Главным гуру фирмы Marantz считается Кен Ишивата, однако на звание кудесника могут претендовать и его сослуживцы — им удалось опровергнуть расхожее мнение о том, что конструктивные резервы комплекта СD-плеер/полный усилитель давно исчерпаны. В чем же изюминка системы, представленной на суд нашим экспертам?
Памятуя о том, что в идеале потенциальный покупатель должен влюбляться в свою будущую технику с первого взгляда, дизайнеры Marantz сотворили очередные чудеса элегантности. Да, внешний облик аппаратов (кстати, они изготовлены в Японии) давно знаком нашим постоянным читателям — хотя бы по «жемчужинам Кена Ишиваты», комплекту SA-KI-Pearl/PM-KI-Pearl, удостоенному высокой оценки в нашем тестировании в 2010 году. Прошло ровно 4 года (по Hi-Fi-летоисчислению это целая эпоха), однако удачно найденные декоративные решения ничуть не устарели.
Алюминиевая передняя панель не цельная, как может показаться на первый взгляд. Она состоит из трех частей: центральной вставки цвета «брызги шампанского» и двух скругленных серебристых боковин. Вставка представляет собой рабочую зону. На ней с идеальной симметрией расположены органы управления основными функциями.
У проигрывателя это кнопки доступа к режимам воспроизведения (увы, кнопка Eject ничем не отличается от остальных, нажать ее по ошибке очень легко) и миниатюрный регулятор громкости телефонного усилителя. Рядом находятся 6,3-мм выход на наушники и порт USB, способный работать с форматированными FAT16/32 флеш-картами и HDD-накопителями — шина питания выдает ток до 1 А. (К слову сказать, USB-порт совместим и с iOS-гаджетами.)
На задней панели многообещающий набор разъемов. Сразу бросаются в глаза позолоченные RCA-гнезда линейного стереовыхода, широко разнесенные во избежание взаимных наводок. Столь же качественными клеммами оснащены коаксиальный выход и (внимание!) вход цифрового аудиосигнала. Имеются оптический вход/выход, а также порт USB B и вход/выход внешнего ИК-датчика (с соответствующим переключателем). Короче говоря, перед нами CD-проигрыватель, способный играть роль внешнего ЦАПа. В связи с этим возможность установить его в закрытую стойку становится особенно актуальной.
Под капотом не менее солидная экипировка: мощный блок питания с тороидальным трансформатором и конденсаторами большой емкости, малошумящий ЦАП Crystal Semiconductors CS4398, высококачественный формирователь шума и два тактовых генератора с низким джиттером. Усилительный тракт аналогового сигнала основан на быстродействующих модулях HDAM SA2 с дифференциальным входом (они работают и с сигналом для наушников).
Фактически это операционные усилители, а они — по крайней мере, в теории — работают практически в бесконечном диапазоне частот. Собранные на дискретных компонентах аудиофильского качества, модули HDAM SA2 способны, по утверждению разработчиков, передать тончайшие нюансы SACD-записей, причем не только с диска, но и с внешнего накопителя или компьютера. Последнее стало возможным благодаря асинхронному USB-интерфейсу и наличию специальной звуковой PC-карты, считывающей поток PCM 24 бит/192 кГц и DSD 2,8/5,6 МГц, а также гальванической развязке USB-порта, которая защищает от проникновения помех с компьютера.
Помимо электронных, применяются и механические меры стабилизации работы. В частности, транспортный механизм расположен точно в центре тяжести корпуса и задемпфирован столь эффективно, что вращающийся диск практически не вызывает вибраций. Шасси усилено дополнительной плитой в основании, поэтому масса проигрывателя составляет ни много ни мало — 8 кг.
С болванок, твердотельных носителей или iPod читаются, кроме упомянутых DSD-файлов, записи MP3, AAC, WMA и WAV (до 24/192), но не FLAC/ALAC. Вся информация выводится на флуоресцентный дисплей на передней панели. Яркость дисплея можно уменьшить, а можно и вовсе выключить его: показания будут высвечиваться только при выборе трека. Предусмотрены разнообразные варианты воспроизведения — случайный, по программе, а также автоматическое сканирование, облегчающее поиск нужной композиции (проигрываются 10 с каждого трека). Есть и подобие режима Pure Audio (отключение цифровых выходов), а также Auto Standby — при отсутствии входного сигнала или нахождении в режиме Stop более 30 мин плеер выключится.
