Предлагаю интересную статью размышлений великих джазменов об импровизации:
Бóльшая часть людей, слыша слово «импровизация», сразу думает о джазе. И, конечно, тому есть обоснование. Однако, говоря о ней, едва ли можно ограничиваться одним жанром – это один из самых эффективных путей приобретения новых музыкальных навыков, и совершенно неважно в каком стиле вы играете. Импровизация помогает лучше писать песни, лучше играть соло, придумывать больше интересных партий, да и вообще прокачивает все «мышцы», отвечающие за игру. И, в конце концов, как говорил Уэйн Шортер – «Композиция – это просто успокоенная импровизация, а импровизация – это подгоняемая композиция».
Однако за экспертным мнением по поводу импровизации лучше всего обращаться все-таки к джаз-музыкантам. Если слушать то, что они говорят, можно научиться огромному количеству трюков, применимых в совершенно разных стилях и жанрах. Вот четыре урока, которые помогут овладеть этим мастерством.
1. БИЛЛ ЭВАНС: УВАЖАЙТЕ ПЕСНИ
Вот одно известное изречение легендарного пианиста Билла Эванса: «Лучше играть одну песню 24 часа подряд, чем играть 24 песни в течение часа». Эванс за свою музыкальную карьеру сыграл огромное количество разных композиций, но в то же время помногу раз он исполнял одни и те же песни. Ему нравилась идея глубокого «проникновения» в песню до начала импровизации. «Интуиция – продукт знания, она не может возникнуть просто так, из ниоткуда», - говорил он.
В чем урок? Если вы собираетесь сочинить новые партии к песне, уделяйте достаточно времени тому, чтобы тщательно расслушать то, что в ней уже есть. Вы можете быть приятно удивлены тем, чего не заметили во время бурного сочинения (в случае, конечно, если речь идет о собственной композиции). И в тот момент, когда она хорошо уложится у вас в голове, можно начинать привносить что-то новое.
Вот запись беседы Эванса и британского композитора и пианистки Мэриан МакПартленд. Если вы знаете английский, то можете узнать немного больше деталей о вышеописанной концепции.
2. БИЛЛ ФРИЗЕЛЛ: ОГРАНИЧИВАЙТЕ СЕБЯ ФИЗИЧЕСКИ
Множество музыкантов впадает в ступор, даже находясь в процессе импровизации. Дело в том, что пока мы изучаем методы игры, мы приобретаем большое количество привычек, от которых не так легко отойти. Это касается гитаристов, потому как существует огромное количество изученных приемов игры – но ими дело не ограничивается, те же проблемы бывают и у пианистов, и у барабанщиков и даже у вокалистов.
Гитарист Билл Фризелл рассказывает о том, что ему нравится создавать искусственные ограничения для себя. На этом видео (начиная с 7:30) Фризелл говорит, что можно, например, ограничить себя одной единственной струной и попробовать создавать музыку только с помощью нее.
Если вы не гитарист, то этот метод можно применить и к другим инструментам. Например, на клавишах можно играть только одним пальцем или внутри одной октавы. Такой трюк сильно сокращает «поле действия», зато помогает воображению и заставляет активнее думать.
3. ДЖУЛИАН ЛЕЙДЖ: СЛЕДУЙТЕ СВОЕМУ ЛЮБОПЫТСТВУ
Иногда мы попадаем в ловушку, начиная думать об импровизации и используя понятия «правильно» и «неправильно». «Какой аккорд последует за этим?», «Могу ли я здесь использовать вот эти ноты?» и т.д. Если мы думаем с точки зрения верного и неверного, то очень сильно рискуем до смерти перепугаться возможности появления в композиции неправильных нот, а это очень сильно влияет на возможность появления чего-то по-настоящему интересного.
Вместо того, чтобы задавать себе подобные вопросы гитарист Джулиан Лейдж задается вот таким: «Что, на самом деле, интересного я могу придумать? Что мне любопытно?». Выключив голову, можно прийти на совершенно неизведанные территории и открыть что-то новое. Единственное правило импровизации для Лейджа: «Главное, чтобы звучало круто». В этом мастер-классе он (начиная с 17:30) говорит о своей концепции.
4. КЛАРК ТЕРРИ: ИМИТАЦИЯ ПРИВОДИТ К ИННОВАЦИЯМ
Для американского джазового трубача Кларка Терри импровизация – это возможность придумывать что-то новое, базируясь на том, что было придумано раньше. Вот что он говорил о копировании своих кумиров в 1993:
Дорога к новому для Терри проста: она начинается с копирования кого-то другого. Чтобы найти собственный голос, необходимо сначала подражать уже звучащим голосам.
Еще один знаменитый сторонник этого метода – канадский пианист Оскар Питерсон. Он мог идеально имитировать игру своих кумиров – Арта Тэйтума и Нэта Кинг Коула. Затем он просто собрал все свои навыки воедино, добавил несколько придуманных им трюков и обнаружил свой собственный стиль, который в наши дни более чем узнаваем. Вот на этом видео отлично видно его навыки имитации:
Если вы не знаете, как начать учиться импровизации, старайтесь копировать своих кумиров. Даже игра нота-в-ноту может научить очень многому, показать, как именно эти люди думали и сочиняли.
Напоследок, от себя хотелось бы сделать маленькое дополнение:
5. ЖИВАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ- ЕСТЬ ПРОДУКТ СИМБИОЗА
a).фантазии,
b).жизненного опыта,
c).переработанного музыкального материла и
d).техники того, кто импровизирует.
Хочу заострить Ваше внимание на пункте 5.c) переработанный музыкальный материал:
Архи важно иметь в голове большую фонотеку подручного материала, именно этот "банк данных" будет показывать потолок полёта фантазии (точнее - кругозор утилит для цитирования и преобразования муз. материала) у того, кто импровизирует.
Когда тапёр в кабаке без устали, где надо и не надо, гармонизирует септаккордами и их обращениями и думает, что он Bill Evans , то мне с его фантазией (её отсутствием) не по пути. Хочется подойти и спросить:
-Ребята, можно сделать заказ?
-Да, пожалуйста. Что сыграть?
- Поиграйте, пожалуйста, 10 минут в домино.
Есть несколько примеров музыкального воздержания от жаждущего вставить свои VI65 , I7... тапёра и заполонить собой фактуру, вот , например, song of no regrets или Nightfall-Brönner.
(Я сплю и представляю, как кто-то ловко наложил сверху джазовые ударные с щёточками и рояль в стиле Kenny Baron)
Ну, и не для усугубления, а наоборот, для облегчения жизни практикующих музыкантов, произошла структуризация музыкальной горизонтали И музыкальной вертикали .
Это если раскинуть шатёр или палатку расставить, то, конечно, инженерная наука о статике, в отличие от проектировки моста или управляемого взрыва, не нужна.
Так же и в музыке, если, что-то посерьезней, не по вершкам , а поглубже копнуть, то нужна структуризация эмпирического познания и тут без музыкальной статики теории не обойтись.
Точно , как и не обойтись без обширного кругозора музыкальной литературы, что бы осознанно находки применять и удивлять публику, иначе музыкальные поделки будут напоминать человечков из желудей в детском садике