Техника немецкой компании Magnat с проигрывателями виниловых пластинок никак не ассоциируется. Точнее, не ассоциировалась до недавнего времени, когда в каталоге появилась первая вертушка. До этого в каталоге фирмы была акустика в разных видах (по ней-то мы все и знакомы с этим брендом) и немного электроники — гибридные усилители и CD-проигрыватели. Можно сказать, что винил был представлен только встроенным в усилитель фонокорректором.
При первом знакомстве вертушка Magnat MTT 990 оставляет приятное впечатление. Лаконичная классическая форма, хороший рояльный лак и все-все в черном цвете — корпус, тонарм, диск, элементы управления (кроме прозрачной крышки). И даже индикации никакой нет. Сколько раз я ругал слишком яркую и особенно едкую синюю индикацию везде и всюду, но тут мне не хватало хотя бы одного крошечного светодиода. Работает проигрыватель совершенно бесшумно, и черный диск на фоне черного корпуса практически незаметен, даже не всегда понятно, вращается он или нет. Тем не менее сама по себе тенденция убрать лишнюю подсветку мне нравится.
Сборка и качество деталей на первый взгляд (и последующие тоже) нареканий не вызвали. Привод у аппарата тихий, а демпфирование корпуса как минимум неплохое. Видно, что используется много деталей стороннего производства. Но ничего предосудительного в этом нет — чтобы изготовить вертушку полностью самостоятельно, пришлось бы делать слишком много деталей, а такой подход окупает себя только в очень дорогом сегменте, да и то, если повезет. Данный же аппарат задуман быть недорогим и стать массовым.
Инженеры Magnat MTT 990 подошли к разработке нестандартно: взяли прямой привод и некое подобие техниксовского тонарма, поместили все это в корпус, убрали лишнее (нужное для диджейского применения), прибавили свой диск и виброразвязывающие ножки. Мне это напомнило популярные рецепты по доводке вертушек Technics до аудиофильского уровня. Еще аналогии можно провести с некоторыми современными Denon-ами для внутреннего японского рынка — там используется похожее сочетание.
Достать проигрыватель из коробки, собрать и запустить — все это даже у новичка займет от силы минут десять. Аппарат идет почти что собранным. Нужно лишь поставить его на стойку, установить диск, накрутить противовес на хвостовик тонарма, закрепить шелл с предустановленной на заводе головкой, вывесить тонарм «в ноль» и наконец поставить прижим в 2 грамма. Все это можно сделать без дополнительных инструментов и с приемлемой точностью.
Однако выбор головки меня огорчил — стандартная версия 95-й Audio-Technica со штатной эллиптической заточкой (и даже не заказная с продвинутой иглой). Выглядит простовато для такого проигрывателя. Результат еще предстоит услышать, но я бы сразу выбирал вертушку без комплектной головки или рассматривал ее как нечто «поиграться» на пару месяцев, а после заменить на что-нибудь серьезнее.
Кстати, тонарм позволяет быструю перенастройку и смену головки вместе с шеллом, поэтому базовую AT95e советую оставить для прогона пластинок в неизвестном или плохом состоянии. Но для постоянной комплектации лучше взять головку классом повыше.
К головкам и настройкам я еще вернусь, а пока же сделаю замечание производителю, и вот почему: в комплекте нет настроечного шаблона, нет инструкции об установке головки на шелле и настройке ее положения. А есть лишь фраза, что за подробностями обращайтесь к техпаспорту вашего картриджа.
Кто-нибудь видел, чтобы к головке звукоснимателя прикладывали настроечный шаблон? Такого не бывает, потому что геометрия установки зависит от тонарма. Понятно, что проблема решается сторонними шаблонами, благо крепление тонарма не предусматривает изменения дистанции от оси проигрывателя — заход нам известен, дальше дело техники. Правда, тривиальная задача для понимающего может оказаться сложной для новичка, так что буду надеяться, что хотя бы простейший шаблон в комплекте появится.
Корпус проигрывателя изготовлен из МДФ и покрыт черным лаком. Других цветов не предусмотрено. Все собрано крепко и хорошо задемпфировано. На стойку аппарат опирается четырьмя регулируемыми ножками с демпфирующими резиновыми вставками на опорных поверхностях. Регулировка по уровню возможна, хотя ход регулировки небольшой. Впрочем, этот проигрыватель по совокупности качеств в особо точной установке не нуждается.