Усилитель РМ8005 ничуть не уступает проигрывателю по качеству инженерных и дизайнерских решений. О последних, наверное, и распространяться не стоит — они видны, как говорят, невооруженным глазом: компоненты гармонируют друг с другом идеально. Между тем, если присмотреться к передней панели усилителя, с изумлением обнаружишь, что она выполнена в совершенно ином функциональном ключе. В отличие от фасада проигрывателя здесь царят поворотные переключатели. Не считая регулятора громкости, их пять. Четверка небольших рукояток в центре позволяет изменить баланс, а также тембр низких, высоких и... средних частот (полезная возможность для тех, кто часто слушает сжатую музыку). Крупная рукоятка слева отвечает за выбор источника, и — нельзя не восхититься индикацией активного входа! Его название подсвечивается голубым светодиодом под серебристой вставкой, а сам процесс выбора напоминает поиск станции на шкале классического аналогового радиоприемника. Есть от чего прийти в ностальгический восторг!
Население задней панели усилителя многочисленно и разнообразно. Имеются винтовые акустические клеммы для двух пар колонок, вход на фонокорректор для работы с ММ-картриджем вертушки винила, пять линейных стереовходов и два выхода — регулируемый (для того, что у нас в редакции называют наращиванием мускулов, т.е. подключения мощника) и нерегулируемый на запись.
Предусмотрен и нерегулируемый вход. Он задействуется посредством кнопки Power Amp Direct на передней панели, при этом сигнал подается непосредственно на каскады усиления мощности. Такой вариант работы по достоинству оценят владельцы многоканальной системы домашнего кинотеатра с AV-процессором, желающие при помощи РМ8005 раскачать фронтальную акустику.
Не забыт и вход/выход внешнего ИКдатчика, так что в закрытой стойке можно разместить не только проигрыватель, но и усилитель.
Усилительный тракт представляет собой собранную на дискретных элементах трехкаскадную схему с токовой обратной связью и максимально короткими путями прохождения сигнала, симметричными для обоих каналов. Здесь, как и в проигрывателе, используются компоненты аудиофильского качества.
Мощностные характеристики тракта оптимизированы, для этого инженерам пришлось, помимо прочего, разработать для блока питания новый тороидальный трансформатор с двойным экранированием. В результате усилитель, по утверждениям разработчиков, способен укротить самые капризные колонки.
Для исключения микрофонного эффекта шасси усилено трехслойной металлической плитой в основании. Еще один подарок аудиофилу — режим Source Direct. Нажав соответствующую кнопку на пульте ДУ или фасаде усилителя, любитель «звука без прикрас» пустит входной сигнал в обход регуляторов тембра.
Главная особенность системы — та самая изюминка, о которой мы упомянули вначале — связана с распределением обязанностей между компонентами. Обработкой цифровых сигналов занимается плеер; усилитель же представляет собой чисто аналоговый аппарат. И многочисленные тесты в нашей лаборатории свидетельствуют: данный принцип разделения труда является наилучшим. Попытки вводить цифровые цепи в усилитель, как правило, пагубно сказываются на качестве звучания.
Между тем CD-проигрыватель является цифровым устройством, так сказать, по определению. ЦАП здесь уже есть, поэтому расширение его функций — например, введение возможности читать аудиофайлы высокого разрешения — не влияет на помехоустойчивость схемы. Несколько опасней в этом смысле наделение плеера сетевыми функциями, однако, судя по результатам измерений (см. техкомментарий), инженеры фирмы Marantz справились с этой задачей блестяще. Что подтверждает и лабораторное прослушивание.
В качестве главного тестового материала мы взяли юбилейное SACD-издание альбома Brothers In Arms группы Dire Straits — как на диске, так и в виде DSD-файла. В оригинале это многоканальная запись, а проигрыватель не рассчитан на их воспроизведение, поэтому он должен был сделать двухканальный даунмикс, качество которого нам очень хотелось оценить.
