Меломанское ретро сегодня в моде, однако разработчикам JBL заниматься стилизациями не приходится: бренд делает колонки, начиная с 40-х годов прошлого века, так что для вдохновения им достаточно пролистать собственные каталоги прошлых лет. И, конечно, объединить стильный облик с самыми актуальными технологиями сегодняшнего дня. Собственно, так и появились на свет герои нашего сегодняшнего теста — полочники JBL 4309.
Младшие братья
Новые компактные мониторы созданы в том же центре разработки в Нортридже, что и вся другая акустика JBL этой категории, а также устройства из старших линеек. Сам бренд JBL является частью огромной корпорации Harman International Industries, которая, в свою очередь, пять лет назад вошла в состав совсем уж необъятной Samsung Electronics.
Впрочем, судя по стабильности модельного ряда и неизменно высокому классу аппаратуры, глобальные рыночные перестановки на самобытности аудиофильского бренда не сказываются. Что, конечно, не может не радовать.
Идея предложить современным меломанам профессиональные мониторы в ретро-оформлении зародилась у инженеров уже достаточно давно. Пожалуй, самым ярким ее воплощением в жизнь стали появившиеся в прошлом году колонки под номером 4349.
Это внушительные (74 см в высоту и 44 см в ширину) двухполосные спикеры с 12-дюймовым НЧ-драйвером и компрессионным твитером, нагруженным на огромный рупор сложного сечения. Колонки получились по-настоящему интересными, но позволить себе этот формат «напольных полочников» за 590 000 рублей сможет далеко не каждый.
Одним словом, необходимость в более демократичной и поистине полочной версии просто витала в воздухе. Наконец, она материализовалась в модели JBL 4309 Studio Monitor.
Одомашненные профи
Достаточно бросить беглый взгляд на эти колонки, и душу прямо-таки захватывает ностальгия по старым добрым временам и полноценным студиям. Сами по себе 4309 созданы как замена модели 4306 — и стали самыми компактными в линейке Studio колонками с компрессионным драйвером.
Однако, если говорить о реальных исторических прототипах, то мне дизайн 4309 напомнил скорее не студийную, а домашнюю модель Everest DD 55000, выпущенную в 1985 году. Правда, несмотря на сходство по компоновке, габаритами «Эвересты» отличались кардинально.
Это были 145-кг «шкафы» с 15-дюймовыми вуферами. Зато у них были похожие полноразмерные рупоры, которые JBL сегодня использует по большей части в высококлассной акустике для кинотеатров — как домашних, так и коммерческих.
В отличие от напольных или «низкосидящих» прототипов, наши небольшие колонки предполагают именно стоечное размещение. В инструкции даже указана оптимальная высота опор — 61 см. Но и полочниками они тоже могут называться по праву: фронтально расположенные фазоинверторные порты и небольшая глубина корпуса позволяют без проблем поставить их хоть в книжный шкаф. Конечно, если такое решение устроит вас по характеру звука.
Кстати, ширина АС, превосходящая глубину, в наше время — явление крайне редкое. Многие разработчики считают, что колонки должны быть как можно уже, чтобы не мозолить глаза тем, кто ничего не понимает в звуке. Что ж, JBL 4309 явно рассчитаны на совсем другую аудиторию.
Рупор эпохи
Итак, широкая (примерно на треть шире СЧ/НЧ-драйвера!) передняя панель отделана не вычурным, но хорошо заметным в интерьере темно-синим покрытием. Помимо двух фазоинверторов здесь обнаружились довольно крупные отверстия для крепления гриля — все в точности как в колонках 70–80-х годов.
Корпус собран из плит MDF толщиной 18 мм и покрыт натуральным сатинированным шпоном. Вариантов отделки два: черный или натуральный орех. Квадратный гриль, не захватывающий рупор, в первом случае тоже черный, а во втором — синий. На мой взгляд, «ореховый» вариант смотрится куда живее и интереснее.
На планке, отделяющей басовую секцию от высокочастотной, установлен миниатюрный регулятор, повернуть который можно только отверткой или монетой. Это потенциометр, позволяющий скорректировать высокочастотную часть АЧХ в пределах ±1 дБ.
Вроде бы совсем немного, но, во-первых, такой небольшой диапазон намекает на бережное отношение к фазовой структуре сигнала, а во-вторых, если помещение нуждается в серьезной акустической коррекции, то проводить ее нужно уж точно не силами колоночных кроссоверов.
По замыслу разработчиков, особую пользу этот регулятор должен приносить во время прогревочного периода, который именно для JBL 4309 составляет несколько недель. По официальным данным, в течение этого времени соотношение между звуковой отдачей динамиков может слегка плавать, и потенциометр — отличный способ держать саунд под контролем.
За нижние и, частично, средние частоты у JBL 4309 отвечает 6,5-дюймовый вуфер с литой корзиной, катушкой диаметром 1,5 дюйма и фирменным диффузором Pure-pulp. Сделан он, как нетрудно догадаться, из чистой целлюлозной массы.
Твитер тоже оригинальной разработки — это компрессионный драйвер 2410H-2. Он вооружен дюймовой кольцевой диафрагмой, выполненной из пленки Teonex, то есть из полиэтиленнафталата — полимера, отличающегося повышенной прочностью, долговечностью и стабильностью физических размеров.
