Датская компания Ortofon в этом году отмечает свой сотый день рождения. По поводу столь значимого события вышли несколько юбилейных новинок. В первую очередь, конечно же, модели головок звукоснимателя Ortofon MC Century и SPU Century. И в рамках этого теста познакомимся с самой-самой главной новинкой — Ortofon MC Century.

Сама по себе традиция отмечать важные события выпуском специальной МС-головки у Ортофона появилась не сейчас — пять лет назад была сделана модель Ortofon MC А95, десять лет назад это была модель Ortofon MC А90. Да и в более далеком прошлом можно найти примеры, как то головка Ortofon MC 70 Anniversary. «Именные» головки, посвященные не дате, а конкретным людям, тоже были в истории производителя — это различные версии, посвященные таким знаковым персонам в истории фирмы, как Per Windfeld (ведущий инженер, проработавший в компании 30 лет), Eric Rohmann (в прошлом долгие годы руководил Ortofon) и Robert Gudmandsen (разработчик линейки SPU). Или, как другой вариант развития событий, головка Ortofon MC Anna, получившая свое название в честь оперной певицы Анны Нетребко.

Таким образом, именная и событийная привязка моделей для Ortofon — давняя традиция. Для столетней компании иметь обычаи — дань возрасту. И совсем не удивительно, что практически все имена и даты отмечаются выпуском головок MC-типа, потому что Ortofon изобрела этот тип еще в 1947 году. Такая долгая история обязывает и к накоплению опыта, разработке новых технологий и преемственности...

В общем, есть к чему присмотреться. Мне повезло два года назад побывать на производстве компании — читайте репортаж с фабрики в двух частях: Технологии, материалы и немного истории (часть 1) и Производство, от деталей до упаковки и сопутствующая философия (часть 2). У меня сложилось приятное впечатление, да и большинство знатоков винила заверят, что у головок Ortofon репутация весьма приличная.

Титан

Если говорить о технологической оснастке, головка Ortofon MC Century выглядит довольно интересной. Она не очень-то похожа на другие модели. Некоторые сходства я нашел только с юбилейной Ortofon MC Anna. Однако от моделей А90 и А95 (которые сами по себе несколько схожи) новинка отличается значительно — это касается и параметров работы, и конструкции, и некоторых материалов.

Внешняя коробка Ortofon MC Century

Если же посмотреть на конструкцию, то можно найти знакомые фирменные черты старших моделей компании. Например, корпус изготовлен из титана по технологии SLM (мельчайший титановый порошок очень тонкими слоями сплавляется при помощи лазера в цельнометаллический корпус). Разработчики Ortofon утверждают, что такая технология позволяет получить корпус, оптимальный по резонансным свойствам. Насколько я понимаю их логику, одна из целей — получить корпус, никак не вмешивающийся в работу внутренней системы головки и, соответственно, не окрашивающий звук.

Головка и все аксессуары упакованы в лакированную шкатулку

Корпус действительно весомый (и, к счастью, без позолоты и инкрустации). Его форма удобна для установки и настройки. Конструкция верхней площадки сделана так, что к шеллу головка прижимается лишь в трех точках на совсем небольшой площади. Снизу всю конструкцию закрывает полимерная накладка (этот материал производитель назвал термопластичным эластомером), которая рассчитана по свойствам на наиболее эффективное демпфирование.

Алмаз

Внутри тоже можно найти массу интересного. Проработанной геометрией расположения магнитов и катушек сейчас удивить сложно, но, несомненно, она здесь есть. Увеличенные магниты частью изготовлены из сплава железа и кобальта, а частью из неодима (правда, не совсем понятно, как это реализовано на деле). Катушки намотаны сверхчистой бескислородной медью. Кроме того, в конструкции использована собственная технология WRD (wide-range armature damping) и демпфер, представляющий собой сандвич из полимера (предположу, что своей собственной разработки, ведь у Ortofon полимеры — это одно из направлений производства) и утяжеляющей платиновой пластины.

Кроме того, применено некое сложное арматурно-полимерное демпфирование, точную реализацию которого не разобрав головку не понять, а совсем подробно и обо всех нюансах такого свойства ни один производитель особо не пишет. Впрочем, это и понятно — по общему принципу и конструкции все MC-головки весьма похожи. Разницу же в поведении головки и в звуке, которым одинаковые по типу головки очень существенно различаются, дает реализация, детали и нюансы — их на деле может быть очень много.

