Хоть сегодня физические носители и оказались на периферии, и может сложится ощущение, будто лишь спонтанная мода на винил поддерживает дисковые тиражи, но на самом деле осталось еще много любителей CD и чуть меньше, но конкретно аудиофильски настроенных, ценителей SACD. Поэтому производители продолжают выпускать серьезные и совсем недешевые устройства. Впрочем, в этом тесте SACD/CD-проигрыватель лишь половинка пары, а усилитель, как и полагается сегодня, сам по себе полноценный игрок.
Форматы и возможности
Новые компоненты Denon имеют числовое обозначение 1600, а любой четырехзначный индекс в обозначении Hi-Fi компонентов компании автоматически причисляет их к высшей категории. Проигрыватель DCD-1600NE предназначен для воспроизведения CD и SACD. Кроме того, он способен воспроизводить Hi-Res файлы записанные на DVD-носители. Поддерживается WAV с качеством до 24 бит/192 кГц, ALAC до 24 бит/96 кГц и DSD файлы с частотой до 5,6 МГц.
Отсутствие поддержки более распространенного формата FLAC, да и сам факт использования «болванок» в качестве посредника между компьютером и проигрывателем существенно осложнят использование DCD-1600NE с чем-либо кроме CD и SACD. Но то, что не столь удобно реализовано в проигрывателе, можно обнаружить в усилителе PMA-1600NE. Встроенный USB-ЦАП воспринимает PCM-поток до 32 бит/384 кГц и DSD до 11,2 МГц. Одним словом, система получилась классическая лишь на первый взгляд. По сути своей она вполне современна.
Далее последует весьма замысловатая логическая цепочка рассуждений, поэтому внимательно следите за руками. Если усилитель способен воспроизводить Hi-Res даже более высокого качества, чем SACD/CD-проигрыватель, зачем нужен последний?
Первое, что можно предположить в качестве обоснования — разницу в аппаратной части. Вроде той, когда в проигрыватель ставят ЦАП получше, а в усилителе исключительно номинальный, лишь бы работал. Но нет. Если посмотреть спецификации, в проигрывателе и усилителе 1600-й серии используется один и тот же чип PCM1795, безджиттерная топология цифровой схемы DAC Master Clock Design, технология апсемплинга Advanced AL32 Processing Plus и даже одинаковая конструкция корпуса Direct Mechanical Ground Construction с механической развязкой плат и блоков друг от друга для минимизации передачи вибрации. Таким образом, качество работы цифровой части в обоих случаях фактически одинаково, а значит, предположение неверное.
Какой же смысл тогда в проигрывателе? Во-первых, если речь идет о воспроизведении оригинальных CD и SACD, вполне возможна ситуация, когда между диском и цифровой копией будет разница в пользу первого (поскольку формат CD-DA не имеет проверочных битов и копируется лишь с той или иной степенью достоверности, а SACD и вовсе невозможно скопировать без промежуточных преобразований). Но все это спорно, тем более, что сейчас можно найти студийные FLAC, являющиеся по факту исходниками для печати CD и SACD.
Куда весомее второй аргумент: диски —это все же материальные носители. Их можно держать в руках, они имеют обложку и буклет которые можно читать. В конце концов, этих самых дисков у любого уважающего себя аудиофила накопилось немалое количество, и выбросить их все разом, перейдя на прослушивание файлов, рука не поднимется. Особенно если вспомнить, сколько сил, времени и средств ушло на добычу какого-нибудь английского или японского первопресса…
Кружатся диски
Есть еще один аргумент в пользу проигрывателя DCD-1600NE: он просто шикарен. Высокий корпус с алюминиевым фасадом дает то самое желанное ощущение обладания High-End-техникой. Его дизайн в целом лаконичен и, не считая игриво отклоняющейся назад верхней кромки, является прямой заявкой на минимализм. При этом в самих габаритах, в качестве материалов и основательности конструкции просматривается некая мощь и сила.
