Те, кто хотя бы изредка следит за развитием линейки Primare, наверняка удивились числовому обозначению новинок. Не так давно речь шла о моделях с индексом 32, а тут вдруг сразу 35?! Спокойствие, только спокойствие. Никто ничего не проспал и не пропустил. Просто Primare настолько глубоко обновили линейку, что решили скакнуть в нумерации больше чем на один шаг вперед, подчеркнув тем самым значимость изменений. И как только нам удалось разжиться парой новеньких компонентов 35-й серии — усилителем и CD-проигрывателем в роли источника — мы решили организовать им тест. Причем не обычный, а весьма масштабный тест-драйв с использованием четырех пар колонок, обладающих совершенно разным характером и классом качества.
Матчасть
Прежде чем приступить к наиболее интересному, ознакомимся с матчастью. Новый проигрыватель Primare CD35 позиционируется как универсальный источник и может оснащаться опциональным модулем Prisma — сетевым проигрывателем, объединяющим все фирменные устройства в единую экосистему. В такой конфигурации мы получаем не только CD-плеер, но также мультирум-устройство с поддержкой Bluetooth, AirPlay, Chromecast и Spotify Connect.
![](https://img.stereo.ru/naumov/948fa0db14c2e6329a1866f9104e3bc6.jpg)
За воспроизведение компакт-дисков отвечает транспорт TEAC CD 5020A-AT, а цифро-аналоговое преобразование обеспечивает современный ЦАП ESS Sabre ES9028PRO, после которого следует балансный аналоговый тракт, выполненный с применением фирменных схемотехнических решений. При этом в линейке цифровых источников с индексом 35 доступны еще две более простых конфигурации: CD-проигрыватель в чистом виде и CD-транспорт, не имеющий собственного ЦАПа. В нашем случае в систему был включен CD-проигрыватель без дополнительного сетевого модуля.
![](https://img.stereo.ru/naumov/603c6caeb8c4f37bb78832d212548fb8.jpg)
В основе интегрированного усилителя Primare I35 лежит радикально обновленный модуль UFPD 2, являющийся, согласно заявлению производителя, «полностью аналоговой технологией усилителя класса D». Видимо, в аудиофильских кругах Швеции класс D тоже любят называть «цифровым усилителем», раз потребовалось такое уточнение.
![](https://img.stereo.ru/naumov/b5a65bcb4566ef97ca2711b6acfb315d.jpg)
Как и CD-проигрыватель, усилитель можно доукомплектовать сетевым модулем Prisma, а также модулем ЦАПа с USB-портом и большим набором входов SPDIF. Любопытно, что встраиваемый в усилитель ЦАП базируется на другой микросхеме: вместо Sabre от ESS в нем установлен АК4497 от АКМ. Это дает возможность выбора при компоновке стереосистемы. Но об этом как-нибудь в следующий раз.
Четверо смелых
Для тестирования комплекта мы отправились в салон «АВ Комфорт», где было выбрано четыре пары колонок. Основной критерий выбора: стоимость, сопоставимая с ценой одного или обоих компонентов, и минимальная схожесть колонок друг с другом. Выбор пал на классические напольники KEF R700 и Dali Opticon 6, юбилейные ретро-колонки Tannoy Cheviot и полочные мониторы ATC SCM19 gen 2. Подключение осуществлялось с помощью кабелей Abby Road и Atlas с медными проводниками, для исключения вероятности окрашенности звучания. При прослушивании использовался один набор тестовых треков, а при каждой смене колонок уровень громкости выставлялся с помощью шумомера.
Прозрачность
Первое впечатление от прослушивания системы в паре с KEF R700 — высокая степень детализации и открытое, свободное звучание. Сцена получалась широкой и объемной. Объекты точно локализовались в пространстве, и в зависимости от характера микса основное музыкальное действие то простиралось прямо перед слушателем, то находилось где-то вдалеке, то заполняло всю комнату. Тональный баланс стремился к нейтральному, но все же нередко в звучании проскакивали прохладные нотки и светлые тона. Верхняя середина получилась светлее и ярче обычной, а нижней середине и верхнему басу, напротив, не хватило насыщенности и плотности. Эти оттенки я заметил на мужском вокале, когда голос Леонарда Коэна оказался неожиданно открытым и легким, словно он решил отказаться от фирменной бархатистости и перенял манеру исполнения Тони Беннета. Не могу сказать, что получилось менее душевно, однако не таким я его себе представлял.