Все аксессуары помещаются в небольшой мешочек

Кроме всего перечисленного, у Ortofon MC Century есть одна важная особенность, весьма редко встречающаяся на практике, — иглодержатель сделан из алмаза. Сама игла имеет сложнопрофильную фирменную заточку Nude Ortofon Replicant 100 — такой вариант встречается и у некоторых других моделей Ortofon. Что же касается вообще игл сложного профиля, многое в результате работы головки зависит от точности изготовления, от установки иглы и от качества обработки алмаза. По моим наблюдениям, с качеством и с установкой-сборкой у Ortofon все хорошо, а на деле это выражается в слышимо-точной настройке и корректной работе головок. Точность и повторяемость здесь исключительно важны.

В комплекте поставки идет защитный колпачок — большой, идеально закрывающий иглу и открытые части конструкции головки. Хотя при высокой надежности удобным для каждодневного использования этот колпачок мне не показался. Все-таки намного лучше в целях безопасности иметь крышку или колпак для проигрывателя.

А вот и содержимое мешочка — отвертка, ключ, кисточка для чистки иглы, два набора крепежных винтов и серебряные провода для шелла

Есть еще одна особенность практической стороны использования головок с алмазными (сапфировыми, рубиновыми, боровыми и вообще всеми теми, где игла не запрессована, а вклеена) иглодержателями. Кроме очевидно необходимой аккуратности в обращении, в ряде случаев подобные конструкции противопоказано чистить спиртовыми растворами. У Ortofon на этот счет сказано, что любые растворители использовать не рекомендуется, и если вдруг что-то пойдет не так, то подобные случаи не покрываются гарантией.

Отдельно оговорено, что Onzow Zerodust тоже не лучший вариант, и от этого приспособления были неприятности, хотя без указания точных подробностей или конкретных моделей головок. А если чем и чистить — то сухой жесткой щеточкой. В целом, на мой взгляд, рекомендации для подобной конструкции правильные — лучше следить за чистотой пластинок. Кстати, щеточка в комплекте, разумеется, есть.

И книга

По параметрам Ortofon MC Century — классическая низковыходная MC-головка, но не с экстремальными параметрами (выходное напряжение — 0,2 мВ, импеданс нагрузки — от 10 Ом и более). Достаточно тяжелая, тяжелее среднестатистической, с не очень высокой податливостью иглодержателя. Формально паспортные данные не запредельные (можно найти цифры побольше), но они говорят об очень хорошем классе головки. И пожалуй, тут есть своя «игра слов» — дать характеристики именно так, как они представлены, логичнее, чем написать верхнюю границу в 50 кГц по какому-то там уровню. Зачем нужны на деле эти 50 кГц применительно к головке и записи на пластинке, никто внятно не скажет. Однако некоторые производители очень любят давать абсолютные цифры, которые не несут практической пользы.

Поставляется головка в достаточно дорогой, но не вычурной упаковке. Белая плотная картонная коробка с нанесенным логотипом компании и столетнего юбилея (да, у этой даты тоже есть свой логотип), внутри — увесистая шкатулка, покрытая белым лаком и тоже украшенная логотипом.

В шкатулке — сама головка, надежнейшим образом закрепленная на прозрачной вставке, руководство пользователя, где одновременно указан серийный номер (серия-то ограниченная, хотя точное количество экземпляров производитель не указывает), дата изготовления и инициалы специалиста, проводившего контроль качества.

Самый необычный аксессуар — купон, по которому можно по почте получить альбом, посвященный 100-летию Ortofon. У меня такой альбом есть, и скажу, что это очень интересная вещь

Кроме этого, есть два комплекта крепежных винтов разной длины. Один комплект — привычные для современных Ortofon золотистые винтики под отвертку, второй — черные винты под шестигранный ключ. Еще есть набор качественных серебряных проводов Ortofon LW-800S для шелла, отвертка и ключ.

Но самое, пожалуй, интересное из комплектации — купон, по которому можно получить по почте юбилейный альбом, изданный к 100-летию компании. Если судить по карточке и заполняемым полям — получить альбом можно в любой стране, куда может дойти почтовая посылка. Сильно сомневаюсь, что хотя бы один владелец Ortofon MC Century от такой книги откажется. Вещи-то совершенно фанатские, для тех, кто действительно любит и ценит производителя и то, что он выпускает.

