Разговор вокруг музыки • Stereo.ru
Вопрос Tess 24 3

Разговор вокруг музыки

Предлагаю интересную статью размышлений великих джазменов об импровизации:

Оригинал.

Бóльшая часть людей, слыша слово «импровизация», сразу думает о джазе. И, конечно, тому есть обоснование. Однако, говоря о ней, едва ли можно ограничиваться одним жанром – это один из самых эффективных путей приобретения новых музыкальных навыков, и совершенно неважно в каком стиле вы играете. Импровизация помогает лучше писать песни, лучше играть соло, придумывать больше интересных партий, да и вообще прокачивает все «мышцы», отвечающие за игру. И, в конце концов, как говорил Уэйн Шортер – «Композиция – это просто успокоенная импровизация, а импровизация – это подгоняемая композиция».


Однако за экспертным мнением по поводу импровизации лучше всего обращаться все-таки к джаз-музыкантам. Если слушать то, что они говорят, можно научиться огромному количеству трюков, применимых в совершенно разных стилях и жанрах. Вот четыре урока, которые помогут овладеть этим мастерством.

1. БИЛЛ ЭВАНС: УВАЖАЙТЕ ПЕСНИ

Вот одно известное изречение легендарного пианиста Билла Эванса: «Лучше играть одну песню 24 часа подряд, чем играть 24 песни в течение часа». Эванс за свою музыкальную карьеру сыграл огромное количество разных композиций, но в то же время помногу раз он исполнял одни и те же песни. Ему нравилась идея глубокого «проникновения» в песню до начала импровизации. «Интуиция – продукт знания, она не может возникнуть просто так, из ниоткуда», - говорил он.

В чем урок? Если вы собираетесь сочинить новые партии к песне, уделяйте достаточно времени тому, чтобы тщательно расслушать то, что в ней уже есть. Вы можете быть приятно удивлены тем, чего не заметили во время бурного сочинения (в случае, конечно, если речь идет о собственной композиции). И в тот момент, когда она хорошо уложится у вас в голове, можно начинать привносить что-то новое.

Вот запись беседы Эванса и британского композитора и пианистки Мэриан МакПартленд. Если вы знаете английский, то можете узнать немного больше деталей о вышеописанной концепции.

2. БИЛЛ ФРИЗЕЛЛ: ОГРАНИЧИВАЙТЕ СЕБЯ ФИЗИЧЕСКИ

Множество музыкантов впадает в ступор, даже находясь в процессе импровизации. Дело в том, что пока мы изучаем методы игры, мы приобретаем большое количество привычек, от которых не так легко отойти. Это касается гитаристов, потому как существует огромное количество изученных приемов игры – но ими дело не ограничивается, те же проблемы бывают и у пианистов, и у барабанщиков и даже у вокалистов.

Гитарист Билл Фризелл рассказывает о том, что ему нравится создавать искусственные ограничения для себя. На этом видео (начиная с 7:30) Фризелл говорит, что можно, например, ограничить себя одной единственной струной и попробовать создавать музыку только с помощью нее.

Если вы не гитарист, то этот метод можно применить и к другим инструментам. Например, на клавишах можно играть только одним пальцем или внутри одной октавы. Такой трюк сильно сокращает «поле действия», зато помогает воображению и заставляет активнее думать.

3. ДЖУЛИАН ЛЕЙДЖ: СЛЕДУЙТЕ СВОЕМУ ЛЮБОПЫТСТВУ

Иногда мы попадаем в ловушку, начиная думать об импровизации и используя понятия «правильно» и «неправильно». «Какой аккорд последует за этим?», «Могу ли я здесь использовать вот эти ноты?» и т.д. Если мы думаем с точки зрения верного и неверного, то очень сильно рискуем до смерти перепугаться возможности появления в композиции неправильных нот, а это очень сильно влияет на возможность появления чего-то по-настоящему интересного.

Вместо того, чтобы задавать себе подобные вопросы гитарист Джулиан Лейдж задается вот таким: «Что, на самом деле, интересного я могу придумать? Что мне любопытно?». Выключив голову, можно прийти на совершенно неизведанные территории и открыть что-то новое. Единственное правило импровизации для Лейджа: «Главное, чтобы звучало круто». В этом мастер-классе он (начиная с 17:30) говорит о своей концепции.

