Разрабатывая средние и старшие модели специалисты вольны принимать даже бескомпромиссные решения, практически не считаясь с затратами. Иное дело — бюджетная техника. При ее проектировании каждый цент на счету, создать качественный аппарат гораздо сложнее, а значит, и тестировать его интересней. Именно поэтому две бюджетные модели Yamaha оказались в нашей лаборатории.

Мы уже не раз писали, что комбинация из CD-проигрывателя и полного усилителя перестает быть классической «вещью в себе», т.е. воспроизводить лишь компакты и аналоговый сигнал с других традиционных устройств (тюнера, кассетной деки, виниловой вертушки). Современный потребитель желает прослушивать цифровые аудиофайлы — с компьютера, сервера или из интернета. А желание потребителя — закон для производителя. Вот почему в индексе нового плеера Yamaha появилась многообещающая буковка N (c нее начинается английское слово «network», т.е. «компьютерная сеть»). Но не будем забегать вперед.

При знакомстве с 301-м проигрывателем кажется, что он очень хотел стать 2100-м, только ростом не вышел. В самом деле, высота CD-N301 всего 86 мм (против 137 мм у CD-S2100), а в остальном они очень похожи. Скажу больше — по-моему, CD-N301 выглядит пропорциональнее старшего собрата: став чуть менее солидным, он явно приобрел в элегантности. На фасаде из «тертого» алюминия доминируют матричный дисплей и лоток транспорта, визуально составляющий единое целое с кнопкой Eject, а также поворотно-нажимной переключатель для работы с цифровыми файлами.

Остальные органы управления — прямоугольные или квадратные кнопки, такие же, как у CD-S2100. На первый взгляд они создают впечатление делового беспорядка, но вскоре понимаешь, что в их очертаниях и расположении есть несомненная логика. Большие квадратные кнопки слева от дисплея отвечают за выбор источника и режима Pure Direct, прямоугольные и миниатюрно-квадратные справа — за доступ к функциям воспроизведения.

Сказать, что CD-проигрыватель Yamaha CD-N301 и усилитель Yamaha A-S301 выполнены в едином дизайне, пожалуй, нельзя, (в частности, на фасаде всего две кнопки, сетевая и включения режима Pure Direct). Тем не менее визуальная гармония аппаратов близка к идеалу — не в последнюю очередь потому, что оба компонента олицетворяют приверженность фирмы устоявшимся Hi-Fi-канонам

Тракты обработки данных с компакт-диска и из сети питаются от разных источников, что снижает уровень взаимных помех. Этому же способствует и минимизация пути, проходимого сигналами внутри корпуса. В схемах применяются комплектующие высокого качества, в частности, микросхема сверхточного ЦАПа Burr Brown, способная работать с сигналами разрешением до 32 бит/192 кГц. Отключить все неиспользуемые в данный момент цепи и тем самым еще больше повысить качество звучания позволяет режим Pure Direct. При длительном (порядка 8 ч) отсутствии полезного сигнала функция Auto Power Standby переведет плеер в режим ожидания.

С компакт-дисков CD-N301 читает записи МР3 и WMA, а по сети — еще и AAC, FLAC и WAV, причем формат файлов двух последних разновидностей может достигать 32 бит/192 кГц. Поддерживается технология AirPlay, обеспечивающая беспроводной доступ к фонотекам, которые хранятся на компьютере или iOS-гаджете. При выходе в интернет сервис vTuner позволит насладиться выбором из сотен web-станций, а поддержка DLNA 1.5 — воспроизводить аудиозаписи с любого устройства, находящегося в домашней сети.

Управлять проигрывателем можно как при помощи штатного пульта ДУ, так и через смартфон или планшет на платформе iOS/Android — нужно лишь загрузить на гаджет бесплатное приложение Yamaha NP Controller.

Задние панели CD-проигрывателя Yamaha CD-N301 и усилителя Yamaha A-S301.На задней панели плеера, помимо стандартных гнезд аналогового и цифровых выходов, имеется порт Ethernet и разъем USB A для питания опционального Wi-Fi-адаптера Yamaha YWA-10. Усилитель, кроме пяти линейных входов и входа Phono-корректора для ММ-картриджа, оснащен выходом на сабвуфер, а также коаксиальным и оптическим портом цифрового аудиосигнала

Перейдем к усилителю. Регуляторы тембров, баланса и тонкомпенсации оснащены рукоятками в виде усеченных конусов, за изменение громкости и выбор входов отвечают круглые рукоятки, большого и малого диаметра соответственно. Также имеется поворотный переключатель для работы с одним/двумя комплектами акустики или только с наушниками, 6,3-мм выход на которые расположен рядом. Согласитесь, иначе как классикой жанра такое оформление не назовешь.

