эксплуатации, а скорее на шумную улицу), на слух акцентированы ВЧ. И измерения это полностью подтверждают:

Посадка типично накладная, прижим к ушам любым способом даёт дополнительный бас и "хай-файную" благозвучность. А так как и при обычном положении на голове искажений мало, то слух не утомляется. Амбушюры (материал таковых типа "дермантина") парят уши - не для лета. Пластиковая дужка складная, не толстая, лучше обращаться поаккуратнее.

Одна и та же паразитная гармоника (напомню, на небольшой громкости). Цветовая шкала специально обрезана сверху, чтобы было лучше видно гармоники, поэтому амплитуда скользящего тона сплошь красная. Но чем меньше цветная "аура" вокруг этой линии, тем качественнее воспроизведение звука.

Sennheiser HD 600

На слух эта легендарная модель звучит очень сбалансированно. ВЧ не яркие, но не искажённые. СЧ - ровные и точные. НЧ - неискажённые и глубокие. Отличная микро и макродинамика. Адекватное стерео. Посадка цепкая, довольно плотные амбушюры, обрамлённые фетром, могут поддавливать на немаленькой голове.

Сравниваем АЧХ https://reference-audio-analyz... и полученную мною:

Измеренная здесь АЧХ для HD600 существенно отличается от RAA и в меньшей степени чем тут. Вряд ли причиной тому такой технологический разброс, Sennheiser этим не грешит, тем паче, с топовыми моделями.

На спектрограмме паразитных гармоник почти нет. Всплеск на 8й сек - посторонний шум, случайно проникший извне. Следующий шаг - интермодуляционные искажения, но это уже в другой раз ;)))

Практически на всех АЧХ от RAA присутствует систематическая "вспученность" в районе 6 кГц, которая не прослушивается на слух (и не только мой). Очевидно, разница в АЧХ от RAA и измеренных мною обусловлена спецификой манекенов. Невыверенная установка наушника на манекене дает несколько дБ разброса. Однако для прецензионных измерений АЧХ выше ~10 кГц следует выставлять на акустической оси динамика с точностью до миллиметра, на ходу контролируя по АЧХ, оцениваемой белым шумом. Имитация слухового канала для мониторных наушников - тема сложная, тут погрешность может быть очень высока.

Таким образом, для наслаждения от музыки (в том числе при длительном прослушивании) наиболее подходят Denon 1100 - они не подчеркивают недостатков записей, плюс очень комфортная посадка и небольшой вес. Sennheiser HD600 - отличный универсальный инструмент для работы, но требуют примерки и при чутком слухе идеальных по качеству записей. AudioTechnica ATH-A550Z относительно удобно сидит даже на большой голове и наиболее басовита, но с ней не выдающиеся по качеству записи режут тонкий слух, т.е. данная модель больше подходит для проверки качества музыкального материала, или же для обычных людей со скромным слухом. Модель наиболее благозвучна на малых уровня громкости, а так же на записях с нехваткой НЧ. Pioneer SE-MS8MT - рабочая лошадка - послужит и как стационарная и как беспроводная, а если слух чувствителен в области 4 кГц, то вообще здорово. А вот если ваш слух обострён на 6 кГц, то лучше поискать другие наушники. Sennheiser HD100 - портативная складная модель для улицы в холода с неутомительным звучанием и сравнительно низкими искажениями, ну и для проверки качества звука "слухачам" тоже пригодится.

Лично мои слуховые ощущения полностью совпадают с измеренными здесь АЧХ.

А ваши???

PS

Почему никто не записывает на микрофоны звучание наушников, навар маловат???)))