Те, кто хотя бы изредка следит за развитием линейки Primare, наверняка удивились числовому обозначению новинок. Не так давно речь шла о моделях с индексом 32, а тут вдруг сразу 35?! Спокойствие, только спокойствие. Никто ничего не проспал и не пропустил. Просто Primare настолько глубоко обновили линейку, что решили скакнуть в нумерации больше чем на один шаг вперед, подчеркнув тем самым значимость изменений. И как только нам удалось разжиться парой новеньких компонентов 35-й серии — усилителем и CD-проигрывателем в роли источника — мы решили организовать им тест. Причем не обычный, а весьма масштабный тест-драйв с использованием четырех пар колонок, обладающих совершенно разным характером и классом качества.

Матчасть

Прежде чем приступить к наиболее интересному, ознакомимся с матчастью. Новый проигрыватель Primare CD35 позиционируется как универсальный источник и может оснащаться опциональным модулем Prisma — сетевым проигрывателем, объединяющим все фирменные устройства в единую экосистему. В такой конфигурации мы получаем не только CD-плеер, но также мультирум-устройство с поддержкой Bluetooth, AirPlay, Chromecast и Spotify Connect.

Дизайн компонентов Primare не изменился принципиально, но внутреннее содержимое прошло серьезный апгрейд

За воспроизведение компакт-дисков отвечает транспорт TEAC CD 5020A-AT, а цифро-аналоговое преобразование обеспечивает современный ЦАП ESS Sabre ES9028PRO, после которого следует балансный аналоговый тракт, выполненный с применением фирменных схемотехнических решений. При этом в линейке цифровых источников с индексом 35 доступны еще две более простых конфигурации: CD-проигрыватель в чистом виде и CD-транспорт, не имеющий собственного ЦАПа. В нашем случае в систему был включен CD-проигрыватель без дополнительного сетевого модуля.

Одна из фишек Primare — использование трех опор вместо традиционных четырех

В основе интегрированного усилителя Primare I35 лежит радикально обновленный модуль UFPD 2, являющийся, согласно заявлению производителя, «полностью аналоговой технологией усилителя класса D». Видимо, в аудиофильских кругах Швеции класс D тоже любят называть «цифровым усилителем», раз потребовалось такое уточнение.

В центре, прямо позади CD-привода, может поселиться сетевой проигрыватель

Как и CD-проигрыватель, усилитель можно доукомплектовать сетевым модулем Prisma, а также модулем ЦАПа с USB-портом и большим набором входов SPDIF. Любопытно, что встраиваемый в усилитель ЦАП базируется на другой микросхеме: вместо Sabre от ESS в нем установлен АК4497 от АКМ. Это дает возможность выбора при компоновке стереосистемы. Но об этом как-нибудь в следующий раз.

Четверо смелых

Для тестирования комплекта мы отправились в салон «АВ Комфорт», где было выбрано четыре пары колонок. Основной критерий выбора: стоимость, сопоставимая с ценой одного или обоих компонентов, и минимальная схожесть колонок друг с другом. Выбор пал на классические напольники KEF R700 и Dali Opticon 6, юбилейные ретро-колонки Tannoy Cheviot и полочные мониторы ATC SCM19 gen 2. Подключение осуществлялось с помощью кабелей Abby Road и Atlas с медными проводниками, для исключения вероятности окрашенности звучания. При прослушивании использовался один набор тестовых треков, а при каждой смене колонок уровень громкости выставлялся с помощью шумомера.

Прозрачность

Первое впечатление от прослушивания системы в паре с KEF R700 — высокая степень детализации и открытое, свободное звучание. Сцена получалась широкой и объемной. Объекты точно локализовались в пространстве, и в зависимости от характера микса основное музыкальное действие то простиралось прямо перед слушателем, то находилось где-то вдалеке, то заполняло всю комнату. Тональный баланс стремился к нейтральному, но все же нередко в звучании проскакивали прохладные нотки и светлые тона. Верхняя середина получилась светлее и ярче обычной, а нижней середине и верхнему басу, напротив, не хватило насыщенности и плотности. Эти оттенки я заметил на мужском вокале, когда голос Леонарда Коэна оказался неожиданно открытым и легким, словно он решил отказаться от фирменной бархатистости и перенял манеру исполнения Тони Беннета. Не могу сказать, что получилось менее душевно, однако не таким я его себе представлял.

