Винил шагает по планете семимильными шагами, поднимая полувековую пыль с антресолей. Именно там, еще до эпохи кассет и CD, наши предки припрятали стопки пластинок и вертушку, что их играла.
Но время нещадно: даже дверца антресолей стала хуже открываться и поскрипывать петлями. А что уж говорить про проигрыватель пластинок — многие из них там и почили, глядя исподлобья в темноту перемен.
Но мы живем в прекрасное время — теперь цикл замкнулся. Наше новое — теперь наше, и какая разница, что там было до этого. Сегодня в роли ветра перемен выступит блестящий виниловый проигрыватель Teac TN-3B: пока остывает чай, можете смахнуть пыль с ваших старых пластинок. Скоро они заиграют по-новому!
Это не первая попытка японцев из Teac сделать винил более доступным для самой широкой аудитории. Точнее, это одна из самых примечательных и самых значимых моделей: TN-3B занимает нишу проигрывателей с ценником до 50 000 рублей. А здесь идет жесточайшая борьба, так как покупатель такой вертушки — скорее меломан, и редко «просто хочет, потому что видел у друга».
На самом деле, вариантов может быть масса. Если же мы откроем ассортимент LP-проигрывателей Teac, то сразу поймем, что японцы в курсе ситуации и понимают, куда нужно целиться. Посмотрите на вариативность дизайнерских решений: там и вертушка со столом в стиле «кислотный диджей», и ретро-комплексные проигрыватели, которые продаются сразу с колонками. Ну и для классики тоже осталось место — как раз к этой категории экстерьера можно отнести наш Teac TN-3B.
Экстерьер
Конечно, можно было придумать что-нибудь эдакое в дизайне и еще разок сыграть в рулетку. Но, к счастью, дизайнеры Teac были добры и спокойны в день утверждения проекта по TN-3B — и нам досталась прилично выглядящая классика. Тут же решили, что стол будет доступен в трех цветах: черный, белый и вишня.
На тест мне досталась вертушка с белым столом — есть подозрения, что кто-то прознал про любовь автора к этому цвету и хотел повлиять на мою объективность.
Тонарм и все остальные органы для управления и обеспечения функционала сделали серебристого цвета, что на фоне белого стола смотрится очень даже изысканно и эстетично. Но даже с белым цветом можно перестараться, поэтому, чтобы разбавить палитру красок, TN-3B оснастили черным слип-матом из фетра. Хотя его цвет имеет значение лишь до того момента, пока вы не установите пластинку.
Ну и пассик тоже черный. Он охватывает алюминиевый опорный диск по всей видимой окружности — в этом также удалось рассмотреть нечто любопытное.
Еще одна деталь — это электронный переключатель скорости вращения с 33 до 45 и обратно. Этот же регулятор при необходимости выключает проигрыватель.
S — значит тонарм
А теперь, дорогие друзья, неспешно взглянем в правый верхний угол: эти изысканные изгибы S-образного тонарма — дело многих рук и умов, так как тонарм этот разрабатывался совместными усилиями Teac и Saec. А Saec — это, на минуточку, ого-го! Мастера японского винилового High-End, не меньше!
Тонарм статический, с ножевым подшипником, комплектуется головкой звукоснимателя от Audio-Technica с маркировкой AT-VM95E — очень разумное решение, если мы будем рассматривать Teac TN-3B как платформу для апгрейда: сменные картриджи с разными иголками, которые можно найти в продаже для этой головки, избавят вас от того, чем так любят заниматься многие взрослые виниловоды. Короче говоря, вам не придется ничего настраивать. Быстренько поставили иглу с другой заточкой — получили прирост в звуке. Все предельно просто и ясно.
Увы, у этого тонарма нет регулировки по высоте, что с другой стороны ограничивает возможности замены уже самой головки, не под каждый вариант его получится настроить.
Эффективная длина тонарма — 223 мм, а максимальный вес головки звукоснимателя, который можно на него устанавливать — 12 грамм. Эта информация будет полезна для тех, кто захочет себе новую голову. Кстати, тоже весьма и весьма разумный вариант апгрейда.
