KEF давно и успешно действует на поле акустики для домашних кинотеатров: вспомним, например, комплект 5.1 E305 — победитель EISA 2013-2014 годов. Он, как и более ранние популярные продукты, состоит из компактных сателлитов и сабвуфера. Полноразмерные же колонки KEF привычнее видеть в составе Hi-Fi и High-End-систем. А ведь линейки Reference, R и Q, включают в себя и АС центрального канала, так что на их основе, добавляя полочники и напольники, легко собрать кинокомплект практически для любого помещения, кроме совсем уж маленького. Один из таких наборов — на основе новой серии Q — и был предложен мне для тестирования.
Квадратные метры
Продолжая сравнение с комплектами компактных сателлитов, способных вписаться практически в любое жилое помещение, отмечу, что в отличие от них набор напольных колонок потребует определенной организации пространства, в идеале — целой комнаты, отведенной под кино.
![](http://img.stereo.ru/plitkin/36afe2e111da63d201ec7baafa8beb59.jpg)
Обладателя резервного помещения площадью от 18 м² вряд ли отпугнет ценник данного комплекта. Отделка виниловой пленкой строгая и скромная, но качество ее безупречно. Цветовых решений предлагается всего два — черный и белый. Если в основе вашего кинотеатра будет проектор, я рекомендовал бы черный — просто чтобы уменьшить количество отражающих свет поверхностей в помещении.
![](http://img.stereo.ru/plitkin/ffe8ce3584896300e74bec6787b4f3a0.jpg)
В комплекте, представленном на мой суд в одном из демозалов компании ММС, имелась пара сабвуферов Q400b — представителей предыдущего (седьмого) поколения серии: нынешнее пока не обеспечено собственными басовиками. Модель эта проверенная и при использовании хорошего процессора соответствующего класса должна обеспечить требуемую поддержку саундтрекам. При работе с предложенным мне Primare SPA23 к согласованности НЧ-канала с остальными вопросов не возникло.
Глубина и мощь баса вполне подошли испытуемому комплекту, позволив не отвлекаться на дополнительные настройки и сосредоточиться на других аспектах звучания. Можно считать Q400b годным компаньоном для этих АС, но с одним замечанием — фактура отделки «старого» сабвуфера и новых колонок немного различается, и для кого-то это может стать препятствием.
Наследие
В обновленной серии большая часть доработок касается динамиков. Твитеры получили демпфирующую трубу, а улучшенный подвес и конструкция диффузоров басовых динамиков позволяет им теперь выдавать больше баса на высокой громкости с меньшими искажениями.
![](http://img.stereo.ru/plitkin/16484df06f561d2fc8f0dd02936f6396.jpg)
Кроме того, как и в предыдущем поколении линейки Q, у большинства АС (а в нашей системе — у всех) используется пассивный излучатель. Такое акустическое оформление известно давно, но особой популярностью не пользовалось. Однако современные материалы позволяют лучше, чем прежде, управлять звукопоглощением и демпфированием, поэтому в последнее время интерес к нему возрос. В идеале такой излучатель должен совмещать достоинства фазоинвертора и закрытого ящика. Забегая вперед, скажу, что KEF вполне удалось этого достичь.
![](http://img.stereo.ru/plitkin/beb9f969cdf29ba3643501a05db723f5.jpg)
Блок динамиков Uni-Q еще несколько лет назад казался футуристичным, а сегодня воспринимается уже как фирменный атрибут многих моделей KEF. Этот концентрический излучатель имеет характеристики, максимально приближенные к точечному источнику звука, что благоприятно сказывается на размерах зоны комфортного прослушивания и способствует точности формирования звуковых образов.
![](http://img.stereo.ru/plitkin/3746f7cacd63ef3fa3fc71a719584acc.jpg)
Эти свойства особенно ценны для построения кинотеатральной акустической системы, но я бы рекомендовал собирать комплект из громкоговорителей, содержащих идентичные блоки Uni-Q, — такой подход улучшит интеграцию каналов, и перемещения эффектов в пространстве станут более гладкими и бесшовными. В моем случае все АС комплекта были оснащены разнокалиберными динамиками. Подтвердились ли мои опасения? Сейчас узнаете.
Высокое разрешение
Звучание в кино я начал исследовать с саундтрека в формате DTS-HD MA к фильму «Прометей». Колонки будто бы специально проектировались под эту дорожку. Эхо ангара, близкие диалоги и отдаленные шаги героев — все подавалось с одинаковым вниманием. Однако установленный под экраном центральный канал перетягивал все реплики на себя, они ощущались исходящими из точки, расположенной явно ниже, чем произносившие их на экране актеры.
![](http://img.stereo.ru/plitkin/6295083a7adcbcf1b4a5a16fa49808e6.jpg)
Первое решение, которое приходит в голову, — использовать звукопроницаемый экран и установить центральную АС там. Однако не будем торопиться. Поставив фрагмент боевика «Джон Уик» с демодиска Dolby TrueHD, я ничего подобного не заметил. Дождь, вертолет и музыкальное сопровождение в сцене драки находились там, где и было задумано режиссером. Вертолет кружил над местом действия, дождь и музыка заполняли все пространство, а удары кулаков Киану Ривза попадали точно в цель, словно забыв о расположении центрального громкоговорителя.