Но самый заметный элемент излучателя — конечно же, продвинутый патентованный рупор High-Definition Imaging. Сложный профиль внутреннего сечения обеспечивает широкую диаграмму направленности: 100° по горизонтали на 80° по вертикали в диапазоне 2–17 кГц (-6 дБ).
Кроме того, технология HDI помогает бороться с характерными рупорными призвуками. Причем, по мнению разработчиков, делает она это настолько эффективно, что создатели акустики не побоялись опустить частоту фильтрации кроссовера до 1,6 кГц.
Нескучные мониторы
Тестовый сетап был построен на компонентах Mark Levinson: предусилителе с ЦАПом №526 и построенном по принципу «двойное моно» мощнике №5302 (2х135 Вт при нагрузке 8 Ом). Цифровым транспортом послужил ноутбук MacBook Pro с плеером Audirvana, а сами колонки были подключены кабелем Nordost FREY 2.
При импедансе 4 Ом чувствительность JBL 4309 составляет 87 дБ/2,83 В/1 м — показатели вполне стандартные. Что касается частот, то паспорт обещает нам басы до 42 Гц и высокие до 30 кГц по уровню -6 дБ.
С басов и начнем, поскольку первую приятную неожиданность преподнесли именно они. Площадь комнаты прослушивания была квадратов под 40, но 4309 это ничуть не смутило.
Понятно, что сверхнизких тектонических содроганий они не вызвали — тем не менее, басы, что называется, качали. Более того, они оказались на удивление энергичными и собранными. Блюзы Аманды Фиш (альбом «Free») звучали вполне основательно и увесисто, хотя ключевой темой в них оставался прекрасно-брутальный голос самой Аманды.
Кстати, о вокале. Баритон Криса Айзека на сборнике «Wicked Game» был живым и рельефным, но верхние обертона показались немного поджатыми, так что я решил проверить сомнения на голосах повыше. Ставлю «Волшебную флейту» Моцарта и вслушиваюсь в высокое воздушное сопрано Фабьен Конрад. Ничего подобного: звучит легко, чисто и по-хорошему ярко. Отличный саунд!
Параллельно с вокалом Фабьен, разумеется, анализирую и звучание оркестра. Струнные играют остро и достаточно детально, а флейты — наоборот, скорее утонченно и мягко. Тромбоны не просто выделяются в миксе, но отчетливо различаются по тональности. Литавры и колокольчики рассыпают искры по всей комнате.
Иными словами, все, как и должно быть в изложении добротной высококлассной акустики. Единственная придирка — небольшая неравномерность, которая, похоже, возникает на границе частотного раздела. Но почувствовать ее можно лишь в те редкие моменты, когда на очень узкий участок приходятся характерные обертона вокала или духового инструмента. Как и получилось у меня с Крисом Айзеком.
При слове «рупор» у многих всплывают в сознании два типичных недостатка данной конструкции: призвуки и неширокая диаграмма направленности. Однако, если говорить именно о разработках JBL, мне кажется, эти проблемы остались в далеком прошлом. Да и вообще — в наше время ставить рупоры в аудиофильскую акустику рискуют лишь те немногие бренды, которые действительно виртуозно владеют их разработкой.
Так или иначе, но пресловутого окраса в звучании JBL 4309 я не уловил совсем. Что же касается направленности, то ее можно охарактеризовать как среднюю в своем классе. Существенное смещение от осевой линии между колонками действительно влияет на восприятие высоких — но не сильнее, чем у большинства систем с купольными твитерами. А если помещение у вас узкое, то этот момент можно и вовсе превратить в плюс: при правильном позиционировании с ранними отражениями будет покончено.
В общем же, по итогам прослушивания очень разножанрового плейлиста резюме следующее: несмотря на слова Studio Monitor в названии, колонки играют не сухо и не скучно. Саунд живой, в меру острый, с хорошим рельефом и довольно точным тональным балансом. Обратите внимание: все это при наличии здоровенного рупора. Музыкальная сцена для данного ценового класса достаточно широка и на редкость детальна.
Мечта детства
Очень похоже, что компрессионный твитер в JBL 4309 полностью себя оправдывает. Он не пытается конкурировать с ленточниками экстра-класса по микроразрешению, но зато выдает звук, который можно назвать живым, искристым и в то же время гармоничным и комфортным.
То есть именно таким, о котором и мечтали аудиофилы прошлых поколений. Рупоры и чисто бумажные диффузоры в те годы, конечно, тоже были, а вот технологий, позволяющих получить от них настолько чистое и тонально ровное звучание, не было. А у нас теперь есть.
Стильный ностальгический дизайн, весьма внушительные для таких размеров корпуса басы, энергичный и в то же время тонально сбалансированный саунд.
Именно для студийного мониторинга лучше подобрать модель построже, настоящая стихия JBL 4309 — драйв и эстетское наслаждение.
175 000 рублей
Число полос: 2
Количество динамиков: 2
Акустическая схема: Фазоинвертор
Воспроизводимые частоты (-6 дБ): 42 Гц — 30 кГц
Чувствительность: 87 дБ/2,83 В/1 м
Частота раздела полос: 1 600 Гц
Импеданс: 4 Ом
Рек. мощность усилителя: 25–150 Вт (RMS)
Рек. высота стоек: 609 мм
Габариты (ШхВхГ): 260х419х227 мм
Масса: 10,98 кг (каждая)