В каталоге ELAC нет вообще никакой путаницы: чем больше в колонках фирменных запатентованных ноу-хау, тем выше в иерархии они находятся. Их наибольшая концентрация, естественно, наблюдается в топовой линейке, но характер проявляется уже с самой начальной. И понемногу, с каждой аббревиатурой, добавленной к серии постарше, проявляется все больше «элаковости», к которой разработчики стремятся.
За свою немалую историю — еще немного и компания будет праздновать вековой юбилей — разработчики ELAC успели понять, какой звук для них считается эталонным, и с каждым обновлением модельного ряда стремятся донести эту философию до все более широких масс, совершенствуя технологии.
Линейка ELAC Solano расположилась в каталоге производителя в сегменте «Премиум» на второй его строчке: уже не самая бюджетная модель и уже с некой претензией. Сама линейка Solano состоит из напольников, которые мы и будем изучать, полочников и центрального канала. Других градаций здесь не предусмотрено.
Отдельный интересный момент: сейчас это уже Solano второй генерации, которая в основном заключается в смене фирменного ленточного твитера с JET 5 на JET 6. И надо понять, как изменился характер звучания при этом. Благо что можно поставить прямо рядом в одной системе первую и вторую версии и сравнить непосредственно.
Про внешность можно сказать, что акустика не изменилась никак. Те же покрытые лаком корпуса из MDF, к тому же точно такого же размера (некрупные напольники), такой же внешне набор динамиков — два СЧ/НЧ (акустика имеет две с половиной полосы), то же литое металлическое основание на ножках.
Портов фазоинвертора осталось два: один небольшой, сзади корпуса на уровне твитера, второй же направлен вниз в металлическое основание. Как обычно, защитных грилей в комплекте нет — они отдельные, заказные.
Судя по паспортным данным, фильтры особо не претерпели изменений. Так что единственное отличие моделей — ленточный твитер: JET 5 заменен на новый JET 6. Напомню, что свои фирменные твитеры в компании ELAC разрабатывают сами, а изготавливают и их, и обычные динамики большей частью собственными силами — когда-то давно я был на их производстве в Киле в Германии и видел эти процессы. Да и сами твитеры JET давно уже стали фактически визитной карточкой компании, ее безошибочно узнаваемым элементом.
Опознать этот новый твитер можно по чуть другой защитной сетке-решетке — остальные изменения внутри. Решетку поменяли вовсе не из эстетических соображений: эта форма лучше соответствует изменениям в самой мембране излучателя.
Так, в новой версии поменяли конфигурацию и самих токопроводящих дорожек, и фольги, на которую они нанесены. Дорожки теперь имеют переменную толщину, что, по заверениям разработчиков, должно положительно сказаться на снижении уровня искажений. Да и АЧХ должна стать ровнее в пределах всего диапазона до 50 кГц, в том числе и на таких критичных для восприятия частотах, как 2 и 12 кГц.
Раз по остальной конструкции различий нет, то и пересказывать все это заново после предыдущего теста смысла мало — там мы остановились на ее особенностях подробнее. А вот на прослушивании и сравнении сосредоточиться стоит. Во-первых, просто интересно, какой же получилась акустика, во-вторых, не менее интересно, насколько замена одного-единственного элемента с чуть усовершенствованной конструкцией скажется на звуке.
Визуально акустика выглядит аккуратной и сбалансированной. Хорошие пропорции, приличная отделка, сдержанная стилистика. Такие колонки можно легко вписать в самый разный интерьер и они не будут слишком притягивать к себе внимание, но и не будут теряться, оставаясь некой ненавязчивой, но самостоятельной величиной. К расстановке они не очень критичны, но какую-то свободу вокруг себя любят: вплотную к стене их придвигать не стоит, но и метрового расстояния им точно не требуется. Как мне показалось хватит и 30 см.
Для прослушивания была собрана достаточно лаконичная система — интегрированный усилитель Rotel RA-6000 (2 х 200 Вт на 8 Ом, класс АВ) и комбайн T+A, работавший только в качестве цифрового источника с запущенным Qobuz.