![](http://img.stereo.ru/plitkin/136713d3c7a51d60862e2a849e63aa83.jpg)
Когда я решил проверить плавность перемещения эффектов между колонками, полностью переключив на них свое внимание и даже отвлекшись от просмотра фильма, оказалось, что можно идентифицировать области пространства, за которые отвечает каждая АС. Для создания полностью бесшовного звукового поля я бы все же попробовал собрать комплект, состоящий, например, из KEF Q650c и KEF Q750. Однако у имеющегося варианта есть преимущество в стерео, поскольку Q950 занимают верхнюю строчку в линейке. И прослушивание это подтвердило.
Стерео и многоканальная музыка
Поставив компакт-диск Rush «Permanent Waves», я обнаружил, что фронтальные колонки не нуждаются в поддержке сабвуфера. Они выдавали широкий частотный диапазон с немного подчеркнутыми краями, да и стереосцена размерами не обделена, что позволило на время забыть о существовании остальных АС.
![](http://img.stereo.ru/plitkin/8a7ae65775a9d911989738d22b903bf8.jpg)
Для рока, впрочем, Q950 показались несколько беззлобными. Зато их тщательность в передаче деталей и некоторая интеллектуальность подтолкнули к прослушиванию более сложной музыки. Гитарные переборы и вокал в песне «The Sage» с диска ELP «Pictures At An Exhibition» действительно рассказали долгую и драматичную историю, завершившуюся в старом замке.
![](http://img.stereo.ru/plitkin/11010aa31419266c72a55e3499b9909c.jpg)
KEF Q прекрасно справляется с многоканальными музыкальными записями, особенно в высоком разрешении. Звуковая сцена простирается во все стороны без ограничений, инструменты локализуются точно. Ритмика хороша — слитные партии не расслаиваются, а в полифонии легко можно проследить движение каждого голоса. В записи «Dance» ансамбля Cappella SF я ощущал себя сидящим между хором и аккомпанирующим ему ансамблем; казалось, стоит сделать несколько шагов, и окажешься рядом с музыкантами.
Выводы
Разнородность динамиков, вопреки моим опасениям, позволила комплекту стать действительно универсальным. Он хорош для многоканальной музыки в высоком разрешении, практически безупречен в кино и отлично подойдет тем, кто любит послушать двухканальные фонограммы, не пропуская их через процессор. Этой системе KEF подойдут любые жанры, разве что стоит иметь в виду некоторую нехватку агрессии.
Достоинства: внимание к деталям, полномасштабный звук в стерео и многоканальной музыке, качественная отделка
Недостатки: может потребоваться размещение АС центрального канала за экраном или добавка верхних фронтальных колонок для выравнивания звучания в кино по высоте
Официальный сайт: KEF Q550, KEF Q950, KEF Q650c, KEF Q400b
Цена: KEF Q550 — 63 300 рублей, KEF Q950 — 99 600 рублей, KEF Q650c — 35 700 рублей, KEF Q400b — 26 000 рублей
Паспортные данные
KEF Q950
Тип: напольная акустика
Акустическое оформление: пассивный излучатель
Диапазон частот: 44-28000 Гц
Количество полос: 2,5
ВЧ динамик: 38 мм, алюминиевый купол
СЧ динамик: 200 мм, алюминиевый Uni-Q
НЧ динамик 200 мм, алюминиевый вогнутый купол
Пассивный излучатель 2х200 мм, алюминиевый вогнутый купол
Частота раздела кроссовера: 2200 Гц
Максимальное звуковое давление: 113 дБ
Чувствительность (2.83 В/1м): 91 дБ
Импеданс: 8 Ом
Рекомендованная мощность усилителя: 15-200 Вт
Габариты: 1116х357х328 мм
Масса: 20,6 кг
KEF Q550
Тип: напольная акустика
Акустическое оформление: пассивный излучатель
Диапазон частот: 58-28000 Гц
Количество полос: 2,5
ВЧ динамик: 25 мм, алюминиевый купол
СЧ динамик: 130 мм, алюминиевый Uni-Q
НЧ динамик 130 мм, алюминиевый вогнутый купол
Пассивный излучатель 2х130 мм, алюминиевый вогнутый купол
Частота раздела кроссовера: 2500 Гц
Максимальное звуковое давление: 110 дБ
Чувствительность (2.83 В/1м): 87 дБ
Импеданс: 8 Ом
Рекомендованная мощность усилителя: 15-130 Вт
Габариты: 926х299х310 мм
Масса: 14,5 кг
KEF Q650c
Тип: напольная акустика
Акустическое оформление: пассивный излучатель
Диапазон частот: 44-28000 Гц
Количество полос: 2,5
ВЧ динамик: 25 мм, алюминиевый купол
СЧ динамик: 165 мм, алюминиевый Uni-Q
НЧ динамик 165 мм, алюминиевый вогнутый купол
Пассивный излучатель 165 мм, алюминиевый вогнутый купол
Частота раздела кроссовера: 2500 Гц
Максимальное звуковое давление: 110 дБ
Чувствительность (2.83 В/1м): 87 дБ
Импеданс: 8 Ом
Рекомендованная мощность усилителя: 15-150 Вт
Габариты: 214х629х304 мм
Масса: 13,6 кг
KEF Q400b
Тип: активный сабвуфер
Акустическое оформление: закрытый ящик
Усилитель: 200 Вт, класс D
Динамик: 250 мм
Диапазон регулировки кроссовера: 40-140 Гц, фильтр четвертого порядка
Входы: низкоуровневый RCA, высокоуровневый
Габариты: 335х330х330 мм
Масса: 13,6 кг