Пока все сходят с ума от «Грэмми», «Евровидения» и прочих статусных мероприятий большого шоу-бизнеса, в нишевой музыке тоже происходит много чего интересного. И даже прямо-таки приятно шокирующего!
Аутентичное барокко и современный джаз — звери, про которых все слышали, но мало кто поймал. А там, между прочим, делаются проекты, явно рассчитанные на прорыв к широкой публике. Ну, к более широкой.
Benito Gonzalez «Sing to the World»
Американский джазмен, номинант на «Грэмми» — на российском лейбле. Это вау. Питерский независимый лейбл Rainy Days действительно выпустил очередной альбом пианиста Бенито Гонсалеса, причем не по лицензии — это полностью их проект.
И хотя лидирует тут Гонсалес, остальные музыканты — это просто команда мечты. Элита: от трубачей Николаса Пейтона и Джона Эванса до живого классика, контрабасиста Крисчена Макбрайда и легендарного барабнщика Джеффа «Тейна» Уоттса. Кто, где и что в каком треке играет — замучаешься разбираться, потому что все блистают!
Встречают по одежке? Иногда да, вот тут обложка — стильная, энергичная и элегическая. И музыка такая же.
Удивителен стиль самого Гонсалеса. Это красивый прозрачный звук, четкая фразировка, скоростные свинговые пробежки с правильными «оскальзываниями»… В общем, Дейв Брубек сегодня! Материал разнообразен: от грувового контрабаса и бодрой трубы в «Smile», сложного пост-бопа «Flatbush Avenue» до финального веселья «Colors».
Jean Rondeau. «Melancholy Grace». Girolamo Frescobaldi, Luigi Rossi, John Dowland, etc
Кратко: барочный суперпроект. Практически кроссовер — с клипами и продвижением. Играет Жан Рондо — сам по себе звезда, виртуоз клавесинного искусства. Нет, это не кроссовер в смысле смеси чего-то с чем-то — это лютое, жесткое барокко от композиторов известных, неизвестных и вообще анонимов. В блистательном, хлестком исполнении Рондо.
Фишка этой записи: короткие пьесы (иногда одноминутные, как «Intavolatura» Пикки) с выраженной эмоцией, где лирика и драйв идут вперемежку. По задумке создателей альбома, тут два лика меланхолии — причем один выражен «через хроматизм, а другой — через поток слез». Красиво, что бы то ни значило.
Касательно драйва и лирики это я так прочувствовал — может быть, упрощенно, но чего только не придумаешь ради рекламы такого замечательного альбома. Такую музыку я про себя называю барок’н’ролл. Корни всех наших «дипаплов» и «прокол-харумов».
Sons of Kemet «Black to the Future»
Этот альбом интересен своей... пустотой! Крутая британская банда под предводительством мощного мясисто-звучного саксофониста по имени Шабака Хатчингс. Энергия бьет ключом. Джаз танцевально-молодежный – слушайте, о таком лет десять назад и мечтать было нельзя! А эти берут и делают…
Или брали и делали. Потому что новый альбом — про энергию без мысли. Про старые наработки. Про — никому ничего не доказывать. Пишу как пишется, играю как играется. «Будущему — чернота». Спасибо! Добавили, правда, вокалистов и рэперов — у иных встречаются интересные тембры и завораживающая манера (некий 28-летний лондонец Коджи Рэдикал). Но песни так себе.
Даже не знаю, что сказать про композиции в отдельности. Раньше была спасительная формула у критиков: звучит-де как сборник би-сайдов. Теперь би-сайдов нет. Ну вот меня лично немного зацепила «In Remembrance of Those Fallen» («В память о павших») своей тревожной ближневосточной мелодией. Восточный лад? Ну не совсем: неполный лидийский лад с высокой четвертой ступенью, на который потом наслаивается нормальный гармонический минор. Ну и что это объясняет?
Vijay Iyer Trio «Uneasy»
В качестве компенсации за обломность предыдущего альбома упомяну этот, хоть он и апрельский. Грешен: пристрастен я к американскому пианисту индийского происхождения Виджаю Айеру. Как услыхал его много лет назад в Норвегии, так и слежу по сю пору…
А он все время придумывает что-то новое. Так и на этом альбоме: трио — новое, композиции — и свежие оригиналы на злобу дня, и интересные радикально-айеровские, каверы («Drummer’s Song» Джерри Аллена и радикально переработанная, но с узнаваемым нежным мотивом, «Night and Day» Коула Портера).
«Нелегко/неспокойно» — так называется альбом. И вдохновлен он беспокойствами американского общества — в частности, движением black lives matter.
И здесь все выражено понятно — музыкально и вербально.
Альбом-событие про трагические события, в котором масса музыкальных событий. Даже нацсостав коллектива тут как бы намекает: индус, азиатка (контрабасистка Линда Мэй Ан О) и чернокожий (барабанщик Тишон Сори). Впрочем, хоть ритм-секция и не в соавторах, но сами по себе они и композиторы, и бэнд-лидеры — проявляют себя ярко.
И даже если слушать, не зная контекста, все эти легкие клавиши, порхающий контрабас, аккуратные ударные — все вместе все равно дает «загруз» и тревогу. Музыканты любят заученно талдычить в интервью про музыку-как-универсальный-язык. У Айера он не универсальный — это вообще его личный постбоповый идиолект. А ведь все понятно. Феномен!