С выбором техники можно было бы и посильнее заморочиться, даже какой-нибудь би-ампинг собрать (конструкция позволяет такое подключение), но что-то мне подсказывает, что более земные решения здесь уместнее.
Включил запись Oscar Peterson Trio — We Get Request, потом еще несколько записей из списка ниже — и стало ясно, в чем разница между двумя поколениями.
Старая версия ELAC Solano FS 287 — мягкий, округлый звук, ближе к светлому. Подача в меру детальная, но не въедливая, а в чем-то даже округло-аккуратная. По басу есть ровная нижняя граница, он фактурный, в меру хлесткий, но гула или проблем с контролем нет. Верх одновременно кажется и звонким, и чуть скругленным. Подача комфортная, вполне подходящая для долгого прослушивания, но не тяготеющая к явной аналитичности —хотя простым или односложным звук и не назовешь.
Новая версия ELAC Solano FS 287.2 имеет в целом похожий почерк, но звук чуть менее сглаженный: высокие частоты поострее, попрозрачнее, чуть более структурные и разборчивые. Общий характер подачи все тот же, комфортный и спокойный, но хорошо то, что в нем не чувствуется вялости при всем этом спокойствии.
Сцена в обоих случаях рисуется примерно одинаковой — средней ширины и глубины, с неплохо читаемым разделением образов и планов, но без остроты. Новая версия акустики воспринимается как играющая чуть воздушнее и атмосфернее. Да, общая подача все равно скорее мягкая, но она такая по всему диапазону, без перекосов, без каких-то отличий характера низов от верхов — все соразмерно и сохарактерно. И получается, что изменение одного элемента оказалось не таким уж и малозаметным — и точно никак не навредило звуку, скорее наоборот.
Именно разница между моделями слышна хорошо, и, пожалуй, при всей схожести новый звук чуть воспринимается более цельным и органичным при долгом прослушивании. А теперь уже сосредоточимся только на обновленной версии.
Поставил запись Miles Davis «We Want Miles». Детальность слышна неплохо, но без остроты, без явной эмоциональной напористости. Чувства в музыке читаются хорошо, но чуть спокойнее, без излишних нервов. Сцена и ее раскладка по глубине даже лучше ожидаемого. Воздух есть, тональный баланс более-менее ровный, хотя подача, конечно, не темная.
Знакомая музыка звучит и узнаваемо и достаточно правдоподобно, но одновременно как-то смягченно, подчеркнуто уютно и спокойно. Для многочасового фонового прослушивания даже «нервного» музыкального материала такой характер может подойти очень хорошо. В этой системе слышно многое, просто детальность не выпирает, она не подчеркнута, но когда специально ищешь составляющие в звуке — практически все можно найти. По динамике тоже все неплохо.
По первым ощущениям — акустика вполне подойдет для небольших помещений, думаю, и в усредненных 15 метрах ей уже будет комфортно.
Следующий диск — DJ Krush «The Message At The Depth». На удивление неплохо по динамике, акустика как-то пробует басить и даже у нее это получается. Этакий «шарик» достаточно упругого баса, не очень масштабный, но без каши. Правда, бас чуть смягченный, как и остальной звук, но слушать это даже и не мешает: к такой подаче очень быстро привыкаешь и она сама по себе не вызывает отторжения.
Но вот что необычно: при приличной динамике и достаточно прозрачном звуке нерва в нем мало. Формально все играет правильно, разве чуть смягченно, но общее впечатление подчеркнутой эмоциональной бережности по отношению к слушателю не теряется ни на каких жанрах и треках.
Еще диск — Nine Inch Nails & David Bowie Live «Back In Anger». Вполне неплохая, достоверная передача атмосферы, при относительной камерности сцены есть и объем — даже, скорее, отдельно глубина и эшелонизация понравились: камерно, но правильно, звук сложносоставной.
На этой записи звук ударной бочки чуть выпадал из общей картины — ее было как-то многовато, но это можно списать на особенность записи. Очень неплохо проработан голосовой диапазон, да и инструментальные партии, хоть и живут в общей парадигме умеренной камерности и смягченности, все же в кашу совершенно точно не сваливаются — хватает и динамики, и детальности.