Впрочем, тут уже пора отключаться от приятной лирики и переходить к тесту. А тестировать эту головку я буду точно так же, как и любую другую — не обращая внимания на знаковость, а просто оценивая поведение головки и ее звучание.

Точность

Настраивать Ortofon MC Century удобно. Качество изготовления всех деталей высокое, геометрия корпуса обеспечивает хорошую наглядность, и в целом процесс установки и калибровки не вызвал затруднений. Усложнить процесс может только требуемая точность. С этой головкой любую погрешность в градус или десятую грамма слышно сразу. Буквально «видно» как меняется звук — при небольших сдвигах уходит тот или иной перекос или меняется баланс. Точности нужно отдать должное. Впрочем, при наличии опыта и некоторых инструментов настройка не сложнее среднестатистической.

Защитный колпачок Ortofon MC Century действительно защитный, а не формальность

Отдельно понравилось, что головка совершенно предсказуема в поведении, как некий измерительный прибор. Поставил побольше вес на 0,2 грамма — баланс сместился в нижнюю часть диапазона. Поменьше — появляется чуть больше верхов. Все резонансные частоты оказались на практике равными расчетным. Антискейтинг тоже можно (на хорошем предсказуемом тонарме с точной настройкой) ставить по расчетной величине — в моих случаях все подтвердило правильность при проверке по тестовым дискам.

На рабочее звучание головка выходит достаточно быстро, точно быстрее среднестатистических 30-40 часов. На деле получается около 10-15 часов, да и то, изменения в процессе незначительные. Это необычно, хотя именно такую характеристику приработки позже я нашел в одном из пунктов пользовательского руководства. На деле же это очень хорошо — нет нужды в техническом режиме гонять какие-то пластинки, чтобы выбрать время приработки.


Разумеется, каждая головка Ortofon MC Century имеет свой серийный номер, выгравированный на корпусе

Тестировалась головка в разных условиях: на нескольких тонармах, с парой фонокорректоров и некоторым количеством трансформаторов. Ее поведение оказалось предсказуемое (как и с настройками) и такое же требовательное к окружению. Тонарм ей в пару я бы советовал 12-дюймовый, с классическими поворотными узлами, а не одноопорник, в особенности недемпфированный. Но, конечно, все будет зависеть от нюансов и конструкции в каждом конкретном случае.

Прозрачность

Первое впечатление, которое оставляет звук, — очень высокая прозрачность и подробность. Это заметно и на примере просто знакомых записей, и во время прослушивания нескольких пластинок — разница в звуке, в записи очевидна. Очень много фактуры, нюансов, оттенков. Отличное разделение образов и планов в пространстве. Исключительные динамика и детальность, сочетающиеся с ровной, неяркой и не слишком окрашенной подачей. Сразу понятно, что головка исключительных свойств, но также понятно, что это Ortofon.

Далее я приведу сумму впечатлений от нескольких прослушиваний одних и тех же пластинок в разных условиях.

На примере пластинки Jim Hall «Concierto» можно отметить, что немного раздутый и смягченный общий стиль звучания записи сохраняется, но к нему не прибавляется никакой дополнительной окраски. Пожалуй, звук можно счесть светлым, но вот охарактеризовать это как окраску уже не получится, столь неявно это все прослеживается. Динамика и детальность для этой записи более чем достаточны, подача по всему диапазону ровная настолько, насколько это подразумевает запись. Проработка сцены очень точная. За счет этого в том числе и детальность кажется выше — можно не просто услышать каждую партию, но и найти ее положение в пространстве сцены, со своей глубиной и телесностью. По средне- и верхнечастотному диапазону высокая детальность не такая уж и редкость для головок подобного класса (иначе было бы странно), но вот проработка баса даже с поправкой на класс впечатляет. Даже очень тихие фрагменты в нижнем и средненижнем диапазоне имеют наполненность, фактуру и объем. Да и весь диапазон записи воспринимается цельно, полновесно и очень подробно.

Выходные разъемы у Ortofon MC Century качественные и удобные

Пластинка-сборник «Twin Peaks», подготовленная к выпуску в Bernie Grundman Mastering, показала отличную глубину и разборчивость звучания. Было слышно очень много нюансов, но при этом музыка не распадалась на молекулы, а оставалась музыкой. Трудных фрагментов или сложных для передачи эмоциональных составляющих не нашлось, все отыграло как есть — в разных трактах и условиях с немного разными акцентами, но общий смысл произведений передавался таким, каким он был задуман изначально. И это не хочется называть голографической подачей — скорее всего, высокая детальность и отличный объем звука создают нечто похожее на эффект присутствия, только без наигранности.