Про устройство цифровой части в целом я уже рассказал, но стоит уточнить детали. Основная технология Advanced AL32 Plus по сути является алгоритмом интерполяции цифрового сигнала, когда искусственное повышение разрядности и битности позволяет с более высокой точностью восстановить исходную форму аналогового сигнала. Технология Master Clock Design подразумевает использования тактового генератора ЦАП в качестве главного для всей цифровой схемы, что позволяет избавиться от джиттера, возникающего в цифровой части любого проигрывателя. Примечательно и то, что для частот сигнала кратных 44,1 кГц и 48 кГц используются два разных генератора.
Стоит также упомянуть фирменный дисковый привод с загрузчиком S.V.H., обеспечивающий высокую точность чтения за счет гашения вибраций. В схемотехнике используются принципы минимизации пути сигнала. Блоки питания цифровой и аналоговой частей разделены для минимизации наводок. Более чистый звук обещают в режиме Pure Direct, отключающем лишние цепи, например, дисплей устройства.
Аналог и цифра
Усилительная часть Denon PMA-1600NE собрана на мощных полевых транзисторах по оригинальной двухтактной схеме, способной отдавать высокий ток без искажений. Это позволяет обеспечить чистый звук на любой громкости и без потерь в динамике.
Специальная микросхема на USB-входе обеспечивает гальваническую развязку с подключенным к усилителю компьютером или ноутбуком. Микросхема ЦАП PCM 1795, встроенная в усилитель, по паспорту обладает разрядностью 32 бит и максимальной частотой 192 кГц. Это значит, что сигналы 32/384 будут проходить понижающее преобразование по частоте, а другие распространенные форматы получат повышающее преобразование либо только по разрядности, либо и по разрядности, и по частоте. Advanced AL32 Plus любой сигнал приводит к формату, соответствующему максимальным рабочим характеристикам ЦАП.
Все цифровые цепи развязаны от аналоговых и по питанию. Режим Analog Mode позволяет отключать всю «цифру» в усилителе, включая дисплей, т.е. переводит усилитель в режим обычного аналогового устройства, что избавляет от возможных перекрестных наводок между платами. Кроме того, трансформаторы имеют специальную конструкцию вторичной обмотки, чтобы помехи из сети не проникали в сигнальные цепи. Любопытно, что разработчики Denon сознательно не используют тороидальные трансформаторы, предпочитая им модели с Ш-образным сердечником.
Дуэт и соло
Пара компонентов Denon серии 1600 дает широкое поле для экспериментов. Проигрыватель и усилитель можно соединить тремя различными способами: с помощью аналогового или одного из двух цифровых интерфейсов. Кроме того, способность обоих устройств воспроизводить цифровые файлы так и подмывает провести ряд сравнительных прослушиваний. Но и это еще не все. В системе имеются в общей сложности три кнопки, нажатие которых должно улучшить звучание: Pure Direct на проигрывателе отключает дисплей, Analog Mode отключает в усилителе цифровые платы, а кнопка Source Direct позволяет исключить темброблок из схемы воспроизведения аналогового сигнала.
Одним словом, первая часть теста была поиском оптимальных сочетаний. Первое, что было отметено сразу — идея использовать цифровое соединение. ЦАПы в устройствах одинаковые, но в одном случае мы имеем безджиттерную передачу цифрового потока с привода на ЦАП внутри устройства, а в другом — передачу из одного устройства в другое через SPDIF-протокол. На практике разница была слышна с первых нот и вариант цифрового соединения был менее детальным, каким-то блеклым и зажатым, как будто CD заменили МР3 копией с битрейтом 320 кбит/с. Впрочем, для подключения телевизора или игровой приставки цифровые входы вполне подойдут, а для прослушивания дисков однозначно нужно аналоговое соединение.
USB-подключение к компьютеру дало совсем иной результат. Компакт диск и его копия, записанная в памяти ноутбука, звучали на системе по качеству очень близко, и было сложно отдать предпочтение какому-то одному из вариантов.
Набор кнопок отключающих «лишние» схемы дает весьма ощутимые результаты. Особенно заметен эффект от перехода в режим Analog Mode. Звуковая картинка становится более естественной и живой. Без него металл или агрессивное техно просто давят слушателя яркими, громкими звуками и вызывают дискомфорт излишним напором. С отключением цифровых цепей те же самые композиции становятся более понятны и воспринимаются не как бессмысленная звуковая агрессия, а скорее как мощное, энергичное выражение эмоций. Иными словами, реализма изрядно добавляется.