Dimmu Borgir «Inspiratio Profanus». И здесь детальности и динамики хватает, при всем удивлении уже знакомому слегка смягченному звуку — даже вокальные партии весьма хорошо прорисованы на фоне всего остального. Да и остальное, а именно инструментальные партии, не представляют собой кашу. Гитары ревут, барабаны долбят, вокал — на две трети от положенной хриплости.
Именно этот альбом, как мне кажется, записан в целом чуть-чуть комично по отношению к самому тому тяжелому жанру, к которому он номинально принадлежит. Есть в звуке что-то такое от эмоций буффонады, некая наигранность. И надо сказать, что тракт и акустика это передают вполне реалистично, иронично и даже чуть смешно. Странно, не так ли?
Но как мне кажется, тонкие оттенки система все-таки играет, и играет хорошо, а эффект легкой теплоты и смягченности — да, он есть, но это только первое, на что обращаешь внимание, и далеко не единственная и не доминирующая черта характера. За ним можно расслышать и неплохую, пусть и не предельную, детальность, и уверенную динамику, и способность спокойно прорабатывать весь диапазон без перекосов.
После перешел к записи Anton Batagov «Schubert». Весьма хорошо слышно исполнение, прочтение произведения исполнителем, эмоции, но звучание фортепиано, как и ожидалось, чуть мягче, сглаженнее. Это не воспринимается как вуаль — просто и струны и дека слышны слегка усредненно, весьма правдоподобно-реалистично, но на этой записи могло бы быть слышно несколько больше, сложнее.
Впрочем, если просто абстрагироваться и воспринимать музыку как общение произведения и исполнителя, то все, что нужно, здесь можно легко услышать. И слушать можно долго, хоть в фоновом режиме, хоть вслушиваясь.
И напоследок включил 8-ю Симфонию Шостаковича. Ровно-уверенно по всему доступному акустике диапазону, на примере этой записи звук не такой уж и камерный, и достаточно воздушный. Все то же небольшое смягчение есть, но инструменты звучат пусть чуть проще, но в общих значениях достаточно правдоподобно. Но в тот момент, когда вступают литавры, даже немного удивляешься — они тоже камерные, но так похожие на правду, с весомой наполненностью и ударом.
Детальность имеет ограничение, но на том уровне, где уже не скажешь, что играет простовато. Динамика — не подчеркнуто-скоростная, но звук не спотыкается даже на сложных фрагментах. Может, становится чуть проще. И эмоциональная составляющая передается без переиначивания, вполне реалистично, получать удовольствие от музыки и погружения в нее ничего особо не мешает.
Выводы
Весьма дружелюбная акустика, разножанровая, подходящая как для внимательного, так и для фонового прослушивания. Для своего сегмента результат вполне уверенный, а характер и самобытный и цельный. Своего слушателя найдет точно. В списки на прослушивание я бы ее спокойно мог порекомендовать, дальше вопрос вкусов и подбора сочетаний с другой техникой — предположу, что акустика достаточно пластична в этом вопросе.
Музыкальный материал
Anton Batagov — Schubert / Мелодия
Dimmu Borgir — Inspiratio Profanus / Nuclear Blast
DJ Krusch — The Message At The Depth / Sony Music
Miles Davis — We Want Miles / Columbia
Nine Inch Nails & David Bowie Live — Back In Anger / Polyphone Heritage
Oscar Peterson Trio — We Get Request / Verve
Schostakovich — Symponie 8 - Symphonieorchester des Bayerischen, Bernard Haitnink / BR-KLASSIK
399 000 рублей
Тип: напольная акустика 2,5 полосы, фазоинверторная
СЧ/НЧ динамики: 2 х 150 мм, сандвич с алюминиевым диффузором
ВЧ динамик: ленточный JET 6
Частоты раздела фильтра: 450/2400 Гц
Частотный диапазон: 30-50000 Гц
Чувствительность: 87 дБ
Импеданс (ном/мин): 4/3,5 Ома
Мощность (ном/пик): 130/170 Вт
Отделка: черный лак, белый лак
Размеры (ВхШхГ): 985 x 260 x 300 мм
Вес: 19 кг