Но давайте уже оторвемся от цифр и еще раз взглянем на этот тонарм. Вживую Saec сразу приковывает к себе взгляд, так как выглядит он очень технологично и серьезно. Каждый регулятор и насечка выполнена с такой точностью и аккуратностью, что сам процесс разглядывания этой неотъемлемой детали проигрывателя доставляет удовольствие — очень уже красиво и изящно.
Фонокорректор и АЦП
На тыльной стороне шасси спрятались разъемы коммутации, один тумблер и одна кнопка.
Для передачи сигнала есть два разъема RCA, рядом с ними находится клемма заземления. Съемные кабели RCA сразу можно отнести к достоинствам Teac TN-3B, так как у многих конкурентов можно встретить кабель, который встроен в проигрыватель — и никакого тебе апгрейда. Здесь же эта стезя открыта и приглашает любителей экспериментов.
Рядом видим тумблер — он умеет включать и отключать встроенный MM-фонокорректор. Его положение зависит от того, в каком сценарии будет использоваться TN-3B: если в вашем усилителе тоже есть фонокорректор — можно перевести тумблер в позицию «THRU» и подключить кабели из проигрывателя в разъем «Phono» усилителя. Если же в системе нет ни одного намека на возможность подключения винилового проигрывателя — не беда! Переводим тумблер в «ON» и используем любой подходящий вход на усилителе или AV-ресивере.
А вот наличие гнезда формата USB-B поначалу может смутить адептов цифры, привыкших видеть подобные разъемы на всевозможных ЦАПах. Здесь этот разъем работает, можно сказать, в обратную сторону: передает аналоговый сигнал на компьютер, где его можно оцифровать до качества 16 бит/48 кГц.
Честно говоря, востребованность этой функции вызывает большие сомнения, но, тем не менее, ряд производителей упорно продолжают оснащать свои проигрыватели подобным функционалом. Нам остается принять и простить.
Тем временем на задней панели остались только гнездо для подключения питания и кнопка выбора режима «On» или «Standby». Двигаемся дальше.
Можно сказать, что проигрыватель смотрится «дорого-богато» и «по классике». Тонарм сыграл в этом вопросе важную роль, но и само шасси тоже не отстает: довольно толстый лист МДФ обильно покрыт лаком и отполирован до состояния, когда приятные блики освежают и облегчают восприятие всей конструкции.
Удваивают это ощущение четыре хромированных массивных ножки — белый аппарат будто парит в воздухе. Однако эта видимая легкость никак не коснулась технических характеристик — весит проигрыватель целых 5 кг.
Тумблер Phono в положении On
Белоснежный Teac TN-3B уже на верхней полке стойки: пылезащитная крышка поднята, тонарм наготове, стопка пластинок под рукой. Никакой дополнительной настройки делать не пришлось — наш виниловый проигрыватель полностью готов к старту сразу из коробки.
Подключаем TN-3B через аналоговый вход CD к интегральнику Rotel RA-1572 MKII, а к нему — полочники Dynaudio Emit 20, которые вторят белоснежной отделкой Teac. Камера! Мотор! Поехали!
Звучание этой связки получилось весьма интересным и самобытным. Бюджеты компонентов чуть расходятся, но ничего странного в этом нет. Это скорее среднестатистическая ситуация: система на цифре уже есть, она хорошо слажена и удовлетворяет все запросы, но друзья говорят, что «надо брать винил, потому что там душа и жизнь».
Стопка пластинок не предполагала жанрового снисхождения к испытуемому. Teac же вполне удавалось справиться и с синтетическим басом, и с джазовыми бочками, и даже разъединить бас-гитару и бочку, которые были весьма рискованно записаны в одном из треков. Неплохое начало!
С другой стороны, есть высокие частоты: здесь проработка вызвала некоторое удивление, так как ясность, открытость и качество в целом получились очень даже на высоком уровне, с претензией на призовые места в топ-списке вертушек из категории «до 50 тысяч».
