С продукцией Monitor Audio не знаком лишь тот, кто в принципе не интересовался классическим Hi-Fi. Тем более что в России этот бренд знают, возможно, даже больше, чем на родных английских берегах. Несмотря на солидный возраст, Monitor Audio не растерял традиции ни в плане качества звука, ни в плане ассортиментной политики. При наличии в активе настольных беспроводных систем и прочих новомодных штучек основную долю каталога составляет традиционная пассивная акустика для Hi-Fi и домашних кинотеатров. Технологическое развитие происходит как спокойное поступательное движение с постепенным развитием фирменных ноу-хау.
От бронзы до золота и обратно
Помимо дебютной модели, получившей признание ценителей качественного звука в далеком 1974 году, знаковым событием для компании стала разработка оригинальной технологии производства диффузоров из металлических сплавов. Сначала ее применяли только для твитеров, но позже сплавы появились и в остальных динамиках. Первую модель с металлическими твитерами выпустили еще в далеком в 1986 году, но лишь в 1998-м фирменная акустика стала такой, какой мы ее знаем сейчас. Именно в этот год появились три серии Bronze, Silver и Gold, ставшие неизменной основой модельного ряда на десятки лет.
Успех первых поколений подхватили и поколения следующие, что положительно сказалось на репутации бренда и сделало акустику Monitor Audio этаким универсальным ответом на вопрос «Что купить?» в любом ценовом диапазоне. Нисколько не умаляя заслуг компании в области технологий, нельзя не заметить, что названия Bronze, Silver, Gold и присоединившееся к ним позже Platinum сыграли в этом важную роль. Они четко и однозначно разграничивают стоимость и класс качества каждой серии, чем упрощают процедуру выбора покупателями. Пятнадцать лет назад Monitor Audio Bronze была хорошей бюджетной акустикой, и сейчас это определение по-прежнему неизменно.
Вы спросите: «К чему пространные рассуждения об истории и маркетинге?» Исключительно в качестве вводной, позволяющей в полной мере оценить способ, которым Monitor Audio удается раз за разом попадать в список лучших в своем классе. Секрет кроется в поставленной на поток миграции технологий. Каждое последующее поколение Bronze, Silver и Gold получало технологии, ранее использованные в серии выше. Благодаря этому бюджетные модели после нескольких смен поколений неизменно обретают свойства флагманов. Ну а поскольку вышедшее недавно поколение Bronze является пятым в истории компании, можно прийти к простому выводу, что нынешние младшие модели технически превосходит старшие первых поколений.
Металл повсюду
В 70-80-х годах инженеры Monitor Audio провели фундаментальные исследования, чтобы выбрать материалы для диффузоров. Цели и задачи поставили вполне традиционные: получить легчайшие, но максимально жесткие мембраны. Выбор пал на авиационные материалы, а конкретно — алюминиево-магниевый сплав. Инженеры постоянно экспериментировали. В частности, во второй половине 80-х акустика Monitor Audio получила твитеры золотистого цвета, ставшие характерной чертой фирменной акустики. Сплав, из которого изготавливался диффузор, помимо алюминия и магния, действительно содержал небольшой процент золота.
Современная технология производства мембран для ВЧ и СЧ/НЧ-динамиков получила название C-CAM. Основным материалом является все тот же алюминиево-магниевый сплав, который методом анодирования покрывается тонким слоем корунда (оксида алюминия). Толщина оксидного слоя составляет порядка 50 микрон, однако его высокая прочность существенно улучшает характеристики диффузора, при этом вес остается минимальным.
В современной линейке технология C-CAM используется в различных вариациях, в зависимости от типа драйвера и серии, в которой он применяется. Современный НЧ-излучатель линейки Bronze имеет монолитный диффузор С-САМ в форме вогнутой сферы, идентичный тому, что использовался в линейке Silver предыдущего поколения. Сфера обеспечивает больше жесткости и прочности в сравнении с конусом, использованным в предыдущем поколении Bronze при аналогичной массе подвижной системы.
Помимо акустических и резонансных свойств металлического диффузора, инженеры направили во благо и его высокую теплопроводность. Гильза звуковой катушки и диффузор являются единой конструкцией, способной эффективно отводить тепло, а также обеспечивать стабильность характеристик при работе на высокой громкости. Диффузор зафиксирован в корзине динамика высокоэластичным подвесом с полукруглым профилем. Подвес приклеивается изнутри динамика вогнутым внутрь, что обеспечивает большой свободный ход без передачи изгибных нагрузок на диффузор. Это в свою очередь минимизирует искажения и улучшает микродинамику.