Зато экипировка задней панели — нечто гораздо большее, чем простая дань традициям. Кроме пяти линейных входов (два со сквозным каналом) и входа Phono-корректора для ММ-картриджа, предусмотрены выход на сабвуфер, а также коаксиальный и оптический входы цифрового аудиосигнала. Имеется и гнездо USB B, играющее роль источника питающего напряжения 5 В для фирменных аксессуаров Yamaha, например Bluetooth-адаптера YBA-11.

Примечательно наличие двух пар акустических клемм, что позволяет организовать работу АС по схеме bi-wiring, и переключателя, обеспечивающего точное соответствие выходного сопротивления усилительного тракта импедансу подключенных колонок. Короче говоря, чувствуется, что качеству конструкции этого тракта разработчики уделили первостепенное внимание. Он создан по технологии ToP-ART (Total Purity Audio Reproduction Technology, дословно «технология передачи полностью чистого звучания»). Она подразумевает разработку печатной платы с оптимальной топологией (путь прохождения сигнала должен быть максимально коротким и по возможности прямым), создание симметричной схемы для правого и левого канала, а также введение в конструкцию корпуса массивной рамы (в основании), на которую крепится усилительный тракт, что увеличивает жесткость и степень демпфирования.

Из других эффективных решений отметим применение комплектующих высокого качества (заказных реле, конденсаторов и сетевого трансформатора), одноточечное заземление, а также изготовление радиаторов выходных транзисторов методом литья под давлением (такие радиаторы, в отличие от «ленточных», не являются дополнительным источником вибраций, а, наоборот, обеспечивают защиту от них).

В центре корпуса проигрывателя находится транспортный механизм. Узлы обработки цифровых и аналоговых сигналов собраны на одной плате (вверху), импульсный блок питания — внизу

Разработчики утверждают, что при проектировании A-S301 был задействован весь опыт фирмы по созданию не только усилителей, но и музыкальных инструментов. А он подсказывает: чем меньше препятствий на пути распространения звука, тем выше его качество. В связи с этим предусмотрена возможность отключить регуляторы тембров, баланса и тонкомпенсации (режим Pure Direct). C другой стороны, при прослушивании на малой громкости для сохранения естественного звучания необходимо увеличивать амплитуду низких и высоких частот. Для этого предназначена тонкомпенсация. Однако в отличие от большинства усилителей, в которых этот параметр изменяется ступенчато (вкл/выкл), у A-S301 данная регулировка — плавная, степень искривления АЧХ можно выбирать по собственному вкусу.

Усилитель имеет нестандартную компоновку. Центральное место занимают радиаторы выходных транзисторов. Они экранируют тракт от Ш-образного трансформатора блока питания

Встроенный ЦАП позволяет принимать цифровой аудиосигнал с DVD/BD-плеера, спутникового ресивера или телевизора, а если подключить к усилителю опционный Bluetooth-адаптер YBA11 (по коаксиальной шине — соответствующий выход у адаптера есть), вы получите возможность воспроизводить файлы, хранящиеся на смартфоне. Кодек aptX поддерживается, поэтому потери при беспроводной передаче сигнала будут минимальны. Подобно плееру CD-N301 усилитель оснащен функцией Auto Power Standby: больше 8 ч аппарат простаивать не будет, он перейдет в режим ожидания.

К CD-проигрывателю Yamaha CD-N301 и усилителю Yamaha A-S301, независимо от цвета их отделки, прилагаются серебристые пульты ДУ. Их 8-угольный корпус выглядит довольно стильно. Кнопки в основном маленькие, но расстояние между ними достаточно велико, чтобы исключить ошибочное нажатие. ПДУ проигрывателя (внизу) позволяет управлять и основными функциями усилителя