Результат превзошел наши ожидания. Создаваемая двумя тугими редакционными напольниками аудиосцена практически не потеряла в глубине, напор басовой гитары в композиции So Far Away слушатель ощущает всем телом, а знаменитое соло на саксофоне из песни Your Latest Trick трогает до слез. Общее впечатление — предельная слаженность и никаких затруднений при отработке сигнала с крутыми фронтами: от звуков «бочки» в движение приходила едва ли не вся масса воздуха в нашей комнате прослушивания. Трудно было поверить, что по паспорту мощность усилителя составляет всего 70 Вт/кан. Вот что значит правильно распределить роли!
Результаты измерений и технические характеристики SACD-проигрывателя Marantz SA8005 и усилителя Marantz PM8005
Характеристики проигрывателя лучше, чем у многих моделей премиум-класса. АЧХ укладывается в коридор шириной всего 0,1 дБ, дисбаланс каналов гораздо ниже уровня слышимости, КНИ тише воды ниже травы во всем диапазоне слышимых частот (пиковая величина больше измеренной на 1 кГц всего в полтора раза, а по абсолютному значению ничтожна).
«Коврик» спектра выходного сигнала располагается на сверхнизком уровне –105 дБ и не имеет следов паразитных гармоник («оборка» на частоте свиптона 20 кГц не в счет). Нет претензий и к усилителю. Можно поворчать о том, что регуляторы тембров изменяют не весь диапазон, а лишь одну частоту (40 Гц, 1 кГц и 11 кГц), но упрек будет не по существу. Важнее, что даже на 70 кГц амплитуда уменьшается меньше, чем на 1 дБ (потенциал SACD-записей будет полностью раскрыт). Кстати, вы заметили, что на графике АЧХ три горба/провала, а не два, как обычно? Это вызвано наличием регулятора тембра средних частот. Измеренная мощность превышает заявленную незначительно, тем не менее пользователь волен подключать к усилителю любые колонки — благодаря очень высокому коэффициенту демпфирования.
Данные лаборатории Stereo&Video, октябрь 2014.
Проигрыватель Marantz SA8005
Неравномерность АЧХ: 0,1 дБ
Дисбаланс каналов на 1 кГц (L-R): 0,1 дБ
КНИ на 1 кГц/пик: 0,009/0,0014 %
Усилитель Marantz РМ8005
Выходная мощность (КНИ 0,1%, 8 Ом) на 80/1000/10 000 Гц: 76,7/75,8/75,4 Вт
Коэффициент демпфирования: 145
КНИ на 0,5 Р ном на частоте на 80/1000/10 000 Гц: 0,011/0,011/0,015 %
Неравномерность АЧХ в полосе 20—20 000 Гц: 0,3 дБ
Уровень АЧХ на частоте 10/95 кГц: –0,1/–2,6 дБ
Верхняя рабочая частота по уровню –0,5/–3/–6 дБ: 40/>95/>95 кГц
Дисбаланс каналов: –0,2 дБ
Разделение каналов (L-R/R-L): 72,2/72,6 дБ
Паспортные данные
Проигрыватель Marantz SA8005
Аналоговые выходы: несимметричный/балансный+/–, на наушники6,3 мм
Цифровые входы/выходы: коаксиальный+/+, оптический+/+
Порт USB: A+B
Вход/выход ИК-датчика: +/+
Потребление/Standby: 29/0,2 Вт
Масса/габариты: 8,0 кг /440х104х341 мм
Чтение носителей SACD/DVD-A/CD/CD-R/CD-RW: +/–/+/+/+
Чтение форматов DSD/AAC/MP3/WMA/WAV/FLAC: +/+/+/+/+(до 24/192)/–
Уменьшение яркости/отключение дисплея: +/+
Режимы воспроизведения: повтор диск/трек+/+, случайный+, по программе+
Пульт ДУ: плеер/усилитель
Усилитель Marantz РМ8005
Выходная мощность (8 Ом): 2х70 Вт
Входы/выходы: несимметричные6, Phono/2
Выход на наушники: 6,3 мм
Вход/выход ИК-датчика: +/+
Потребление/Standby: 220/0,2 Вт
Масса/габариты: 12,0 кг /440х128х379 мм