![](https://img.stereo.ru/naumov/b2d03796ec7f74f57fef64d58a640375.jpg)
Классические аудиофильские хиты Dire Straits «So Far Away» и Pink Floyd «Money» прозвучали практически эталонно, но на второй песне характер казался скорее аналитичным, с акцентом на детали. Металл и альтернативный рок порадовали плотным и энергичным звучанием, хотя некоторые хиты играли, на мой вкус, чересчур академично и сдержанно.
Классика поначалу казалась прохладной и даже пресной, но буквально через минуту я ловил себя на том, что полностью погружался в прослушивание и был готов продолжать его сколь угодно долго. Аналогичная ситуация происходила и с джазом, особенно в сопровождении женского вокала.
![](https://img.stereo.ru/naumov/0718eefa433e233312871f1cf8e33a92.jpg)
Связка Primare + KEF однозначно предпочитала чистые и красиво записанные аудиофильские записи. Любопытно, что максимум деталей и подробностей система пыталась вытащить и из нарочито грязных миксов. В исполнении этой связкой альбома «La Futura» группы ZZ Top звуковая картина была прозрачна, во время соло слышались каждая нота и каждый призвук, а ритм-гитары четко обозначились в пространстве и не пытались заполнить собой все вокруг. Энергетика и драйв, безусловно, передавались, хотя можно было пожаловаться на некоторый недостаток «мяса».
![](https://img.stereo.ru/naumov/3270571f0f7c6f1dc42a29430923cafe.jpg)
С современной музыкой — как коммерческой, так и независимой — система справилась успешно. Синтетические ритмы можно было легко отличить от живого исполнения и живых сэмплов, но при этом полноты и цельности картины столь высокая детализация не портила. Вокал LP в композиции «Muddy Waters» (заменившей собой сразу всю популярную инди-музыку от Hozier до Kaleo) звучал рельефно, артикулировано и проникновенно, а трек в целом пробирал буквально до мурашек. Хорошо прозвучала и танцевальная музыка: система точно воспроизводила электронные ритмы, радовала масштабным и атмосферным саундом.
![](https://img.stereo.ru/naumov/79ac1acaafc8a7f8b9ee807ae97693e8.jpg)
В работе акустики KEF R700 компоненты Primare подчеркнули такие сильные стороны, как детальность и способность выстраивать звуковую сцену. Благодаря этому отлично звучали чистые аудиофильские записи разных жанров. В целом же такой комплект оказался более подходящим для классики, джаза и любой акустической музыки. Также понравилось, как система справилась с электроникой.
Новые оттенки
Акустика Dali Opticon 6 была следующей, и она оказалась не в самом выгодном положении, ведь KEF R700 стоят в полтора-два раза дороже. Но поскольку в данном случае мы сравниваем между собой не колонки, а поведение компонентов Primare в составе разных систем, такой маневр был вполне оправдан.
После прослушивания KEF акустика Dali Opticon 6 не поражает детализацией, но имеет иное преимущество — более насыщенную тембрами СЧ/НЧ-область и комфортный, теплый характер звучания. Голос Адриано Челентано воспроизводился тембрально богаче и точнее. Записи ZZ Top продемонстрировали отличный баланс разрешения, теплоты и драйва; соло гитара звучала неидеально с точки зрения детализации, но мелодика и энергетика передавались превосходно. Хорошо прозвучал классический рок, а на более тяжелой музыке системе немного не хватило агрессивности и экспрессии — музыка играла чересчур сдержанно и осторожно. Лучше всего из этого жанра был воспроизведен Amon Amarth, в первую очередь благодаря четко выстроенной мелодике гитарных партий, в то время как вокал звучал недостаточно убедительно.
![](https://img.stereo.ru/naumov/7aa5a44a54c61e6a86b80f5749d46659.jpg)
Мне понравилось, как связка Primare и Dali работала с академической музыкой. Система передала масштаб и атмосферу зала. Скрипка звучала не резко, комфортно; женский вокал подавался легко, аккуратно, без навязчивости и излишней яркости. «Пляска Скоморохов» из «Снегурочки» Римского-Корсакова отыграла крупно, с хорошей макродинамикой, точно передавая настроение композиции.
При прослушивании джаза в партиях контрабаса не всегда хватало контроля, нижние ноты смазывались, а верхнему басу не доставало точности и четкости в момент атаки. Но в целом звучание получилось комфортным и даже расслабленным.
![](https://img.stereo.ru/naumov/77972807c8b96bd9b208f99f307d6c6d.jpg)
Композиция «Shy Boy» Katie Melua прозвучала очень живо, ярко, с предельно собранным, четким и временами даже прохладно звучащим вокалом. Перебирая знакомые треки, я обратил внимание, что с Primare музыка играет светло и открыто, не так, как это обычно происходит в системах с акустикой Dali. И на фоне этого совершенно неожиданным сюрпризом стал Леонард Коэн с его «In My Secret Life», которая внезапно лишилась характерной томной задумчивости.