4. КЛАРК ТЕРРИ: ИМИТАЦИЯ ПРИВОДИТ К ИННОВАЦИЯМ

Для американского джазового трубача Кларка Терри импровизация – это возможность придумывать что-то новое, базируясь на том, что было придумано раньше. Вот что он говорил о копировании своих кумиров в 1993:

Дорога к новому для Терри проста: она начинается с копирования кого-то другого. Чтобы найти собственный голос, необходимо сначала подражать уже звучащим голосам.

Еще один знаменитый сторонник этого метода – канадский пианист Оскар Питерсон. Он мог идеально имитировать игру своих кумиров – Арта Тэйтума и Нэта Кинг Коула. Затем он просто собрал все свои навыки воедино, добавил несколько придуманных им трюков и обнаружил свой собственный стиль, который в наши дни более чем узнаваем. Вот на этом видео отлично видно его навыки имитации:

Если вы не знаете, как начать учиться импровизации, старайтесь копировать своих кумиров. Даже игра нота-в-ноту может научить очень многому, показать, как именно эти люди думали и сочиняли.


Напоследок, от себя хотелось бы сделать маленькое дополнение:


5. ЖИВАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ- ЕСТЬ ПРОДУКТ СИМБИОЗА

a).фантазии,

b).жизненного опыта,

c).переработанного музыкального материла и

d).техники того, кто импровизирует.

Хочу заострить Ваше внимание на пункте 5.c) переработанный музыкальный материал:

Архи важно иметь в голове большую фонотеку подручного материала, именно этот "банк данных" будет показывать потолок полёта фантазии (точнее - кругозор утилит для цитирования и преобразования муз. материала) у того, кто импровизирует.

Когда тапёр в кабаке без устали, где надо и не надо, гармонизирует септаккордами и их обращениями и думает, что он Bill Evans , то мне с его фантазией (её отсутствием) не по пути. Хочется подойти и спросить:

-Ребята, можно сделать заказ?

-Да, пожалуйста. Что сыграть?

- Поиграйте, пожалуйста, 10 минут в домино.


Есть несколько примеров музыкального воздержания от жаждущего вставить свои VI65 , I7... тапёра и заполонить собой фактуру, вот , например, song of no regrets или Nightfall-Brönner.

(Я сплю и представляю, как кто-то ловко наложил сверху джазовые ударные с щёточками и рояль в стиле Kenny Baron)

Ну, и не для усугубления, а наоборот, для облегчения жизни практикующих музыкантов, произошла структуризация музыкальной горизонтали И музыкальной вертикали .

Это если раскинуть шатёр или палатку расставить, то, конечно, инженерная наука о статике, в отличие от проектировки моста или управляемого взрыва, не нужна.

Так же и в музыке, если, что-то посерьезней, не по вершкам , а поглубже копнуть, то нужна структуризация эмпирического познания и тут без музыкальной статики теории не обойтись.

Точно , как и не обойтись без обширного кругозора музыкальной литературы, что бы осознанно находки применять и удивлять публику, иначе музыкальные поделки будут напоминать человечков из желудей в детском садике


Ответы

allkef

Мне кажется, это не совсем тематика сайта) Да и с такими делами, надо статью писать, а не вопрос) Тема очень интересная и серьезная!

А вообще, срочно Джорджа сюда!)

Tess @allkef
Тема очень интересная и серьезная!

Да, и мы почти на всех топиках на эту тему скатываемся, вот я и решил "свиньёй пойти" сразу с неё и начать.

allkef @Tess

Просто, чтобы эту тему глубоко понимать, надо самому быть хорошим музыкантом, как вы, например.