Мотор прямого привода довольно массивный и мощный. По стартовому крутящему моменту в 2,2 кг/см он сопоставим с мощностью моторов некоторых Техниксов, заявляющих такую же цифру. Крепление мотора в корпусе детально не рассмотреть, но работает привод тихо.
На шкив мотора устанавливается диск, снабженный в точке посадки специально подогнанной бронзовой втулкой. Изготовлен диск из акрила или дерлина черного цвета. Верхняя и нижняя поверхности диска не гладкие, а полностью покрытые круговыми бороздками, напоминающими увеличенную по глубине канавку пластинки. Такая отделка как минимум уменьшает вероятность проскальзывания мата. Кстати, мат в комплекте тоже есть — фетровый и толстый. Не очень понятно, зачем он здесь такой, ведь крутить пластинки диджейскими методами на этой вертушке никто не станет.
Управление мотором обеспечивается одной-единственной поворотной четырехпозиционной ручкой: «стоп» и три скорости. Подстройки скорости нет, привычного питча тоже не предусмотрено — вся система работает на основе кварцевой стабилизации. По стробоскопу мотор показал полную видимую стабильность на всех скоростях.
Тонарм у проигрывателя S-образный, 10-дюймовый, статически сбалансированный. Все необходимые настройки имеются: быстрая регулировка высоты, удобная настройка прижимной силы по шкале и корректировка антискейтинга и азимута. Шелл съемный, стандартного типа, при желании можно легко подобрать еще один или несколько вариантов на замену и использовать несколько головок. Изготовление и сборка тонарма замечаний не вызвали.
Задняя панель корпуса предельно проста по содержанию. Здесь расположены выходные RCA-разъемы, клемма заземления и разъем для сетевого шнура. Блок питания расположен внутри корпуса, и даже есть переключатель вольтажа 115/230 В. Встроенного фонокорректора, к счастью, не предусмотрено.
В процессе теста я решил сначала немного послушать, как проигрыватель звучит с комплектной головкой, а потом сменить ее. Из имеющихся «посерьезнее» выбрал для основного теста Audio-Technica AT33Sa. В качестве дополнительного эксперимента попробовал разобраться, насколько этой вертушке вообще нужен мат, и если да, то какой тип мата предпочтительнее. Очевидно, что с таким приводом в случае необходимости можно взять клэмп, а при смене головки на низковыходную MC — сменить штатный безымянный фонокабель на что-нибудь лучшее.
Но сначала — базовый вариант звука в базовой комплектации. Единственное, что я сделал — проверил штатные настройки головки и счел их в достаточной степени точными.
Поставил пластинку Jim Hall «Concierto». Динамика очень неплоха, ожидания соответствуют типу привода и конструкции, и даже немного лучше — нет форсированного ритма и явной жесткости. Но в целом звук простоват, на нижней середине заметна формальная прорисовка. Вроде бы и есть чуть-чуть яркости, но немного, хотя верха вполне присутствуют в должном количестве. Но и они простоваты. Воздух есть, сцена получается широкой, но экраноподобной, без должной проработки по глубине. В принципе, с поправкой на головку все понятно — именно ее мы и слышим. Не могу сказать, что собственный почерк головки сильно выпячен или совсем плох, но в приличном тракте и особенно на контрасте разница очевидна. Дальше в таком составе слушать уже нет смысла — Audio-Technica AT95E при своей цене, живучести и способности отыгрывать даже убитые пластинки хороша, но не для этого проигрывателя.
Весь остальной тест я провел с картриджем Audio-Technica AT33Sa. Звук разительно прирос в детальности, и это первое, что стало заметно. О какой-либо вуали здесь уже речи нет. Но что интересно — при отменной динамике звук не стал резким и ярким. Зная установленную головку, я этого не очень-то и ждал, но некоторая смесь из мягкого и яркого могла бы в ряде случаев получиться. Но нет, подача умеренно-мягкая, динамичная, весьма плотная, но не тяжеловесная, с равномерной проработкой и по басу, и по серединке, и по верхам.
