Мы все совершаем ошибки. И за ошибки нужно платить. Купил я на свою голову Pro-ject X2 B. С ним-то и попал я в тяжёлую ситуацию, выхода из которой пока не вижу, потому надеюсь на помощь со стороны.
Но начнём с начала. Лет 10 назад захотелось мне проигрыватель винила. Купил некоего китайца JBSystem HiQ 10. Внешне – копия technics sl-1200, но с пассиком. S-образный тонарм со сменным шелом, питч-контроль со стробоскопом, никакой автоматики. Поменял noname голову на Shure M44-7 и стал жить в счастье, да понемногу пластинок покупать. Постепенно компоненты системы менялись и Hi-Res стал звучать лучше винила. И последние лет 5 винил я доставал изредка. Не было у него прежнего очарования, даже с ламповым усилителем.
И вот пришёл я к мысли о приобретении новой вертушки. И тут начались ошибки. Была же сначала мысль взять Technics 1200 или 1500! Это же эталонный, надежный как танк, исследованный вдоль и поперёк. Да и при желании можно найти дешевле 100. Но нет, какой-то из внутренних голосов отверг этот вариант. Думал продолжить смотреть на прямой привод. Рассматривал Audio-technica at-lp140xp. Концепция та же, но ощутимо дешевле technics. Однако, подумалось мне, что прирост по качеству будет незаметен. Долго смотрел на Magnat MTT 990. И всё мне в нём нравилось. Но, похоже, что тот, который сидит внутри, твёрдо решил отвергнуть прямой привод.
Тогда стал смотреть я на модели с пассиком. Многочисленные обзоры натолкнули меня на выбор из моделей pro-ject и music hall. Debut во всех вариантах и mmf 3.3 были отметены по причине простоты конструкции. Хотелось закрыть вопрос если не совсем, то на ближайшие лет 10. Начался поиск на просторах интернета, итогом которого стал Pro-ject X2 B с предустановленным ortofon quintet red. Гулять, так гулять, и пусть голова сразу МС будет. И нет бы спросить совета у опытных и бывалых. Нет, решил, что сам почитаю, посмотрю и разберусь. И это была главная ошибка. Пока посылка шла, как-то раз промелькнула мысль – вернуть назад. Но мимолетное её присутствие не нарушило ход событий.
Ну да ладно. Получил, принёс домой, собрал, подключил. Послушал – играет. Разницы большой с прежним китайцем не услышал. Послушал ещё пару – тройку пластинок в следующие вечера и огорчился. Ну, думаю, ладно. Вещь красивая. Играет более-менее. Вопрос с винилом закрыт. Ошибся, бывает. Сам виноват. Но не знал я, во что мне эта ошибка может вылиться.
На выходных жена с дочкой ушла в гости и появилась возможность послушать музыку не так тихо, чтобы никому не мешать, а погромче обычного. И что я слышу? Он заиграл. Прямо вот Фредди Меркьюри вместе с Дэвидом Боуи так запели, что рука сама потянулась сделать погромче. Я притоптывал в такт Ричи Блэкмору, стряхивал мурашки от Rubber Soul. Мне это всё понравилось. Может быть, что чего-то нового я и не услышал, хотя и ожидал от МС-головки более детального и аналитичного звучания. Возможно, что это ещё этап «прогрева» и дальше будет лучше (кстати, а сколько quintet red обычно «греется»?). Но эмоции, которые я стал слышать, чувство именно «живого» звука, передать трудно. Я радовался, как ребёнок. Я осознал, что это действительно переход на новый уровень.
Но вот эмоции поутихли и вернулась суровая реальность. Куда же я попал? Точнее – во что вляпался? Вопрос с винилом оказался далеко не закрыт. Скорее очень даже открыт, и из него стали доноситься какие-то веяния. Несмотря на то, что всё уже очень хорошо, захотелось, чтобы было ещё лучше.
Можно, например, сменить фетровый слипмат на резиновый, пробковый, смесь резины с пробкой, кожаный, тонкий или потолще. Поди разберись в них, какой лучше? А можно вообще и без него обойтись – класть пластинку прямо на акриловый диск. Так как лучше? А ещё можно пластинку прижать клэмпом. Есть обычные, а есть цанговые. Есть попроще и покрасивее. Ещё один вариант апгрейда - сменить субдиск со штатного пластикового на алюминиевый. И на всё это нужны деньги.
Дальше – больше. Точнее – дороже. Провода. Штатный можно поменять, да не просто на аналогичный, а на балансный. Специально рядом с обычными RCA разъемами находится mini-XLR 5–пиновый. И кабель к нему нужен соответствующий. И подключать его к нужно к своему фонокорректору, который с таким же разъемом. И вроде у меня Accuphase имеет отдельный вход для МС-головок, но из настроек – только три варианта импеданса: 10, 30 и 100 Ом. А вот Pro-ject S3 имеет 4 варианта - там ещё и 1000 есть. И емкость можно подрегулировать, и коэффициент усиления выбрать. Если же не мелочиться и посмотреть на DS3, то у него вообще плавная регулировка от 10 до 1000 Ом и можно на слух подбирать. И выходы у обоих есть балансные, чтобы совсем захотелось их купить. А вдруг мой встроенный фонокорректор лучше? Или наоборот? И как с этим жить дальше?
А что, если захочется голову поменять? Есть ли смысл поставить хорошую ММ, типа 2М black, или уж двигаться выше по линейке quintet? Стоит ли пробовать головы не от ortofon? Нужно учитывать особенности несъемного шелла. Антискейтинг регулируется грузиком, под другую головку может придётся и груз менять или его положение. А при необходимости можно поменять и противовес.
Раньше жил спокойно с простенькой китайской вертушкой и горя не знал. А теперь предстоит решать кучу вопросов. И зачем же это я такие проблемы себе создал? Ошибка моя непростительная. Ведь если сложить все эти хотелки, то сумма будет сравнима со стоимостью самого проигрывателя. Оправдана ли такая покупка?
И ещё. Я снова стал покупать пластинки. Хочется много чего послушать именно на виниле. Это и Queen с T.Rex, и Miles Davis с Oscar Peterson, и Аквариум с Земфирой, и много чего ещё. Жизнь перестала быть спокойной и размеренной. Помогите мне исправить эту ошибку.
P.S. Чёрный глянцевый корпус красиво смотрится, по пыль очень заметна…