И так этим стулом мастер Гампс... в общем среди серий непримечательных и проходных моделей бюджетной техники в 1990-х годах Marantz PM 66 серии хорошо встретили журналисты и рядовые меломаны, а его улучшенная версия PM-KI стала победителем Европейской ассоциации EISA в номинации "Лучший усилитель Европы 1997/98 года".
Сейчас по прошествии многих лет эту модель, в частности Maranz PM-66SE, можно недорого купить на вторичном рынке в приличном состоянии. Она даже в каком то роде стала классикой жанра. Поэтому Maranz PM-66SE будет рассматриваться нами на роль недорогого и почти винтажного компонента в свою систему.
Гениальную фишку фирмы Maranz — выпускать на основе одной базовой модели усилителей и CD-проигрывателей их улучшенные версии SE и MKII и K.I.S, была потребители встретили с радостью. Продукты пользовалась, не побоюсь этого слова, большим коммерческим успехом. Кстати, было за что.
Действительно, нет ничего проще, в процессе производства из унифицированной базы модернизировать только то, что с точки зрения создателей оказывало влияние на качество воспроизведения компонентом музыки. Причем, цена этого апгрейда в массовом производстве, где тираж идет на десятки и сотни тысяч единиц, смехотворно мала. Зато психологически, наличие в аппарате и в описании элементов аудиофильского класса сильно действовало на покупателя. Что касается прироста качества, тут... иногда получалось, а иногда и не очень. Но магия волшебных сигнатур SE, MKII, а в особенности K.I.S действовала всегда.
У модели Marantz PM 66 KI были существенные отличия от версии SE: вместо штатного трансформатора — тороидальный трансформатор большей мощности, конденсаторы по питанию также использовали куда более емкие. Для улучшения экранирования шасси покрыли медью. В обзорах того времени писалось: "Это первый усилитель, который сзади выглядит не менее красиво, чем спереди", — на передней панели красовалась золотистая табличка.
Обе версии (KI и SE) не были оснащены регуляторами тембра. Они имели дистанционное управление, прямое подключение источника, селектор источника для записи на магнитофон, два входа для магнитофонов и одна пара разъемов для подключения акустических систем.
Выходные клеммы — стандартные для японской недорогой техники из пластика, не очень удобные для подключения провода большого сечения. Сама конструкция усилителя стандартна.
Штампованное из стали шасси, в его левой половине находился трансформатор питания. У обычной версии и SE это обычный Ш-образный, примерно 180 ваттный. У версии Ki — тороидальный.
Почти по центру корпуса расположена плата усилителя, на ней же пара довольно приличных брендовых электролитов от Elna и там же диодный мост .
Схему усилителя реализовали на довольно известной микросхеме от Мацушиты AN7062 содержащей, по сути, всю схему входного каскада и преддрайверные каскады.
Сами драйвера и транзисторы выходного каскада (ВК) стандартные: 2SC2240-2SA970, 2SD2233-2SB1353, 2SC1382-2SA1265.
Конструкция платы продумана, на ней находятся, как я уже писал, блок питания с силовыми конденсаторами и драйвера и сам ВК. Длина дорожек от силовой части к ВК минимальная. Радиаторы УНЧ на вид весьма хиловатые, с клепанными крылышками ребер. Тем не менее, благодаря хорошей конвекции они дают нормальную работу усилителя без перегрева.
Регулятор громкости — моторизированный ALPS 50 кОм, он находится в правой части корпуса усилителя. В конструкции усилителя в SE и KI версии нет, как обычно, предусилительных каскадов, сигнал поступает после коммутации и пассивного РГ сразу на вход УНЧ. Это и преподносится как достоинство, что, в общем-то, для бюджетной конструкции просто великолепно. Вот что значит и сэкономить правильно и правильно подать в рекламе!
Сигнал на плату УНЧ подавался по стандартному плоскому шлейфику, также весьма характерному для японской техники. Хоть сам усилитель 66SE и был, по меркам винтажа, молодым, однако уже имел симптомы холодных паек, отчего у него срабатывала зашита по выходу, кстати, стандартная, имеющая реле. Поэтому пришлось практически заново пропаивать всю схему.
Я не хочу разбирать плохо это или хорошо и что можно в такой конструкции "модернизировать", посчитав себя умнее разработчиков, поэтому перейдем к самой сути дела — умению аппарата усиливать сигнал.
Усилитель прогонялся на стенде на эквивалент нагрузки в 8.5 Ом в качестве рабочего инструмента, выступал РС с аудикартой juli@ и программой SpectraPLUS.
Своим мощностным показателям старичок вполне соответствовал.
Спекты достаточно стандартные для бюджетного транзисторного усилителя.
Тестирование производилось у себя дома на хорошо знакомой домашней системе с акустикой от Магнепан. Слушалось разная музыка: от джаза до классического рока. Работа с проигрывателем пластинок не рассматривалась.
В целом звучание усилителя комфортное, свободное, — если не пришпоривать усилитель с тугой акустикой. Звук приятный, но несколько без огонька и формальный. Контрасты сглажены, подаются ровно, спокойно, немного скупо. На форте чувствуется (с моей тугой акустикой), что начинает путаться, теряться и сваливать звуки в кучу. С акустикой с хорошей "чуйкой" под 90 дБ этот порог не так заметен. Если сравнивать с одноклассниками, то у Marantz будет небольшое преимущество, это как бы "простынка”, закрывающая АС при воспроизведении музыки, у него будет тоньше, чем у конкурентов. Но все же будет.
Рекомендую использовать в начальных сетапах и с АС с хорошей чувствительностью и простыми фильтрами. В целом обычный образец Японской школы. Конкурентоспособный даже на фоне бюджетного винтажа.
Общие характеристики:
Полный (интегральный) усилитель с моторизованным регулятором громкости.
Выходная мощность:
2х70 Вт (4 Ом)
2х60 Вт (6 Ом)
2х50 Вт (8 Ом)
THD — 0.03%
Частотная характеристика — 10Hz-100kHz+0 -3 dB
SN ratio High Level: 106 dB
Потребление — 90 Вт
Габариты: 439x 137.5x 343 мм
Масса — 6.6 кг
Технические данные на audio-database.com