История Klipsch настолько велика, что понятие «ретро-модель» применительно к продукции этого бренда становится весьма и весьма растяжимым. Например, легендарные Klipschorn родились в 1945 году, а модель Klipsch Forte, о которой пойдет речь сегодня, значительно моложе: ее первая версия появилась в 1985 году. Но в третьем десятилетии XXI века обе модели выглядят одинаково олдскульными.

Главная прелесть ретро-моделей Klipsch состоит в том, что инженерам компании не приходится что-либо вспоминать и воспроизводить давно утраченные технологии — все эти колонки с аутентичным винтажным дизайном обновляются пусть и не часто, но все же регулярно.

Причем каждое новое поколение дорабатывается с применением современных технологий и с оглядкой на актуальные требования к качеству звучания. Именно по этой причине Klipsch Forte IV — не совсем те колонки, какими кажутся на первый взгляд. Но обо всем по порядку.

Тот самый Klipsch

Акустика Klipsch Forte IV изготавливается в США, в городе Хоуп, штат Арканзас, что добавляет им немало ценности. Если бы речь шла о типовых колонках-«столбиках», особенно недорогих, вопрос производства был бы откровенно вторичен.

Но с линейкой Klipsch Heritage и моделью Forte IV, в частности — совсем другая история. Тут-то как раз хочется аутентичности и «того самого Клипша». Маркетологи тонко прочувствовали этот момент, и здесь Forte IV полностью соответствуют ожиданиям.

Солидных размеров «шкафы», классифицированные как напольная акустика, выглядят так же, как выглядели Klipsch лет 30–40 назад. Брутальный ретро-дизайн фронтальной панели с прямоугольными рупорами можно смягчить пестрыми тканевыми грилями.

Кстати, на ощупь оказалось, что материал — вовсе не шерсть или лен, как кажется издалека, а какая-то синтетика с довольно редким переплетением нити. Такие грили дают хорошую механическую защиту и при этом куда более прозрачны для звука, нежели аналоги с плотной натуральной тканью.

В вопросе отделки корпусов ожидания также оправдываются полностью: это живое полированное дерево, теплое и очень приятное на ощупь. Листы шпона подобраны по рисунку не только на корпусе одной колонки, но и в стереопаре — и две колонки из комплекта выглядят как близнецы с зеркальной симметрией. В интерьере смотрится безупречно, и напомню: произведено и отполировано вручную в городе Хоуп, штат Арканзас, США.

Завершают образ Klipsch Forte IV разного рода приятные мелочи и акценты. На задней стенке есть наклейка с личной подписью инженера по контролю качества. Клеммы подключения очень крепкие, мощные, полностью металлические — чисто американский подход, никаких пластиковых гаек! Эти и другие детали в сочетании с общей монументальностью формы создают ощущение добротности и основательности.

Хайтек-рупоры

Рупоры — основа основ Klipsch. Единожды выбрав это направление в развитии акустики, несколько поколений инженеров не отступали от него ни на миг, доводя идеи Пола Клипша до совершенства. Процесс не останавливается и по сей день.

Прецизионные, теперь уже компьютерные расчеты позволяют еще точнее контролировать рабочие параметры фирменных рупоров. И каждое значимое изменение в их конструкции в обязательном порядке патентуется.

Одно из недавних — технология Mumps, усложняющая форму классического рупора Tractrix за счет дополнительных выступов, сглаживающих его внутренние грани. Данная технология реализована в большом среднечастотном рупоре Klipsch Forte IV и позволяет добиться более цельного и однородного звучания в точке прослушивания.

Драйвер среднечастотника также обновили — по заявлению производителя, теперь он звучит более детально и динамично. На верхних частотах установлен рупор более классического вида, а в его центре спрятан драйвер меньшего размера с титановой диафрагмой и новым фазовыравнивающим телом, дающим лучшую фокусировку звука.

Двойной удар

Басовик Klipsch Forte IV — абсолютная классика жанра. Большой, 12-дюймовый, с прочным целлюлозным диффузором, установленным на гофрированном тканевом подвесе. Такие динамики не имеют большого рабочего хода, но благодаря упругому подвесу звучат предельно точно и совершенно не склонны размазывать бас или путать ноты. Одним словом, они предпочитают качество количеству. Но есть один нюанс.

