«Тихое место» (A Quiete Place) — новый фильм пока еще не очень известного в наших краях режиссера Джона Красински со следующей недели в российском прокате. Картина уже получила 100% из 100 на Rotten Tomatoes; ее сценарий отметили в числе десяти лучших за прошлый год, ну а сам Красински удостоился сравнения с влиятельными режиссерами Голливуда.

«Тихое место» погружает зрителя в почти безлюдный мир — с первых кадров он кажется идеальным: живописные виды природы, буйство зелени и непроходимые тропы, горные реки и сумеречные поля. Выглядит как мечта, эко-лагерь для избранных. Почему же тогда лица родителей так печальны, дети с тревогой смотрят вдаль в страхе лишний раз пошевелиться, а вечерняя молитва семейства — безмолвна?

«Тихое место» — фантастический мир, созданный режиссером Джоном Красински и сценаристами Скоттом Бэком и Брайаном Вудсом, в котором молчание — единственная возможность остаться в живых: слепое нечто появляются из ниоткуда, едва заслышав малейший звук, и убивает. Именно поэтому в изолированном, уединенном мире общение семейства происходит на языке специальных жестов, вместо посуды используются листья салата, а перемещения по дому насколько возможно бесшумны. Вопрос лишь в том, как долго может продлиться молчание, ставшее в версии Красински действительно золотом высшей пробы?

Продюсировал фильм Майкл Бэй, режиссер самых кассовых фантастических боевиков и продюсер знаменитых голливудских ужастиков. Масштабностью и размахом «Тихое место» совсем не «Трансформеры», однако сама идея именно хоррора повторяется: и «Ужас Амитивилля», и «Пятница 13-е», и «Техасская резня бензопилой» затрагивают тему иррационального зла — дикого, бессмысленного и кровожадного.

Милли Симмондс, Ноа Джуп, Джон Красински и Майкл Бэй

Зло Красински необъяснимо: зритель может лишь догадываться о его происхождении, и визуально оно, скорее всего, напомнит творения Ридли Скотта или Джона Карпентера. Интересен прием, который использует Красински: в напряжении зрителя держит отнюдь не визуальный ряд, хотя он, безусловно, хорош. Пожалуй, фильм станет приятным сюрпризом для аудиала, ведь в мире, где нельзя использовать голос в полную силу, каждый звук — шуршание листвы, пение птиц, редкий, едва уловимый шепот героев — становится уникальным, приобретая удивительный объем и чистоту. Действительно жутко становится в те моменты, когда чье-то неосторожное движение нарушает тишину. Впрочем, перманентное волнение во время просмотра — от осознания того, что любой неосторожный звук потенциально опасен.

Главные роли в фильме исполнили сам Красински (известен по роли Джима Халперта в сериале «Офис») и Эмили Блант («Убийца», «Девушка в поезде»), которые в реальной жизни являются мужем и женой. Кстати, это их первая совместная работа, не считая «Маппеты», где у них не было общих сцен.

Эмили Блант в роли матери еще более убедительна, чем в роли агента по розыску похищенных. «Мы должны их защитить! Кто еще, кроме нас?» — обращается Эвелин к супругу. Ну а мы понимаем, что актриса не просто вживается в роль, что тема семьи близка им обоим — и ей, и Красински.

Очень много значительных деталей, создающих настроение. В самом начале оператор дает крупным планом жилище с дорогими для домочадцев вещами, среди которых деткие игрушки — напоминание о погибшем сыне. Необыкновенно выразительна сцена с сердцебиением нерожденного ребенка Эвелин: в ней без единого слова, очень эмоционально, передано отчаяние матери, смирившейся с мыслью о том, что ее младенец войдет в мир, в котором плач рождения противоречит жизни.

Темы близости, ответственности, любви и прощения заставляют задуматься и поднимают заявленный жанр «мистика, ужасы» до драматического триллера с элементами философии.

Фильм построен на контрастах: красота дикой природы и отвратительные (инопланетные?) создания, противоречивые чувства отца к дочери, ставшей виновницей гибели брата, безмолвное застолье в доме и грохот горного водопада. Поэтому, несмотря на кинематографические штампы, которых, увы, Красински избежать не удалось, на многочисленные отсылки к фильмам прошлых лет и невнятный финал, картину нельзя отнести к разряду второсортных.

Да, это не шедевр, а скорее проба пера: в сравнении даже с последним «Чужим» работа Красински проигрывает по содержанию. Однако «Тихое место» имеет безусловное достоинство, перекрывающее все недостатки: создателям удалось выйти за рамки заявленного жанра, компенсировав недочеты мощной драматической составляющей и кастингом актеров.

Что ж, подождем до конца 2018-го, что нам там еще покажут? Но есть вероятность, что «Тихое место» таки станет лучшим триллером этого года.