Долгожданная премьера переносилась трижды и наконец-то состоялась 28 сентября в Альберт-холле. Кажется, тогда в прессе больше самой картины обсуждали наряды членов королевской семьи. Через два дня после премьеры «Не время умирать» вышел в британский кинопрокат, а 7 октября — в российский. В целом критики признали юбилейную 25 серию удачной — зрелищной и эмоциональной, с прекрасным экшеном и впечатляющим финалом.

Сценарий многих шпионских боевиков начинается с безмятежной жизни героя, которую разрушают некие обстоятельства невероятной силы. Покой Бонда, отошедшего от дел и отмокающего на Ямайке, нарушен визитом сотрудника ЦРУ Феликса Лейтера (Джеффри Райт).

Необходимо найти пропавшего вместе со смертельными биоматериалами ученого Обручева (Давид Денсик). Несложно догадаться, что ученый похищен, и с этой самой минуты начинается заключительное противостояние Бонда ослепленному манией величия злодею Люциферу Сафину (Рами Малек).

Продолжительность фильма — 2 часа 43 минуты, но они пролетят незаметно для фанатов бондианы, ждавших с момента выхода предпоследней части целых 6 лет!

Режиссер Кэри Фукунага, Дэниел Крейг и Леа Сейду на съемочной площадке

Стоит признать, со времен «Казино "Рояль"» Дэниел Крейг немного изменился. Но он и сам преобразил имидж бондианы. До «Казино» агента более или менее удачно играли разные уважаемые актеры, но все они пребывали в довольно однообразном амплуа. Этакие представления журналов мужской одежды ХХ века об аристократах Его Величества, обученных красиво держать склянку и оружие.

В этом плане Крейг больше напоминал настороженного секьюрити. С его появлением образ Бонда утратил любые намеки на слащавость и полигамию, приобрел некоторый драматизм и даже приятную уму рефлексию. Теперь 007 не меняет женщин как перчатки. Он превратился в преданного зверя, пускай и себе на беду. Логично, что с тех пор мы стали меньше следить за моделями Aston Martin на экране и знаменитыми Omega на запястье Джеймса. Куда больше нас волновал холодный блеск глаз Бонда.

Режиссером 25-го фильма стал Кэри Фукунага («Джейн Эйр», «Настоящий детектив»), ну а нам, к счастью или к сожалению, никогда не узнать, какой была бы история выбывшего из проекта Дэнни Бойла. Продюсеры Барбара Брокколи и Майкл Уилсон, пригласив в режиссерское кресло Кэри, отошли от неизменного правила: картину впервые снимал не британский режиссер.

Фукунага, американец с японскими корнями, в одном из интервью сказал: «Мой Бонд не обязательно должен быть лучшим в мире. На самом деле я стремлюсь к чему-то, что тронет людей, что бьет в самое сердце». Над сценарием вместе с режиссером работали Нил Первис и Роберт Уэйд, а также Фиби Уоллер-Бридж («Убивая Еву»), и одной из главных задач команды было сделать Бонда еще более живым и усилить женские характеры.

Продюсеры картины Барбара Брокколи и Майкл Уилсон

Тем, кто не видел предыдущих фильмов с Крейгом, лучше посмотреть хотя бы «Спектр». Сюжеты двух картин связаны: в «Не время умирать» — множество отсылок к предыдущему фильму и «знакомые все лица» (M, Q, Мадлен Суонн, Блофельд).

Вообще, отличительная особенность фильмов о Бонде, начиная с 2006 года — это цельность, объединяющая все части единой сюжетной линией. «No Time To Die» — логическое завершение эпохи крейговской бондианы. Зритель наблюдает отставного агента в путешествии с Мадлен по Италии.

Чтобы окончательно распрощаться с прошлым, Джеймс отправляется на могилу Веспер Линд. Ну а дальше — взрыв, и вот уже Бонд в Aston Martin с пулеметами вместо фар вступает в схватку с очередными злодеями. А их с Мадлен романтическое путешествие с минуты на минуту завершится расставанием.