Не нужно быть экспертом в области акустики, чтобы понять простой факт: большой динамик, установленный в большом закрытом ящике, неизбежно заставит стенки этого ящика вибрировать. И, между прочим, «поющие» корпуса нередко оказываются главным секретом музыкальности винтажных колонок.

Внося рандомизированную окрашенность в широком спектре частот, их корпуса не только снижают детальность и размывают звук, но также делают подачу любой музыки более теплой, живой и тембрально богатой.

И только когда разработчики акустики убедились, что тембральная насыщенность, которую дают корпуса, не имеет ничего общего с реальным содержимым воспроизводимых записей, появился современный инженерный тренд на заглушение корпусов и создание максимально жестких, акустически инертных конструкций.

При этом полностью заглушить корпус размером с Forte IV даже с применением современных технологий можно, только сделав его стенки толщиной сантиметров по 5–10. Понимая это, инженеры Klipsch пошли совершенно другим путем: не имея возможности полностью уничтожить нежелательную вибрацию в закрытом корпусе, они решили ее перенаправить и использовать во благо.

Поэтому значительную часть задней панели занял пассивный излучатель. Он больше по размерам, чем активный динамик — имеет калибр 15 дюймов. Диффузор пассивного излучателя такой же по фактуре и жесткости, как и у активного, но оснащается более современным на вид резиновым подвесом. При этом упругость подвеса и ход диффузора у обоих излучателей практически идентичны.

В результате вся энергия, которая могла бы сотрясать стенки корпуса, порождая призвуки, стала уходить на раскачку пассивного излучателя. Это вполне можно ощутить, просто положив руку на корпус работающей акустики. И, конечно же, сам факт наличия дополнительного басовика на задней панели положительно повлиял как на глубину баса, так и на масштаб звуковой сцены.

Совместимость

Согласование не самого простого набора активных излучателей, установленных в Klipsch Forte IV, обеспечивает кроссовер, созданный с применением технологий, заимствованных у самых известных и солидных моделей компании: Klipschorn и La Scala. Это фильтр с высокой крутизной спада, собранный на высококлассных компонентах и обладающий исключительной прозрачностью для музыкального сигнала.

Рабочие характеристики Klipsch Forte IV порадуют любого аудиофила: мощность 100 Вт при импедансе 8 Ом сопровождается рекордной чувствительностью 99 дБ. Это позволяет раскачать огромные колонки практически любым усилителем, за исключением откровенно слабых моделей.

Вот и тестовый сетап удалось собрать очень интересный. В роли источников — CD-проигрыватель Lyngdorf CD-2 и проигрыватель винила Music Hall mmf-11.3 с фонокорректором Manley Chinook; усиление ламповое — Manley Stingray II. Все компоненты системы отличаются высоким классом качества, вполне соответствующим акустике.

Усилитель обладает живым и выразительным звучанием с хорошей передачей масштаба звуковой сцены. Кроме того, он не имеет проблем с динамикой, как некоторые ламповые аппараты, а 40 Вт выходной мощности в ультралинейном режиме оказалось более чем достаточно для уверенной работы Klipsch Forte IV на любой громкости.

До глубины души

Первый вопрос, который возникает при одном взгляде на Klipsch Forte IV: «не будут ли эти колонки крикливы, как те репродукторы, которые обычно вешают на столбы?» И повод для беспокойства, конечно, есть: рупоров у этой модели предостаточно.

И если на верхних частотах подобное оформление мало кого удивит, то рупор на середине встречается не часто, что как раз и настораживает. Обстановку подогревают и винил с ламповым усилением. Буквально все стереотипы собрались в одном сетапе — не знаешь, чего больше бояться!

Чтобы не терзаться сомнениями, ставлю пластинку Amy Winehouse — «Frank» и... не замечаю ровным счетом ничего из ожидаемых негативных эффектов. Ни рупорной окрашенности, ни «теплого лампового звука», ничего подобного нет и в намеках. Не долго думая, перешел на AC/DC — снова все звуки на местах. Далее для контраста взял пластинку Dire Straits «On Every Street» — тот же результат.

При этом у системы точно есть свой характер: звук получился очень напористым, плотным и энергичным. Это сыграло в плюс при прослушивании AC/DC, отлично передало энергетику Эми, взбодрило «Calling Elvis», но при этом совершенно не испортило звучание медленных и минорных вещей — деликатность и утонченность в звучании сохранились. А одноименная композиция «On Every Street» вызвала толпы мурашек благодаря хорошему динамическому диапазону системы, который отлично воспроизвел плавное развитие мелодии от пиано к форте.