Танцевальная электронная музыка в исполнении этой системы сопровождалась мягким, объемным «клубным» басом, который, впрочем, не выходил из-под контроля. В композиция Guru Groove Foundation весь электронный и синтезированный саунд играл на удивление аналогово, не было синтетики. Вокал не доминировал на общем фоне, существуя на равных среди прочих инструментов.
![](https://img.stereo.ru/naumov/61e048e24a7936e90b6f9142b5153d01.jpg)
Опираясь на впечатления от прослушивания Dali Opticon 6 в других системах, могу сказать, что в паре с компонентами Primare они заиграли более открыто и выразительно в области верхней середины. Лучше всего эта система воспроизводила академическую музыку, несложный джаз и классический рок. Несколько своеобразно, но довольно приятно звучала электронная танцевальная музыка.
Стойкий характер
Tannoy Cheviot — следующая пара колонок в тесте, обладающая не только незаурядной внешностью и богатой родословной, но еще и своеобразным характером, который сочетается далеко не со всеми компонентами.
Тест я начал с прослушивания мужского вокала, ведь акустика Tannoy должна быть талантлива в этой сфере. К звучанию голоса Адриано Челентано претензий не возникло: возможно, чуть ярко играли верхние обертона, но в целом тональный баланс ровный. Голос Леонарда Коэна также прозвучал естественно и не вызвал нареканий. Однако выявилась другая неприятность: нижний бас временами начинал откровенно гудеть.
Разобраться с этим помогли джазовые композиции, насыщенные партиями контрабаса. Путем сравнения выявил два нюанса: во-первых, акустика басит больше обычного, а во-вторых, степень контроля баса обратно пропорциональна темпу музыки. Чем медленнее и спокойнее мелодия, тем четче слышно каждую ноту. Ускоряем темп — нижний бас начинает потихоньку гудеть. И тут важно отметить, что речь идет только о самых нижних нотах. В остальном диапазоне с контролем проблем нет на любой скорости. Те же Rage Aganist the Machine и Amon Amarth и по энергетике, и по темпу, и по детализации играют нормально. Верхний и средний бас стремительный, точный и предельно собранный, слэп превосходен, а быстрая отбивка бас-бочки звучит четко и упруго.
![](https://img.stereo.ru/naumov/45638faa125986ef7244b7a285b5fcd2.jpg)
Не спасовала связка Primare + Tannoy Cheviot и перед более экспериментальными жанрами. Очень достойно отыграл дебютный альбом Алекса Клэра — разборчиво, детально, ритмично, быстро. Другими словами, все на своих местах.
На классической музыке понравилось звучание оперного вокала — живо, волнующе, выразительно. Хорошо отыграли скрипичные концерты — быстро, ярко, остро, но при этом комфортно и не слишком резко. А вот на симфонических произведениях недоставало макродинамики. Временами на форте хотелось самому увеличить громкость для увеличения масштаба, а в тихих моментах, наоборот, уменьшить.
![](https://img.stereo.ru/naumov/9194ba31dfa5a8fe3733d836690e8203.jpg)
С танцевальной электроникой у комплекта отношения как-то не сложились: излишне камерное и аккуратное звучание колонок с чересчур мягкими ВЧ душило танцевальные хиты в зародыше. И вместо атмосферы танцпола (с широким и открытым саундом) я неизменно получал атмосферу домашнего уюта. В общем, как Primare ни старались, характер Tannoy Cheviot принципиально не изменился. Впрочем, факт присутствия Праймаров в системе все-таки был заметен. В сравнении с некоторыми известными мне компонентами, это сочетание давало несколько более быстрый и открытый звук. Подача музыкального материала стала собранной, больше внимания уделялось деталям, хотя фирменная манера колонок выделять основные тона и мелодические ходы сохранилась.
В студию!
Начать рассказ о связке Primare с полочными мониторами ATC SCM19 gen 2 стоит с комплимента последним, ведь на фоне весьма крупных конкурентов они совершенно не спасовали и продемонстрировали звук почти настолько же масштабный и полновесный. Нижнего баса, конечно, не выдавали, но даже на симфонической классике его недостаток с лихвой компенсировало широкое и реалистичное звучание СЧ/ВЧ и превосходная макродинамика. Даже экспрессивные произведения вроде «Плясок Скоморохов» отыграли хорошо. Да и остальные образчики академической музыки были не менее убедительными, ведь помимо всего прочего акустика ATC SCM19 gen 2 обладает ровным тональным балансом и высоким разрешением, что и помогли оценить компоненты Primare.