Все дело в болте
Корзина СЧ/НЧ-динамиков изготовлена из высокопрочного полимера методом литья под давлением. Она имеет открытую конструкцию для устранения эффекта компрессии. Ключевая особенность — необычный метод крепления динамика bolt-through, который является своеобразным стандартом для современных серий Monitor Audio. В тыльной части корзины, строго по центру располагается резьбовое отверстие. Динамик вкладывается в углубление передней панели снаружи, а затем притягивается длинным болтом, вставленным в отверстие, располагающееся на задней стенке корпуса.
Таким образом, решается сразу несколько проблем. При традиционном креплении вибрации, возникающие во время работы излучателей, передаются на переднюю панель, что вынуждает производителей повышать ее толщину и жесткость. Так же приходится повышать жесткость задней стенки, чтобы она не работала как пассивный излучатель. При креплении динамика сквозным болтом, нагрузка равномерно распределяется между передней и задней стенкой, внутри корпуса возникает дополнительная стяжка, которая не позволяет задней стенке «подпевать» в такт музыке.
Под динамиком и головкой болта находятся виброразвязывающие прокладки, минимизирующие передачу механических колебаний на корпус акустики и как следствие — на соседние излучатели. Итогом работы Bolt Thru стало более чистое и плотное звучание на средних частотах. А отсутствие шурупов крепления на фланцах динамиков в сочетании со скрытыми магнитными креплениями грилей еще и улучшает внешний вид акустики.
Свободное дыхание корпуса
Еще один проблемный элемент, который стал предметом внимания инженеров Monitor Audio, — порт фазоинвертора. Некорректная работа порта не только создает призвуки, но так же снижает четкость и динамику воспроизводимого баса. Фазоинверторы High Velocity второго поколения HiVe II расширяются на концах для предотвращения эффекта турбулентности, а также имеют продольные канавки на всей протяженности, что призвано ускорить прохождение воздушного потока и дополнительно способствовать снижению турбулентности.
Корпуса напольников новой версии Bronze разделены внутри на индивидуальные акустические объемы, полностью изолированные друг от друга для исключения их взаимного влияния. Каждый СЧ/НЧ-излучатель оснащается собственным портом фазоинвертора.
Высокие материи
Высокочастотный излучатель Bronze имеет позолоченный купол из материала C-CAM. Для лучшего отвода тепла он интегрирован со звуковой катушкой так же, как и в СЧ/НЧ-динамиках. Кроме этого, нагрузочную способность твитеров повысили за счет усиленного высокоэластичного тканевого подвеса и мощного неодимового магнита. Тыльная сторона ВЧ-излучателя полностью изолирована от внутреннего пространства корпуса акустики с помощью специального колпака, формирующего закрытый акустический объем.
Внутри защитного колпака располагаются несколько ребер-рассекателей, призванных обеспечить конвекцию воздуха и лучшее охлаждение звуковой катушки. Твитер вставляется в отверстие в корпусе и фиксируется по технологии Bolt Thru. Совокупность технических решений, реализованных в новом твитере, позволила расширить частотный диапазон в обе стороны и обеспечить более качественное согласование с обновленной СЧ/НЧ-секцией.
Новый вид привычного комплекта
Благодаря применению новых излучателей и изменению конструкции корпуса акустика Bronze пятого поколения внешне стала гораздо больше похожа на предыдущую серию Silver. Состав серии при этом остался неизменным. Под именем Bronze предлагаются два 2-полосных полочника, две 2,5-полосных напольных модели — одна с двумя, а другая с тремя СЧ/НЧ-динамиками, центральный канал и тыловая акустика с одним СЧ/НЧ-динамиком и двумя твитерами, работающими в режиме диполи.
Сабвуфер, входящий в серию Bronze, имеет большой драйвер с монолитным C-CAM-диффузором в форме вогнутой сферы, нагруженный на пассивный радиатор ABR. Применение пассивного радиатора позволило совместить эффект подъема АЧХ как при работе фазоинвертора с точностью и сфокусированностью баса характерными для закрытого корпуса. Усилитель работает в классе D и выполнен по схеме, заимствованной у низкочастотника другой современной серии — Monitor Audio Radius. Помимо стандартных настроек громкости, частоты и фазы, саб серии Bronze обладает тремя предустановленными режимами эквалайзера меняющими форму АЧХ: музыкальный, кинотеатральный и форсированный.
Каждое поколение Bronze имеет свою уникальную палитру отделочных материалов. В этом сезоне были выбраны четыре варианта виниловой пленки с текстурой дерева: жемчужный орех, черный дуб, розовое дерево и белый ясень.