Самая популярная и часто встречающаяся связка Primare + KEF

Классические аудиофильские хиты Dire Straits «So Far Away» и Pink Floyd «Money» прозвучали практически эталонно, но на второй песне характер казался скорее аналитичным, с акцентом на детали. Металл и альтернативный рок порадовали плотным и энергичным звучанием, хотя некоторые хиты играли, на мой вкус, чересчур академично и сдержанно.

Классика поначалу казалась прохладной и даже пресной, но буквально через минуту я ловил себя на том, что полностью погружался в прослушивание и был готов продолжать его сколь угодно долго. Аналогичная ситуация происходила и с джазом, особенно в сопровождении женского вокала.

Высокая детальность — главная черта и акустики, и компонентов

Связка Primare + KEF однозначно предпочитала чистые и красиво записанные аудиофильские записи. Любопытно, что максимум деталей и подробностей система пыталась вытащить и из нарочито грязных миксов. В исполнении этой связкой альбома «La Futura» группы ZZ Top звуковая картина была прозрачна, во время соло слышались каждая нота и каждый призвук, а ритм-гитары четко обозначились в пространстве и не пытались заполнить собой все вокруг. Энергетика и драйв, безусловно, передавались, хотя можно было пожаловаться на некоторый недостаток «мяса».

Усилитель мог бы быть самостоятельным источником, но не в этот раз!

С современной музыкой — как коммерческой, так и независимой — система справилась успешно. Синтетические ритмы можно было легко отличить от живого исполнения и живых сэмплов, но при этом полноты и цельности картины столь высокая детализация не портила. Вокал LP в композиции «Muddy Waters» (заменившей собой сразу всю популярную инди-музыку от Hozier до Kaleo) звучал рельефно, артикулировано и проникновенно, а трек в целом пробирал буквально до мурашек. Хорошо прозвучала и танцевальная музыка: система точно воспроизводила электронные ритмы, радовала масштабным и атмосферным саундом.

В классе D многое зависит от блока питания, поэтому он занимает добрую половину внутреннего пространства

В работе акустики KEF R700 компоненты Primare подчеркнули такие сильные стороны, как детальность и способность выстраивать звуковую сцену. Благодаря этому отлично звучали чистые аудиофильские записи разных жанров. В целом же такой комплект оказался более подходящим для классики, джаза и любой акустической музыки. Также понравилось, как система справилась с электроникой.

Новые оттенки

Акустика Dali Opticon 6 была следующей, и она оказалась не в самом выгодном положении, ведь KEF R700 стоят в полтора-два раза дороже. Но поскольку в данном случае мы сравниваем между собой не колонки, а поведение компонентов Primare в составе разных систем, такой маневр был вполне оправдан.

После прослушивания KEF акустика Dali Opticon 6 не поражает детализацией, но имеет иное преимущество — более насыщенную тембрами СЧ/НЧ-область и комфортный, теплый характер звучания. Голос Адриано Челентано воспроизводился тембрально богаче и точнее. Записи ZZ Top продемонстрировали отличный баланс разрешения, теплоты и драйва; соло гитара звучала неидеально с точки зрения детализации, но мелодика и энергетика передавались превосходно. Хорошо прозвучал классический рок, а на более тяжелой музыке системе немного не хватило агрессивности и экспрессии — музыка играла чересчур сдержанно и осторожно. Лучше всего из этого жанра был воспроизведен Amon Amarth, в первую очередь благодаря четко выстроенной мелодике гитарных партий, в то время как вокал звучал недостаточно убедительно.

Система Primare и Dali — это борьба противоположностей. Спойлер: выиграли все

Мне понравилось, как связка Primare и Dali работала с академической музыкой. Система передала масштаб и атмосферу зала. Скрипка звучала не резко, комфортно; женский вокал подавался легко, аккуратно, без навязчивости и излишней яркости. «Пляска Скоморохов» из «Снегурочки» Римского-Корсакова отыграла крупно, с хорошей макродинамикой, точно передавая настроение композиции.

При прослушивании джаза в партиях контрабаса не всегда хватало контроля, нижние ноты смазывались, а верхнему басу не доставало точности и четкости в момент атаки. Но в целом звучание получилось комфортным и даже расслабленным.

Качество изготовления и дизайн по-прежнему хороши

Композиция «Shy Boy» Katie Melua прозвучала очень живо, ярко, с предельно собранным, четким и временами даже прохладно звучащим вокалом. Перебирая знакомые треки, я обратил внимание, что с Primare музыка играет светло и открыто, не так, как это обычно происходит в системах с акустикой Dali. И на фоне этого совершенно неожиданным сюрпризом стал Леонард Коэн с его «In My Secret Life», которая внезапно лишилась характерной томной задумчивости.