После смены и прогона головки я решил разобраться с матом и выходным проводом. Без штатного мата вообще (перенастроить пришлось только высоту тонарма, что делается, учитывая конструкцию, элементарно) звук получился чуть прозрачнее и жестче. Баса стало слегка меньше, а верха, наоборот, больше. Получается, что тракт в сочетании с приличной головкой на такое изменение отчетливо реагирует. Но результат получился не идеальным, и я попробовал другие маты. В итоге остановился на плотном мате из пробковой и резиновой крошки вперемешку. Не скажу, что штатный фетр обязательно следует поменять, но раз уж есть возможность повозиться с этими деталями — советую повозиться.
Штатный фонокабель очевидно также следует заменить. Для начала и для передачи сигнала с бюджетной ММ-головки он сойдет, но в случае движения вверх по моделям головок, а тем более в случае использования низковыходных МС — здесь есть чем заняться. Я поставил Ortofon 6NX TSW-1010 и счел его вполне подходящим по уровню. Кстати, если помнить, что на выходе у вертушки обычные RCA-разъемы и клемма заземления, то использовать можно и подходящие под задачу экранированные межблочники, добавив к ним соединение по земле.
После того, как звук был отстроен и эксперименты закончены, я прислушался к результату. Для начала поставил хорошее издание альбома John Coltrane «A Love Supreme». Звук масштабный, плотный, в нем нет лишнего воздуха, зато присутствует телесность. Хорошо прорабатываются тихие звуки и послезвучия, хотя основной акцент не на них, а на основе звука, если можно так сказать.
Специфическая поканальная раскладка записи слышна, ничего не смазывается и не маскируется. На сложных фрагментах вертушка играет стройно, без каши. Детальность хорошая. Не запредельно высокая, но уверенная, а спад наблюдается там, где его не каждый и заметит. Получилось лучше, чем я ожидал: у звука есть свой характер, но без вычурной специфики, все его составляющие сбалансированы.
Акцент основных нот делает звук насыщенным, в нем отсутствует вялость и камерность, но он не настолько отчетлив, чтобы проявилось упрощение или грубость.
Следующий альбом — Eric Clapton «Unplugged». Атмосферу зала и воздух тракт отыгрывает хорошо, ритм держит уверенно; звук получается с неплохой детализацией. Подача и здесь не жесткая, но с долей строгости. Скажем, нет той размытости и расплывчатости, которыми часто страдают вертушки с пассиковым приводом. Но еще лучше то, что нет силовой, рубящей или крикливой подачи, свойственной прямоприводным проигрывателям.
Макродинамика, понятно, хорошая, но не хуже и микродинамика. Так что в целом картинка получается более-менее уравновешенная. Бас чуть мягче и воздушнее, чем можно было ожидать, а серединка, наоборот, чуть плотнее, насыщеннее. Верха бодрые, но не задиристо-напористые — тоже некий баланс. Слушать интересно, но без навязчивости. Излишней аналитичности нет, как нет и холодной отстраненности.
Еще одна запись — пластинка Brian Eno «Discreet Music». Объем рисуется хорошо, в плане же тонких переходов характер звука скорее прямолинейный, но не до степени крайнего упрямства. Совсем незначительное упрощение уравновешивается честностью и отсутствием окраски. В плане эмоциональной передачи музыка воспринимается стройнее и строже, но не жестче и не грубее. Масштаб тоже неплох — нет камерности, достаточны глубина и ширина, есть умеренное ощущение воздушности, звуки не слипаются.
А вот звучание промопресса пластинки «Boulez Conducts Debussy» меня удивило: хорошая динамика была уже предсказуемой, а вот в целом звук получился живее и стройнее ожидаемого. Оркестр полноценно разместился в пространстве, струнные и духовые играли чище и естественнее ожидаемого. Можно точнее и детальнее, но, во-первых, такого звука я жду от проигрывателей постарше, во-вторых, и то, что получается — очень хорошо даже на мой придирчивый вкус. Отдельно здесь слышно, насколько звуку идет на пользу отсутствие явной жесткости и окраски. Так подача получается естественнее и без навязчивости.