Ну а как же «жизнь и душа»? Здесь TN-3B показал характер, более присущий тем аппаратам, что идут на шаг-полтора впереди нашего. Общая подача музыкального материала стремится к нейтральности: ни один из диапазонов не преобладает, все они хорошо проработаны и структурированы. Но сквозь это прекрасно слышно слитность и целостность фонограмм, ту «жизнь и душу» записей, познав которую уже не тянет переключиться обратно на цифровой источник.
Как обычно говорят в таких ситуациях — захотелось переслушать всю фонотеку заново. В моем случае захотелось отыскать любимые треки на виниле и оценить их еще с одного ракурса. С этой стороны баррикад стерильность и сепарация начинает уступать под натиском наполненности и глубины — прекрасный повод взглянуть на музыкальный мир по-новому.
Заслушавшись, не забывайте поднять тонарм, когда пластинка закончилась: Teac TN-3B не имеет автостопа и прочих премудростей.
Тумблер Phono в положении Thru
Теперь пусть Rotel RA-1572 MKII попробует внести свои коррективы — используем Teac TN-3B в качестве, так сказать, аналогового транспорта и задействуем фонокорректор интегральника.
Ситуация явно меняется — и Rotel начинает кое-что править на свой манер. Но сквозь эти правки остается ясно виден Teac, со своим характером и особенностями. Rotel помог добавить планов в сцену, дал еще больше воздушности и пространства, в котором строится сцена, и смело подтолкнул бас еще глубже, одновременно интересно округлив его очертания.
Этот опыт стал не менее интересным, чем предыдущий: искомой «жизни» в нем было еще больше, а «душа» здесь стала еще прозрачнее, но найти ее стало проще из-за более очерченного контура.
В целом же — получилась очень приятная связка, которая по уровню звучания сделала шаг вперед. Вообще, Teac и Rotel показали очень глубокий уровень взаимодействия, независимо от сценария использования. В таких случаях еще говорят — синергия.
Вывод
Тикают часы на стене, день в самом разгаре или уже к чему-то близится. Если есть желание — его нужно осуществить, и не нужно ждать, пока время придет. Потому что время не придет — оно уходит.
Видите, как после винилового звука тянет на философию? А все потому, что «жизнь и душа» музыки для многих остается сказкой о звуке. Но когда становишься соучастником процесса извлечения сакральных фибр из композиций — сказка, не долго думая, становится былью.
Teac TN-3B создан как раз для этого. Скорее всего он станет первым, но очень уверенным шагом к аналоговому источнику в стереосистеме. А что самое главное — ему вполне по силам дать вам понимание, почему винил снова шагает по планете семимильными шагами, а старые пластинки больше не пылятся на антресолях. Добро пожаловать в аналоговый звук!
Отличный дизайн и качество отделки; съемные кабели RCA; тонарм Saec; встроенный фонокорректор с возможностью отключения; широкие возможности быстрого апгрейда путем замены картриджей на звукоснимателе
Тонарм не регулируется по высоте
43 590 рублей
Скорости вращения диска: 33 1/3, 45 оборотов в минуту, электронная регулировка
Опорный диск: 300 мм, из алюминия, толщина 20 мм, масса 1,5 кг
Шпиндель опорного диска: нержавеющая сталь
Привод: пассиковый
Детонации и нестабильность скорости: ±0,1%
Выходы: RCA (Phono/Line), USB
Тонарм: S-образный, SAEC
Эффективная длина тонарма: 223 мм
Диапазон массы звукоснимателя : 3–12 г
Предустановленный звукосниматель: MM, Audio Technica AT-VM95E
Встроенный фонокорректор: MM
Прижимная сила: 0–5 г
Выходной сигнал: 4–224 мВ
Оцифровка через USB: до 16 бит/48 кГц
Комплектация: пылезащитная крышка, фонокабель Connect it E, фетровый мат, EP адаптер, противовес, шелл с установленным картриджем AT-VM95E, диск, пылезащитная крышка, резиновые опоры для пылезащитной крышки, петли, RCA-кабель с клеммой GND, сетевой адаптер, инструкция пользователя
Габариты (ШхВхГ): 420х117х402 мм
Масса: 5 кг