Здесь музыканты есть, надеюсь они поддержат разговор. Иногда музыканты становятся аудиофилами) Лично у меня от обратного, я пока только учусь и мне нечего сказать)

А скатывается тут в основном одна личность) Остальные - каждый на свое)

george @allkef

Я уже и свалился,уже тут.. Крайне интересная тема,однозначного ответа дать не могу., Импровизом начал заниматься видимо с 1968 года. У моего отца был друг,народный артист СССР, он тогда работал в Омске,привез мне после гастролей в США, записи очень приличных музыкантов,это пианист Оскар Петтерсон и Хаммонд -орган Джимми Смита,был у нас с неделю,потом послушал меня и сказал-в этой стране ты будешь никто.. Я конечно продолжал играть всякое,начиная с попсы,но всегда не забывали про джаз. Импровиз для меня все.. Вообще не люблю играть по НОТАМ,закрываю свои глаза и все... Я уже писал,что мой заочный учитель Рэй Чарлз и он слепой.. В этом плане и я слепой.. Вот что слышу,то и сыграю..

Tess @george

Здравствуйте, George!

исходя из:

что слышу, то и сыграю.

можно предположить следствие высказывания:

Что не слышал, то не сыграю...

и отправить Вас с пункту 5.c) см. выше.

А Вы посмотрели начало "Меланхолии" и вот это видео про первые аккорды в "Тристане" Вагнера?

george

Вы знаете,вы мой первый оппонент с которым мне лично приятно поговорить.. Я ведь не писал,что не слышал то и не сыграю !! А наоборот,читайте внимательно меня,в Москве я слушаю радио Джаз,со спутника могу послушать и Свисс Джаз-всегда предпочитаю мне лично незнакомые темы,стараюсь играть вместе с ними... Тут для меня и профессиональный интерес,смогу ли я к примеру предугадать развитие гармонии ?? Я вообще могу обыграть любую мелодию всякими аккордами.. Видео еще не смотрел,у меня должна скоро родиться внучка !! Это для меня намного важнее всего.. Тогда полечу в Лондон

Tess @george
должна скоро родиться внучка !

Поздравляю! Но, может пока ждёте можно и посмотреть, потом в Лондоне не до того будет.

предпочитаю мне лично незнакомые темы, стараюсь играть вместе с ними.

тогда вам может понравится сыграть с записью забытую тему, там как раз, для вашего клавира место свободным оставили :)

(если захотите, что бы пианино идеально с записью строило, настройте на А=441Hz)

george @Tess

Спасибо,но для начала она должна родится,скоро узнаю,тогда я ее научу,тому что знаю.. Тему послушал-очень хорошо..

george @Tess

Можно и об музыке,у меня есть диск на DVD,Larry Calrtlon&Robben Ford.Montreux Jazz Festual 2007. Оба классных гитариста,но один из них ближе к джазу., догадайтесь,кто мне больше подходит ??Да и гитары у них разные..Потом напишу и про пианистов..

Tess @george

вы подобное видео имели ввиду?

Немного не мой эллемент, но я посмотрю.

через 5 минут просмотра: Carlton ближе к джазу, Ford- к блюзу.

Наверное , вам Carlton ближе...

Tess @Tess

Хотя , они оба , на мой взгляд, абсолютно вписываются в блюз.,

чем дальше слушал, тем меньше т.н. «джазовости» у Карлтона оставалось.

Djaz3

Tess добрый вечер. Извиняюсь что вопрос не по теме. Скажите пожалуйста вы из г. Владикавказ?

Katerina @Djaz3

Чтоб ветка не утонула в обновлённых ответах, отвечу - нет. Может автор успеет увидеть и ответит лично. Я с ним знакома за приделами сайта, но не хочу на себя брать ответственность и отвечать вместо него более подробно.

ЗЫ: сейчас его позову :)

Djaz3

Спасибо Катерина, верю вам. нет значит нет. Виноват, обознался со мной такое случается :)

Djaz3

А! Вон оно что! Из Питера. Был у вас разочек на полдня, и смех и грех! А я знаете что? Никогда не догадаетесь. Решил себе будто бы вы известный дирижёр, ну вообразите себе. По свойственной мне чудаковатости возомнил себя Шерлоком Холмсом. Дай-ка думаю спрошу. А не он ли это? А что? Инициалы, буковки совпадают Т и С. Ага! Потом значит что то про Берлин вы изволили в статеечке упомянуть. Ага! Потом значит спрошу-ка про родной город. Потом иной раз такое словечко скажите, что не знаешь даже куда от него и деваться. Сразу видно образованный человек. Вот думаю этак всё сходится. А что думаю порошу у него автограф на диск, потом думаю не мешало бы напросится на концерт в филармонию по знакомству так сказать ( за бесплатно), ну ежели заедет в наш город. А что! Музыку то ведь я же люблю... Вот этак... Тут же в моей чатланской башке зашевелилась эдакая горделивая мысль, ну что дескать знаком с таким известным дирижёром. Непременно думаю надобно перед кем нибудь похвастаться. Представил себя идущим на концерт в малиновых штанах... Вот думал под скрипачом то скрывается более объёмистая фигура, а вы и вправду скрипач. А нужен ли скрипач? Дядя Вова? А? :)