Последней пластинкой в тесте и тоже приятным удивлением стала старая запись «Страстей по Матфею» Баха. Запись сделана еще в моно, пластинка тоже в моно, пресс тех же лет. Проигрыватель показал хорошее построение моносцены по глубине и хорошую детальность. Звук не выглядел ни камерным, ни состарившимся и скучно-простоватым. Возраст записи слышен, но масштаб, честное звучание инструментального сопровождения и хорошее воспроизведение вокальных партий —все вместе это больше, чем я предполагал услышать.
Выводы
Я бы назвал Magnat MTT 990 очень прагматичным проигрывателем. Начиная с того, как его конструировали и строили — не пытались изобрести велосипед — и заканчивая звуком. Жанрово универсальный, чуть прямолинейный, зато без окраски и без странностей в поведении. И еще аппарат удобный в использовании.
Все разумное, что с ним можно сделать в плане апгрейда, я описал, дальше вопрос частностей, зависящих от личного вкуса и выбора головки. И повторюсь — головку сюда нужно ставить классом выше, чем штатная. Аппарат способен раскрыть модели посерьезнее.
Музыкальный материал
Boulez Conducts Debussy — Images Pour Orchestre, Danses Sacree Et Profane — Pierre Boulez, The Cleveland Orchestra / CBS/Sony Japan SONC 10192 / Stereo
Brian Eno — Discreet Music — Obscure EGS 303 / Stereo
Eric Clapton — Unplugged — Reprise Records 9362-45024-1 / Stereo
J.S. Bach — St. Mattew Passion — Otto Klemperer — Angel 3599 E/L / Mono
Jim Hall — Concierto / CTI Records GP 3030 / Stereo
John Coltrane — A Love Supreme — Impulse Japan YP-8527-AI / Stereo
86 990 рублей (без головки звукоснимателя), 89 990 рублей (с предустановленной головкой Audio-Technica AT95E)
Проигрыватель Magnat MTT 990
Тип привода: прямой
Скорости вращения: 33,3, 45 и 78 об/мин
Коэффициент детонации: < 0.08% (33,3 об/мин)
Соотношение сигнал шум (А-взвеш./невзвеш.): > 72 / > 65 дБ
Крутящий момент: > 2,2 кг/см
Размеры (ШхГхВ): 450х367х162 см (с открытой крышкой 450х412х412 см)
Вес: 10,7 кг
Тонарм
10-дюймовый, S-образный, статически-сбалансированный
Заход: 16,8 мм
Настройки, высота, прижим, азимут, антискейтинг
Шелл: съемный
Вес головок со штатным шеллом: 3-10 г
Прижимная сила: 0-3,5 г
Головка звукоснимателя Audio-Technica AT95E
Тип: MM
Частотный диапазон: 20 Гц - 20 кГц
Разделение каналов: 20 дБ
Разбаланс каналов: 2 дБ
Выходное напряжение: 3,5 мВ
Рекомендуемое сопротивление нагрузки: от 47 кОм
Рекомендуемая емкость: 100-200 пФ
Тип заточки иглы: эллипс 0,3 х 0,7 мкм
Материал иглодержателя: алюминий
Статическая податливость: 40х10 -6 см/дин
Динамическая податливость (100 Гц): 6,5х10 -6 см/дин
Материал корпуса: алюминий/пластик
Рекомендованная/оптимальная прижимная сила: 1,5-2,5 / 2 г
Вес: 5,7 г
Головка звукоснимателя Audio-Technica AT33Sa
Тип: MC
Частотный диапазон: 15 Гц - 50 кГц
Разделение каналов: 30 дБ
Разбаланс каналов: 0,5 дБ
Выходное напряжение: 0,4 мВ
Внутренний импеданс: 10 Ом
Рекомендуемое сопротивление нагрузки: от 100 Ом
Тип заточки иглы: шибата
Материал иглодержателя: бор
Статическая податливость: 40х10 -6 см/дин
Динамическая податливость (100 Гц): 10х10 -6 см/дин
Материал корпуса: алюминий/пластик
Рекомендованная/оптимальная прижимная сила: 1,8-2,2 / 2 г
Вес: 6,9 г