Танцевальная электронная музыка в исполнении этой системы сопровождалась мягким, объемным «клубным» басом, который, впрочем, не выходил из-под контроля. В композиция Guru Groove Foundation весь электронный и синтезированный саунд играл на удивление аналогово, не было синтетики. Вокал не доминировал на общем фоне, существуя на равных среди прочих инструментов.

Ручка громкости в форме шляпы-цилиндра на самом деле очень удобна

Опираясь на впечатления от прослушивания Dali Opticon 6 в других системах, могу сказать, что в паре с компонентами Primare они заиграли более открыто и выразительно в области верхней середины. Лучше всего эта система воспроизводила академическую музыку, несложный джаз и классический рок. Несколько своеобразно, но довольно приятно звучала электронная танцевальная музыка.

Стойкий характер

Tannoy Cheviot — следующая пара колонок в тесте, обладающая не только незаурядной внешностью и богатой родословной, но еще и своеобразным характером, который сочетается далеко не со всеми компонентами.

Тест я начал с прослушивания мужского вокала, ведь акустика Tannoy должна быть талантлива в этой сфере. К звучанию голоса Адриано Челентано претензий не возникло: возможно, чуть ярко играли верхние обертона, но в целом тональный баланс ровный. Голос Леонарда Коэна также прозвучал естественно и не вызвал нареканий. Однако выявилась другая неприятность: нижний бас временами начинал откровенно гудеть.

Разобраться с этим помогли джазовые композиции, насыщенные партиями контрабаса. Путем сравнения выявил два нюанса: во-первых, акустика басит больше обычного, а во-вторых, степень контроля баса обратно пропорциональна темпу музыки. Чем медленнее и спокойнее мелодия, тем четче слышно каждую ноту. Ускоряем темп — нижний бас начинает потихоньку гудеть. И тут важно отметить, что речь идет только о самых нижних нотах. В остальном диапазоне с контролем проблем нет на любой скорости. Те же Rage Aganist the Machine и Amon Amarth и по энергетике, и по темпу, и по детализации играют нормально. Верхний и средний бас стремительный, точный и предельно собранный, слэп превосходен, а быстрая отбивка бас-бочки звучит четко и упруго.

Эти колонки мы куда чаще видели и слышали в компании ламповых усилителей

Не спасовала связка Primare + Tannoy Cheviot и перед более экспериментальными жанрами. Очень достойно отыграл дебютный альбом Алекса Клэра — разборчиво, детально, ритмично, быстро. Другими словами, все на своих местах.

На классической музыке понравилось звучание оперного вокала — живо, волнующе, выразительно. Хорошо отыграли скрипичные концерты — быстро, ярко, остро, но при этом комфортно и не слишком резко. А вот на симфонических произведениях недоставало макродинамики. Временами на форте хотелось самому увеличить громкость для увеличения масштаба, а в тихих моментах, наоборот, уменьшить.

Пульт один для обоих компонентов, что в условиях монобрендовой системы крайне удобно

С танцевальной электроникой у комплекта отношения как-то не сложились: излишне камерное и аккуратное звучание колонок с чересчур мягкими ВЧ душило танцевальные хиты в зародыше. И вместо атмосферы танцпола (с широким и открытым саундом) я неизменно получал атмосферу домашнего уюта. В общем, как Primare ни старались, характер Tannoy Cheviot принципиально не изменился. Впрочем, факт присутствия Праймаров в системе все-таки был заметен. В сравнении с некоторыми известными мне компонентами, это сочетание давало несколько более быстрый и открытый звук. Подача музыкального материала стала собранной, больше внимания уделялось деталям, хотя фирменная манера колонок выделять основные тона и мелодические ходы сохранилась.

В студию!

Начать рассказ о связке Primare с полочными мониторами ATC SCM19 gen 2 стоит с комплимента последним, ведь на фоне весьма крупных конкурентов они совершенно не спасовали и продемонстрировали звук почти настолько же масштабный и полновесный. Нижнего баса, конечно, не выдавали, но даже на симфонической классике его недостаток с лихвой компенсировало широкое и реалистичное звучание СЧ/ВЧ и превосходная макродинамика. Даже экспрессивные произведения вроде «Плясок Скоморохов» отыграли хорошо. Да и остальные образчики академической музыки были не менее убедительными, ведь помимо всего прочего акустика ATC SCM19 gen 2 обладает ровным тональным балансом и высоким разрешением, что и помогли оценить компоненты Primare.