Фукунага вместе с Линусом Сандгреном умело очаровывают зрителя с первых кадров: панорамы Сардинии стремительно сменяют узкие мощеные улочки в сценах с погоней. И не стоит пытаться понять, почему после стольких смертельных трюков и пуль в лобовое Бонд все так же бодр и свеж (не считая пары пятнышек на воротнике).

Это совершенно не важно. Главное, что сцена — головокружительная! Такое чувство, что это ты сидишь в авто, оглушенный треском пулеметной очереди с одной стороны и «разбитый» пуленепробиваемым Бондом — с другой.

Что понравится одним и однозначно раздосадует других — так это женские персонажи. Три дамы в «Не время умирать» совсем не похожи на героинь всех прошлых фильмов о Бонде.

Возлюбленная Бонда, Мадлен Суонн, с самого начала находится в центре повествования (разве раньше мы видели что-то подобное?) с трагической историей из детства и странной связью с антагонистом. В то же время после довольно типичной для бондианы любовной сцены зритель видит ее в салоне авто. И здесь она совсем не эффектная девушка агента 007, а обычная женщина: перепуганная, заплаканная, со сморщенным лбом, теряющая доверие близкого человека.

Или Наоми (Лашана Линч) — сексапильная афроамериканка с явно повышенным тестостероном. Вы удивитесь, когда узнаете, кто эта леди, но ответ — подсказка, почему она всегда на шаг впереди Бонда.

Ана де Армас в роли кубинского агента ЦРУ Паломы — бриллиант фильма: яркая, стремительная и обломная в веселом смысле слова. Особенно на контрасте с вечно заплаканным и кислым лицом Сейду. Ана полностью делает сцену с перестрелкой, добавляя ленте нотку куража и веселья. И как-то искренне жалко, что ее роль — эпизодическая пятиминутка.

Критики уверены: герою Рами Малека не удалось затмить Кристофа Вальца (он и здесь появится на мгновение). Кроме того, многим не понравился внешне стереотипный образ Сафина. «Сколько можно? — писали журналисты, вспоминая Эрнста Блофельда, Рауля Сильву и (даже!) брата Короля Льва. — Даже в детских анимациях отрицательные персонажи изображаются со шрамами и рубцами. Это укрепляет идею о том, что любые отличия — плохо».

То есть продюсеров обвиняют в крайне клишированном подходе и дискриминации людей с увечьями при создании образа преступника. Но давайте не будем чрезмерно придирчивыми: зло — многолико и вместе с тем слишком однообразно. Малек играет в первую очередь интеллектуального противника Бонда, очень уравновешенного и безумного одновременно.

Кому-то его образ может показаться недостаточно проработанным, но он совершенно точно не воспринимается серым или скучным. Более того, проблески великодушия и отстраненная сентиментальность Сафина в некоторых эпизодах делают его действительно загадочным злодеем.

Фильм не только включает в себя типичный набор элементов бондианы: характерный антагонист, автомобильные погони с перестрелками, биологическое оружие — угроза для человечества. Юбилейная картина продолжает темы предыдущих фильмов с Крейгом-Бондом и добавляет сюжету отборной мелодрамы.

Кэри Фукунага подводит зрителя к логичному, очень живописному финалу. И даже с учетом всей критики стоит признать: достоинства ленты превышают ее незначительные недостатки вроде затянутого хронометража.

«Не время умирать» — отличное обезболивающее для всех фанатов Джеймса Бонда в преддверии паузы и пересудов о том, кому же дальше перейдет роль агента 007 (черному или белому, мужчине или женщине).

Кроме того (и слезы некоторых зрителей в финале были тому подтверждением), это сентиментальное прощание с самим Дэниелом Крейгом. А также, согласно традиции, очень чувственный и современный саундтрек. Спасибо!

Примечание: «It's time to say goodbye» — «Пора прощаться».