Tess @Djaz3

можно полюбопытствовать, про кого из Владикавказа вы подумали?

Признаюсь, есть у меня грешок словечки высокопарные вкраплять, уж простите.

Djaz3

Очень рад что вы не обиделись! Меня бывает заносит на поворотах, шутки могут показаться злые, но не хотел разгневать вас. Перекинуться парой слов с музыкантом для меня это какое то чудо. Мой то род, вид деятельности совсем не связан с музыкой, поэтому ваши комментарии читаю открыв рот от удивления. Рад виртуальному знакомству. Жму вашу руку. С уважением. А про кого подумал :) ну чего уж греха таить, подумал что вы Т.Сохиев. :) извиняюсь труд музыканта ценю и уважаю спасибо.

Tess @Djaz3

Пожимаю вашу руку, взаимно.

Думаю, что творческим деятелям некогда сидеть на форуме по разбору стеросистем и тёркам про аудиоконсервы. Им это просто не интересно.

Пока мы тут читаем, какие закатывательные машинки для банок лучше и какой толщины резинку брать, что бы помидоры лучше закатать, художники заняты тем, что бы вывести новые сорта живых помидор.

«Общение» творца с публикой на концерте или композитора через партитуру это то, что кардинально отличает живой мир от застывшего аудиослепка.

Serg_E @Tess

Хорошее сравнение:) и вот зря, что им не интересно. Ведь далее очень часто из уникальных сортов помидор делают кетчуп, где много уксуса и приправ, а вкус помидор увы, исчез!

Djaz3

Добрый день Tess. Покорнейше прошу меня простить за не скорый ответ, просто зачастую мне бывает не чего сказать. Чтобы не сказать неумеренного и лишнего всё же несколько слов выну из кармана. Вот вы верно подметили <Им это просто не интересно> Скорее всего да, так оно и есть. По поводу <новых сортов помидор> тоже соглашусь, правда эти самые сорта для меня, что называется terra incognita, музыкальный кругозор у меня не такой широкий как хотелось бы. Из новых, молодых что то слышал про Невского, ещё какие то композиторы, но не было возможности познакомиться (послушать). А вот третий пункт самый сложный. Концерт. Да. Это общение творца с публикой. Концерт штука довольно интересная, торжественная, запоминающаяся и неповторимая. Да вот не к месту всплывает у меня одна диковина: концерт то суть "облако". Да-да облако. Белоснежное, пушистое, красивое облако, а диковина то в том, что его не остановишь, не схватишь за хвост оно всё время движется. Облако-концерт не поставишь на полку, оно остаётся только в воспоминании. Потом ещё сложный пунктик <живой мир и застывший аудиослепок> (под аудиослепком понимаю запись). Здесь почему то мне видится просто ваш интерес, как профессионала чтобы зал не был пуст. Вот ещё смущает ваше: <кардинальное отличие живого от слепка>. А по мне, по обывательски слепки очень хороши. Слепки не наровят уплыть как облако во времени и пространстве, они покойно стоят на полке и смиренно ждут своей очереди. <Кардинально отличает>. Сложно. Сложно вы пишите. Ну может быть для т.н. аудиофила отличает. По мне так <застывшие аудиослепки> оживают, становятся явственными, достаточно поставить их на проигрыватель. Тонких, каких то тонких материй касаетесь, тут уж из меня собеседник совсем никудышный. С ответом немного подзадержался :)

JaroslavS

Ну не только джаз, сейчас идет достаточно большое количество изданий в стиле "свободная импровизация" (free improvisation) в экспериментальной электронике. Но это, как говорится, товар очень на особого ценителя:))

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.