Кнопка Source Direct дает больше аудиофильских преимуществ: повышение детальности, удлинение послезвучий и лучшую передачу верхних частот. Они становятся легче, появляется больше «воздуха». Наименее заметен на слух эффект от отключения дисплея в проигрывателе. Звук без Pure Direct чуть жестче и резче.
Но самое интересное происходит, когда включены все три режима. Их общий вклад дает заметное изменение характера звучания всей системы. В стандартном режиме к характеру можно предъявить претензии: звучание получается резким и сухим, появляются жанровые предпочтения. Тогда как нажатие всех трех bypass-кнопок на двух аппаратах приводит к более честной и комфортной подаче, гораздо сильнее вовлекающий в прослушивание музыки. Лучше всего это заметно при воспроизведении качественных аналоговых записей на CD или SACD.
В процессе тестирования использовались две совершенно различные акустические системы марки Heco: подходящая к компонентам по ценовой категории Elementa 700 и значительно более дорогая High-End-модель Concerto Grosso. В обоих случаях звучание комплекта приятно удивило. Даже с учетом стоимости и предтоповой позиции в модельном ряду Denon, компоненты с индексом 1600 превзошли мои ожидания. Их основные характеристики — ощущение цельности и естественности на любой музыке, хорошо контролируемый низкочастотный сегмент, четкая и детальная середина, комфортные и натуральные верхние частоты.
Среди особенностей можно отметить небольшую сглаженность, округлость звуков, слегка напоминающую по характеру звучания усилители, работающие в классе А, а также легкий акцент в верхней середине: музыка получается чуть возвышенной, воздушной, легкой.
В паре с Elementa 700 звук казался менее детальным и чуть более грубым (вследствие существенной разницы в классе акустики), зато контроль баса был безупречным. С более мощными басовиками Concerto Grosso усилитель справлялся уже не настолько легко и непринужденно, но зато более высокий класс звучания позволял услышать потенциал усилителя и проигрывателя.
Похоже, что идеальным вариантом для Denon PMA-1600NE и DCD-1600NE станет нечто среднее, модель по классу приближенная к Concerto Grosso, а по мощности не превышающая характеристики Elementa 700.
Итог
В наше время, когда мир Hi-Fi уже теряет привычные очертания, и люди все чаще выбирают между активной сетевой акустикой и High-End-системами на базе проигрывателей винила, компания Denon приятно удивила классическими и достойно выполненными Hi-Fi-компонентами. Потратив немного времени на подбор акустики, можно создать систему, объединяющую в себе все необходимые средства для воспроизведения цифровой музыки. И кстати, у PMA-1600NE очень даже неплохой встроенный фонокорректор, поэтому добавить в систему винил не составит труда.
Качественный звук, классический дизайн, хорошая функциональность комплекта
Небалансная аналоговая коммутация
Denon PMA-1600NE — 119 990 рублей, Denon DCD-1600NE — 79 990 рублей
Интегрированный усилитель Denon PMA-1600NE
Мощность: 2х 70 Вт на 8 ом, 2х 140 Вт на 4 Ом
Соотношение сигнал/шум: 108 дБ
ЦАП: PCM1795
Поддерживаемые форматы: PCM до 32бит/384кГц, DSD до 11,2
Входы: 4х аналоговых (включая фонокорректор ММ/МС), USB тип В, 2х оптических, коаксиальный
Выходы: линейный, для наушников
Интерфейсы управления: ИК вход, ИК выход
Габариты: 434х414х145 мм
Масса: 17,6 кг
SACD/CD проигрывателя Denon DCD-1600NE
Форматы дисков: CD, SACD, DVD
Форматы аудио: CDDA, SACD, WAV (24/192), ALAC (24/96), DSD (5,6), WMA, AAC
Соотношение сигнал/шум: 116 дБ
Диапазон частот: 2-50000 Гц
ЦАП: PCM1795
Выходы: аналоговый стерео, коаксиальный, оптический
Интерфейсы управления: ИК вход, ИК выход
Габариты: 434х328х134 мм
Масса: 8,2 кг