![](https://img.stereo.ru/naumov/31ee7c856eb73d7a6a98c61e5a0dc0b7.jpg)
Мужской и женский вокал система воспроизводила выразительно, эмоционально и достоверно. В современной музыке электронную и живую составляющую можно было различить на слух без труда, но при этом звучание было цельным и музыкальным. Синтетический саунд Guru Groove Foundation играла органично — музыка пульсировала, словно живой инопланетный организм.
Впечатлили меня записи джаза аудиофильского качества. Композиция «While I Look At You» Evie Sands прозвучала эталонно — прозрачно, точно и при этом предельно реалистично, живо и выразительно. Безупречный контроль баса и абсолютно натуральное звучание рояля система продемонстрировала на треке «Let There Be Love» Laura Fugy. Вокал был открытый и легкий, каждый инструмент, каждая нота — точны и понятны.
![](https://img.stereo.ru/naumov/30c0ab51e68bc96b2198659ebec3294f.jpg)
Только в этой системе я наконец-то услышал достойное воспроизведение «Blackstar» Дэвида Боуи: одинаково хорошо читались все планы и ритмические рисунки, присутствовало ощущение завершенности, цельности звуковой картины. Наилучшим образом прозвучала и тяжелая музыка, хотя местами можно было пожаловаться на яркое звучание гитар и отсутствие в системе хорошего сабвуфера. Альбом «Uniti» Rage прозвучал задорно и энергично, с бешеным темпом и превосходной детализацией. «Killing In The Name» Rage Against The Machine показал быстрый и агрессивный звук с мощной энергетикой. Несколько озадачили лишь сибилянты, которые раньше никак не привлекали к себе внимания.
![](https://img.stereo.ru/naumov/6bb29d197a04fe43f62f61f8e9a6c941.jpg)
«Up All Night» Алекса Клэра звучала комфортно, без ощущения жесткости, излишне ярких акцентов или каши на средних частотах. Более того, хорошо ощущалась глубина сцены, что можно услышать только на тракте с высокой разрешающей способностью и ровным тональным балансом.
Из всех четырех систем именно эта, на мой взгляд, дала наилучшее сочетание точности и музыкальности. Тестовые композиции чаще всего хотелось дослушивать до конца. Вклад Primare в данном случае был обусловлен высоким классом качества аппаратуры. Без должного уровня разрешения и динамики такого результата достичь бы не удалось.
Выводы
Новые компоненты Primare продемонстрировали высокую детальность и порой было не так просто поверить, что воспроизводится обычный компакт-диск, а не файл Hi-Res. Наиболее назойливые мысли о Hi-Res или хотя бы наличии в схеме качественного апсемплера меня посещали при прослушивании системы с акустикой KEF и ATC. Также порадовали возможности усилителя в плане динамики. Он не только хорошо справлялся с различной нагрузкой, но даже смог придать заряд бодрости умеренным и спокойно звучащим напольникам Dali. Характер звучания связки CD35 и I35 в целом близок к нейтральному, но в некоторых случаях они способны сделать звучание более прохладным или даже добавить светлые акценты в области верхней середины. Это стоит учитывать при подборе акустики. С аппаратной точки зрения крайне интересна возможность апгрейда, позволяющая выбирать между двух- или моноблочной компоновкой, что также даст возможность перераспределить акценты в звучании системы.
Чистое и детальное звучание, отличная динамика, возможность апгрейда компонентов
Плохо сработаются с колонками, обладающими ярким звучанием
Primare I35 — 252 000 рублей, Primare CD35 — 252 000 рублей
CD-проигрыватель Primare CD35
CD-транспорт: TEAC CD 5020-A-AT
ЦАП: ESS Sabre ES9028PRO
Выходы: балансный и небалансный аналоговые, оптический, коаксиальный
Интерфейсы управления: 12 В триггер вход и выход, ИК вход и выход, RS232
Габариты: 430х385х106 мм
Масса: 10,8 кг
Интегрированный усилитель Primare I35
Мощность: 2х150 Вт на 8 Ом
Входы: 2х балансных аналоговых XLR, 3x небалансных аналоговых RCA
Выходы: регулируемый и нерегулируемый аналоговый RCA
Интерфейсы управления: 12 В триггерный выход, ИК вход и выход, RS232
Габариты: 430х106х420 мм
Масса: 11 кг