Тандем 301-х оказался на удивление слаженным. Разумеется, от них нельзя ожидать столь же объемной аудиосцены, которую месяцем ранее создавал в нашей лаборатории комплект Yamaha CD-S2100/A-S2100, хотя отдадим должное — по воодушевлению, с каким исполнялись записи любого жанра, младшие братья почти не уступали старшим. Рискну заявить (надеюсь, представители фирмы простят мой радикализм): если всей остальной музыке вы предпочитаете классический рок и не стремитесь взметнуть в гостиной звуковое цунами, герои нашего сегодняшнего теста вас устроят вполне — переплачивать многие тысячи рублей за аппараты класса High End, ей-богу, не стоит. Если же говорить об уступках, на которые пошли разработчики из соображений экономики, то эти компромиссы вылились не в недостатки, а в... избыток: в расчете на то, что небогатый звуколюб, стремясь усовершенствовать существующую аудиосистему, ограничится покупкой или плеера, или усилителя, инженеры наделили возможностью работать с Bluetoothадаптером оба аппарата. Похвальная щедрость.

Результаты измерений и паспортные данные CD-проигрывателя Yamaha CD-N301 и усилителя Yamaha A-S301

Результирующая АЧХ комплекта (сверху слева), АЧХ/КНИ встроенного в усилитель ЦАПа (сверху справа), АЧХ/КНИ встроенного в проигрыватель ЦАПа (посередине), спектр выходного сигнала встроенного в проигрыватель ЦАПа (снизу слева), спектр выходного сигнала встроенного в усилитель ЦАПа (снизу справа)

Судя по результатам измерений, Yamaha просто не умеет работать спустя рукава — даже над компонентами бюджетного класса. Графики АЧХ проигрывателя СD-N301 и стоящего в несколько раз больше CD-S2100 трудно отличить друг от друга (а дисбаланс каналов у 301-го даже лучше). Так же можно характеризовать спектр выходного сигнала («коврик» висит на уровне –100 дБ и никаких следов паразитных гармоник не заметно). Лишь по величине КНИ бюджетный плеер уступает старшей модели, да и то не слишком. Кроме того, он инвертирует фазу входного сигнала.

Не столь блистательны характеристики усилителя: при очень хорошей АЧХ темброблоки работают с большой несимметричностью. Зато фактическая мощность превышает заявленную более чем на 15%, поэтому в стереорежиме паспортные 80 Вт/кан. обеспечиваются запросто, а солидный коэффициент демпфирования свидетельствует о способности усилителя эффективно работать даже с большими напольными громкоговорителями. Встроенный ЦАП несколько разочаровал: при качественной АЧХ он выдает сигнал с довольно высоким КНИ.

Данные лаборатории Stereo&Video, декабрь, 2014

CD-плеер СD-N301

Неравномерность АЧХ, дБ: 0,19

Дисбаланс каналов на частоте 1 кГц, дБ (L-R): 0,01

КНИ на 1 кГц/пик, %: 0,0025/0,0045

Усилитель A-S301

Рвых (КНИ 0,7%, 8 Ом) на 80/1000/10 000 Гц: 71,6/72,4/70,4 Вт

Коэффициент демпфирования: 106

КНИ на 0,5 Pвых на 80/1000/10 000 Гц: 0,0115/0,0099/0,0217%

Верхняя рабочая частота по уровню –0,5/–3/–6 дБ: 32/>90/>95 кГц

Неравномерность в полосе частот 20—20 000 Гц: 0,6 дБ

Уровень АЧХ на частоте 10/95 кГц: –0,55/–2,50 дБ

Взаимопроникновение (L-R/R-L): 57,4/56,2 дБ

Дисбаланс каналов: 0,13 дБ

Паспортные данные

CD-плеер СD-N301

Аудиовыходы: линейные (стерео)2хRCA, балансные–, цифровыекоакс./опт., порт USB B+

Масса: 3,2 кг

Габариты: 435x86x260 мм

Потребление/Standby: 10/0,4 Вт

Чтение носителей (форматов): SACD/CD/CD-R/CD-RW (МР3/WMA)+/+/+/+ (+/+), FLAC/ALAC/WAV+ (до 24/192)/–/+ (до 24/192)

Режимы воспроизведения: повтор диск/трек+/+, случайный+, по программе+

Управление: пульт ДУ плеер/усилитель

Усилитель A-S301

Выходная мощность (8 Ом): 2х60 Вт

Аудиовходы/выходы: линейные5/2, балансные; Phono–/–; +/–, цифровые входы: коакс./опт., порт USB B: +

Выход на наушники (6,3 мм): +

Вход триггера: 12 В–

Масса: 9,0 кг

Габариты: 435x151x387 мм

Потребление/Standby: 430/0,4 Вт