Полочники АТС уступают прочим кандидатам в вопросе габаритных размеров, но не класса качества

Мужской и женский вокал система воспроизводила выразительно, эмоционально и достоверно. В современной музыке электронную и живую составляющую можно было различить на слух без труда, но при этом звучание было цельным и музыкальным. Синтетический саунд Guru Groove Foundation играла органично — музыка пульсировала, словно живой инопланетный организм.

Впечатлили меня записи джаза аудиофильского качества. Композиция «While I Look At You» Evie Sands прозвучала эталонно — прозрачно, точно и при этом предельно реалистично, живо и выразительно. Безупречный контроль баса и абсолютно натуральное звучание рояля система продемонстрировала на треке «Let There Be Love» Laura Fugy. Вокал был открытый и легкий, каждый инструмент, каждая нота — точны и понятны.

Балансная коммутация — единственно верное решение в случае с Primare

Только в этой системе я наконец-то услышал достойное воспроизведение «Blackstar» Дэвида Боуи: одинаково хорошо читались все планы и ритмические рисунки, присутствовало ощущение завершенности, цельности звуковой картины. Наилучшим образом прозвучала и тяжелая музыка, хотя местами можно было пожаловаться на яркое звучание гитар и отсутствие в системе хорошего сабвуфера. Альбом «Uniti» Rage прозвучал задорно и энергично, с бешеным темпом и превосходной детализацией. «Killing In The Name» Rage Against The Machine показал быстрый и агрессивный звук с мощной энергетикой. Несколько озадачили лишь сибилянты, которые раньше никак не привлекали к себе внимания.

Как и положено солидным дорогим компонентам, устройства 35-й серии имеют интерфейсы для систем автоматизации

«Up All Night» Алекса Клэра звучала комфортно, без ощущения жесткости, излишне ярких акцентов или каши на средних частотах. Более того, хорошо ощущалась глубина сцены, что можно услышать только на тракте с высокой разрешающей способностью и ровным тональным балансом.

Из всех четырех систем именно эта, на мой взгляд, дала наилучшее сочетание точности и музыкальности. Тестовые композиции чаще всего хотелось дослушивать до конца. Вклад Primare в данном случае был обусловлен высоким классом качества аппаратуры. Без должного уровня разрешения и динамики такого результата достичь бы не удалось.

Выводы

Новые компоненты Primare продемонстрировали высокую детальность и порой было не так просто поверить, что воспроизводится обычный компакт-диск, а не файл Hi-Res. Наиболее назойливые мысли о Hi-Res или хотя бы наличии в схеме качественного апсемплера меня посещали при прослушивании системы с акустикой KEF и ATC. Также порадовали возможности усилителя в плане динамики. Он не только хорошо справлялся с различной нагрузкой, но даже смог придать заряд бодрости умеренным и спокойно звучащим напольникам Dali. Характер звучания связки CD35 и I35 в целом близок к нейтральному, но в некоторых случаях они способны сделать звучание более прохладным или даже добавить светлые акценты в области верхней середины. Это стоит учитывать при подборе акустики. С аппаратной точки зрения крайне интересна возможность апгрейда, позволяющая выбирать между двух- или моноблочной компоновкой, что также даст возможность перераспределить акценты в звучании системы.

Чистое и детальное звучание, отличная динамика, возможность апгрейда компонентов

Плохо сработаются с колонками, обладающими ярким звучанием

Primare I35, Primare CD35

Primare I35 — 252 000 рублей, Primare CD35 — 252 000 рублей

CD-проигрыватель Primare CD35

CD-транспорт: TEAC CD 5020-A-AT

ЦАП: ESS Sabre ES9028PRO

Выходы: балансный и небалансный аналоговые, оптический, коаксиальный

Интерфейсы управления: 12 В триггер вход и выход, ИК вход и выход, RS232

Габариты: 430х385х106 мм

Масса: 10,8 кг

Интегрированный усилитель Primare I35

Мощность: 2х150 Вт на 8 Ом

Входы: 2х балансных аналоговых XLR, 3x небалансных аналоговых RCA

Выходы: регулируемый и нерегулируемый аналоговый RCA

Интерфейсы управления: 12 В триггерный выход, ИК вход и выход, RS232

Габариты: 430х106х420 мм

Масса: 11 кг