Сильная сторона акустики, равно как и остальных компонентов системы — это исключительная прозрачность во всех смыслах этого слова. Характер винилового релиза и степень изношенности пластинок были хорошо заметны, но при этом из каждой записи извлекался максимум живых эмоций и реалистичных музыкальных образов.

Не топать в такт «Thunderstruck» невозможно, Эми, будто живая, стоит с микрофоном совсем рядом, в полутьме сцены, хиты Dire Straits гипнотизируют и завораживают сочетанием мелодической затейливости и душевной простоты, в которых так хорош Нопфлер.

Чтобы исключить влияние на процесс «магии винила», я перешел на «бездушную цифру» в лице Lyngdorf CD2. Разница в звучании несомненно есть — в частности, верхние частоты стали прорисовываться более четко, немного собрался и уплотнился бас.

При этом градус музыкальности ничуть не понизился, а способность системы вовлекать в прослушивание по-прежнему впечатляет, не оставляя шансов на отстраненное аналитическое восприятие музыки. При работе с цифровым источником Klipsch Forte IV столь же успешно сочетают мощный драйв и способность раскрывать самую тонкую и деликатную музыку.

Дополнительные факторы

В ходе прослушивания выяснилось, что грили на этой акустике — совершенно не случайный элемент не только в плане дизайна, но и с точки зрения звука. Их наличие и отсутствие дает два разных характера стереокартины.

Без грилей сцена выдвигается ближе к слушателю, а характер звука получается более ярким на средних частотах. С грилями вся звуковая картина отодвигается чуть назад, подача становится более ровной и комфортной, а самое любопытное, что потери детальности не происходит, скорее даже наоборот — в некоторых моментах разборчивость улучшается.

Мое предпочтение — звук с грилями, что, впрочем, можно сказать и об эстетической стороне вопроса. Рупоры и бумажный басовик выглядят шикарно, но с пестрыми ретро-грилями шпонировые бока акустики сочетаются лучше, да и визуальный образ получается более завершенным. Впрочем, вернемся к звуку.

Чем качественнее и интереснее была запись, тем интереснее звучала система. Это может сделать пользователя Klipsch Forte IV очень взыскательным меломаном. Мне вот всегда нравилось звучание первопрессов Dire Straits и куда меньше — все остальные ремастеринги. В ходе тестирования я в очередной раз убедился в своих предпочтениях.

Что же касается выбора музыкальных жанров — в этом Klipsch Forte IV пользователя никак не ограничивают. Не только джаз, рок и классика подвластны этим колонкам — качественная электронная музыка звучит превосходно, металл, сложные экспериментальные жанры также воспроизводятся без проблем.

И если в музыке есть душа, суть, идея — Klipsch Forte IV помогут услышать и прочувствовать это во всех подробностях. Не сложиться может лишь с некоторыми направлениями популярной музыки — компрессия и простота мелодий довольно быстро надоедают.

Итоги

Готовясь к тесту, я подсознательно ожидал увидеть и услышать нечто специфическое с выраженным винтажным привкусом, подходящее для узкого круга ценителей и для ограниченного набора музыкального материала. Увидеть — увидел.

Klipsch Forte IV с Manley смотрятся эффектно и гармонично, но зрелище это действительно на любителя. А в том, что касается звука, опасения не подтвердились ни по одному пункту. Ни жанровости, ни окрашенности — только положительные эмоции.

Главное наблюдение — что бы ни звучало, не возникает ровным счетом никакого желания переключить трек на полдороге. Даже ту музыку, которую я не могу назвать «своей» и редко слушаю в обычной жизни, хотелось дослушать до конца.

Детальное и выразительное звучание, высокая чувствительность, качественная отделка

Большие габариты, специфический дизайн

Klipsch Forte IV

520 000 рублей

Диапазон частот: 38–20 000 Гц

Импеданс: 8 Ом

Чувствительность: 99 дБ

Звуковое давление: до 116 дБ

Количество полос: 3

ВЧ-излучатель: рупор, драйвер с титановым куполом 25 мм

СЧ-излучатель: рупор, драйвер с полиамидным куполом 44,5 мм

НЧ-динамик: бумажный конус 305 мм

Пассивный излучатель: бумажный конус 380 мм

Мощность: 100 Вт

Габариты: 419 х 914 х 220 мм

Масса: 32,7 кг