Всем привет!
Продолжаю тему развития сетапа. Предыдущая серия Санта Барбары тут https://stereo.ru/p/yyxff-zatsapilo
Про моддинг ЦАПа. Приехал Opamp SPARKOS LABS SS3602.
Поставил. Послушал пару недель. Хмм, чудес как то не слышно, цап в категорию за 1000 евро переходить отказался. Поставил обратно старый, показалось что бас слегка ослаб, но ослаб там где нужно. А так же, как то слегка душевнее заиграла музыка. Деталька за 7 евро переиграла детальку за 85.
Ну что ж, попытка не пытка. Ещё один пример, что не всё то золото, что хвалят. Sparkos на продажу, блок питания iFi в wishlist.
Теперь о главном. Купил сабвуфер SVS SB2000 Pro.
Вещь! Конец сабвуферного пути. Думаю, что басовую тему закрыл навсегда или очень надолго. Закрытый ящик это сила. Бас толкает, музыка прекрасна. Взял модель SB2000, а не SB1000. Спасибо мнению Alex, который написал, что разница заметна. Плюс я внимательно посмотрел описание и разница не только в мощности, а ещё и динамик разный. На треть дороже, решил не скупиться.
Какой вау эффект? О да!!!
Фильм, громкость как надо, достаточно громко, но уши не режет. Нормальный разговор героев, птички поют, машины ездят сзади. Вдруг БАМ ВЗРЫВ МАШИНЫ. Волна баса по комнате. Герои стоят охреневшие, я сижу на диване тоже охреневший. Потом падение деталек от машины и опять сравнительная тишина. Динамика невероятная, бас быстрейший. 1100 ватт в пике, 500 ватт RMS.
Теперь самое интересное - настройка. Один хренов динамик, а в настройке самый сложный компонент системы. Бас попил крови знатно. Как я уже писал раньше, обработка комнаты дала результат, IsoAcoustics Aperta SUB ещё улучшилa бас, но жирное но - бас всё равно не был таким, каким хотелось.
Итак, что я сделал?
Теория. Скачал программу Room EQ Wizard. Запустил Room Simulation в условной комнате (для иллюстрации физики):
Зачем? Найти комнатные моды по науке. Заодно прелюбопытное занятие потаскать виртуальный сабвуфер по углам, по комнате. Подвигать голову и тоже глянуть на изменение баса от места.
Какие главные выводы:
- местом прослушивания и местом саба можно сильно снизить пики баса. Движение жизнь. Физкультпривет, зато дешево и сердито.
- более печальный вывод, размещением ничего радикального с пиками или провалами баса сделать нельзя. Можно купить колонки и саб за триллион, но пики/провалы баса все равно останутся.
- программа и жизнь несколько отличаются. Главная мода точно посчитана, а остальные пики/провалы не точно. Надо мерить микрофоном на месте.
Что же делать, есть ли решение? Их есть у меня! Загибаем пальцы: отдельный DSP процессинг перед сабом, тоже самое в ресивере или параметрический эквалайзер в сабе.
Отдельное DSP сложно и относительно дороговато. Я не мистер Тупень, но не всё так просто с микрофоном, калибровкой и так далее. Тем более из вариантов, по сути, только одна фирма.
Ресиверы заточены на калибровку помещения, калибровка баса обычно с большим шагом. А хорошая калибровка частот ещё и только у топ ресиверов. Не то.
Остается главный виновник торжества - сабвуфер. Считаю, что это самый user friendly вариант. Параметрический эквалайзер есть у SVS и Elac. Остальные сабы нервно курят в сторонке и тихо плачут. Может ещё у кого есть, комментаторы поправят.
Что я сделал?
скачал Bass Mekanik Kontrol. Это не программа, а рипнутый диск. Там есть 80 треков от 20 hz до 100 hz с шагом по 1 герцу. И еще всякого разного по басу. Весьма познавательно для теста системы.
Дальше выставил громкость на тот уровень на котором слушаю музыку. Это важно, восприятие громкости баса не линейно!
Скачал на телефон измеритель давления звука Decibel Meter.
Взял Excel и погнал мерять давление у родных звука с шагом в 5 герц.
Ну а потом веселые старты с настройкой 3 эквалайзеров, которые могут влиять друг на друга. Сложные зоны проходил с шагом в 1 герц, калибровка, измерение снова. Около 2х часов ковырялся.
Вот что получилось:
Стоит отметить, что снижение на 12 децибел в аппликации дало снижение на 8-10 дб в точке прослушивания.
Для музыки и для большего панча я поставил поменьше снижение баса на 60 герц.
Теперь бас меня полностью удовлетворяет. Быстрый, четкий, когда надо создающий дрожь воздуха или удар в грудь.
Конечно, эта басовая история ещё не закончена. Можно и нужно потюнить фазу по градусам, расстояние до саба и уровень громкости. Тема со вторым сабиком открыта…
Как говориться hifi это путь.