Система, о которой я расскажу в этот раз, интересна сразу несколькими составляющими. Во-первых, это не просто система, а нечто большее — сочетание помещения со сложной звуковой обработкой, многоканальной кинотеатральной и стереосистемами. Во-вторых — имеет богатую предысторию и не меньшие перспективы развития. И в-третьих, находится все это не в жилом доме, а в рабочем кабинете, что само по себе встречается довольно редко.
Строилась эта система не один год. Многое изменялось и совершенствовалось в процессе. Владелец — весьма искушенный в звуке человек, предпочитающий очень разную музыку, к тому же ценящий хорошую технику и внимание к деталям. Эта система и техника — не первая и не единственная, к тому же все задумывалось не для эпизодических, а для регулярных и долгих прослушиваний.
Изначально все началось с помещения. И поскольку расположено все это было не в жилом здании — изначальные условия сильно отличались от тех, что обычно встречаются в домах и квартирах. По сути, комната строилась в свободном пространстве, и при проработке проекта планировались размеры, пропорции, подбирались материалы и конструкции для звуковой обработки. Сначала были построены стены. На этом этапе нужно было изолировать ее от окружающих помещений. Для этого, помимо специализированных материалов и конструкций, пришлось поработать и над дверью с полом.
Позже процесс перешел непосредственно в стадию звуковой обработки. Все элементы отделки помещения разрабатывались индивидуально под этот проект и изготавливались на заказ из дерева. Кроме декоративной функции просчитывалось рассеивание и звукопоглощение — те же специальные деревянные панели, которыми отделаны стены, имеют просчитанные отверстия, за которыми в нужных пропорциях размещены поглощающие материалы. Еще интереснее обстояло дело с потолком.
Изначально он был неровный, структура чем-то напоминала форму диффузора Шредера. Это свойство и было использовано — повторяющиеся элементы потолка собраны из массивных ребер, а между ними находятся тонкие панели со множеством отверстий. Таким образом, и помещение получило внешний вид, согласно пожеланиям владельца, и звуковая обработка была выполнена серьезная, проверенная расчетами и измерениями.
Техника в системе менялась неоднократно: здесь побывали и электростаты MartinLogan в связке с киловаттным сабвуфером JL Audio, и Sonus Faber, и Tannoy из старшей линейки. Последние, кстати, до сих пор стоят в комнате, но в перспективе их планируют доукомплектовать супертвитерами и отправить на новое место жительства в другую систему.
Усилительная часть также менялась — изначально это были интегрированный усилитель McIntosh со встроенным ЦАПом. Потом и этому аппарату нашлась замена в виде моноблоков MKW 1.2 и старшего двухблочного лампового предусилителя McIntosh.
Еще в то время, когда в системе работала акустика Sonus Faber Aida, понадобилась замена сабвуферу — прежний аппарат не успевал за колонками, и в хорошо отстроенной системе это было явно слышно. Поэтому на смену появилась связка из двух сабвуферов REL G1, собранных в единый комплекс согласно рекомендациям REL (возможность собирать стеки из двух и даже трех сабвуферов предусмотрена особенностями конструкции). Эту часть системы мы застали во время нашего визита, а вот основная акустика уже сменилась дважды. Сначала место Sonus Faber заняли Tannoy, а потом им на смену пришла старшая модель датской компании Audiovector — R11 Arrete. На этом можно предположить, что тема основной акустики закрыта надолго, если не навсегда, но вот НЧ-поддержка, вполне возможно, получит развитие в виде второго стека из пары REL G1.
Источники в системе также менялись неоднократно, но здесь нужно учесть специфику, поскольку основными музыкальными носителями являлись файлы в различных форматах, в том числе HD, а не оптические и аналоговые носители.
В самом начале, в паре с интегрированным усилителем McIntosh в качестве цифрового транспорта проигрыватель Dune HD Max, который и сейчас остался в системе, правда на правах временного-подменного аппарата. Позже, когда вместо интегральника появились моноблоки и предусилитель, в тракт добавился ЦАП Antelope Audio Gold DAC c внешним блоком питания.
Нашлось место и еще одному источнику — универсальному проигрывателю Oppo BDP-105D. В настоящий момент тему цифрового источника нельзя считать закрытой — выбор аппарата на смену в процессе, и пока окончательный вариант не определен.
Отдельно стоит сказать о кабельной обвязке. Ее делали сразу и с максимальным запасом, исходя из вкусовых предпочтений, в которые наилучшим образом вписались кабели Nordost (и не младшие-средние, а Odin и Valhalla 2 ). Это касается не только акустических проводов, но и межблочников, сетевиков и даже акустических перемычек.
В данном направлении также планируется развитие: скорее всего, моноблоки переместятся ближе к акустике — на специально изготовленные подставки (аппаратная стойка в системе тоже делалась на заказ). Вот тогда акустические кабели можно будет заменить на новые — не так давно выпущенные компанией Nordost кабели из линейки Odin 2.
С тем же перфекционизмом построена и система питания. Здесь использованы сетевые фильтры Nordost Quantum Qx2, Qx4 и распределитель Nordost Quantum QBASE QB8. При этом для соединения между фильтрами и разветвителями также использованы кабели Nordost Valhalla 2 и Nordost Odin.
Кроме этого, в системе присутствуют два гармонизатора питания Nordost Quantum QRT Qk1 и четыре Nordost Quantum QRT Qv2. Материя это сложная, и сочетания подбирались экспериментальным путем. В качестве подставки для всех этих компонентов служит стойка Solid Steel, усовершенствованная путем замены штатных опорных шипов на антирезонансные ножки Nordost Sort Fur.
Виброразвязке компонентов тоже уделено дополнительное внимание — конусы Nordost Sort Kone использованы для большинства компонентов, за исключением усилителей мощности.
Помимо основной стереосистемы, в комнате работает и многоканальный звук — его запланировали на начальном этапе и построили 7-канальную схему на основе встраиваемой акустики Speakercraft. В качестве процессора и усилителя используются Arcam FMJ AV888 и Arcam FMJ P777. Но в настоящий момент кинотеатральная система используется редко, а экран телевизора по большей части служит для отображения интерфейсов медиаплееров.
Подбор, установка и настройка оборудования: акустическая лаборатория «Чистый звук».