Проработка баса отменная, всего остального диапазона — ничуть не хуже. Пожалуй, это все похоже на максимум, на который способен сам винил как носитель — головка вытянет, было бы что вытягивать из самой записи. Понятно, что результат варьируется в зависимости от других компонентов тракта — головка не может заместить своими возможностями работу привода или тонарма, но именно от головки мне сложно ожидать большего. Другого почерка — да, ожидать можно, но не лучших формальных показателей. Впрочем, проверим это позже, на записях посложнее.

Кстати, что на этой пластинке, что на других — качественно изданных и находящихся в хорошем состоянии — в паузах практически идеальная тишина. На пластинках в состоянии похуже, но чистых, артефакты чаще всего слышны менее отчетливо. Пластинок в откровенно плохом состоянии я не держу, ну а если кому-то такие нужно проигрывать, то для этого существуют другие головки.

Также головка чувствительно реагирует на искривленные пластинки. Опять же, зависеть это будет не только от нее самой, но и от тонарма. Однако в данном случае к использованию клэмпа стоит подойти с большим вниманием. Хотя лично я им чаще всего не пользуюсь и кривых пластинок тоже не держу, во время теста клэмп шел в дело чаще обычного.

Разборчивость

Со сложными быстрыми переходами на пластинке «Scandinavian Suite» головка справилась легко, вообще без какого-либо чувства стеснения. И на любых фрагментах можно было проследить любую инструментальную партию — прозрачность звука и детальность просто замечательные. Окраски нет, никакой отсебятины нет, резкости тоже. Звук может быть очень быстрым, но он в таком случае просто быстрый и все. Если на записи есть резкость — ее будет слышно, но она будет именно с записи, а не привнесенная. Собственно говоря, придраться просто не к чему, даже если очень захочется.

Потом послушал пластинку Dead Can Dance «Spiritchaser». Очень естественный звук, прекрасная разборчивость. А проработка вокальных партий, пожалуй, одна из лучших из того, что я встречал. Хотя, конечно, мне больше понравилась не столько сама по себе детальность, сколько то, что картинка получается абсолютно цельной по всем параметрам и сочетаниям.

Ненадолго для проверки поставил диск Stan Getz and The Oscar Peterson Trio — издание старое, в моно, и, конечно, тут была бы предпочтительнее отдельная моно-головка. Но если моно-пластинок в фонотеке несколько процентов или вообще штук, отдельной головку не покупают.

Звук хороший, полновесный, сочный. Со всей спецификой звучания старого Verve, но слушается музыка легко и естественно. Артефакты старой пластинки заметны не сильно, моно-сцена хорошо раскладывается по глубине. Возможно, конкретно в этом случае я бы хотел услышать масштабную подачу. Но за исключением этого нюанса все остальное сыграно хорошо. Хорошо, конечно, с поправкой на то, что мы слушаем старое моно.

Последний диск в основной тестовой подборке — запись «Carmina Burana» Карла Орфа. Большинство трактов отыграть эту запись полностью как надо не могут… В нашем случае результат очень хороший. Динамики и детальности хватает, атмосфера есть, все партии на своих местах — начиная от литавр вступления и заканчивая фрагментами, когда слышен весь хор. Каши нет. Хорошо передается весь спектр музыкальных эмоций. Возможно, местами не так драматично, но, как мне показалось, тут удачно выдержан баланс между отсутствием подчеркнуто усиленного драматизма и точностью передачи. Ведь на деле очень важно, чтобы ничего не переигрывалось и не приукрашивалось.

Выводы

Прекрасная головка, которая даже в сравнении с моделями схожей ценовой категории выглядит абсолютно уверенно. В чем-то интереснее некоторых вариантов, по крайней мере, для тех слушателей, кто ценит не высокородный окрас, а максимально честную по всем параметрам передачу и жанровую всеядность. Да, я не слушал все-все на свете головки в этом ценовом диапазоне, но с основным кругом, за исключением некоторых редких вариантов, знаком и могу сравнивать.

Ortofon MC Century — здесь можно рассмотреть алмазный иглодержатель и крепление иглы

Жанровая всеядность тут точно есть — кроме основного набора, я ставил разные пластинки, вплоть до металла и трип-хопа, и всегда с одинаково хорошим результатом. То, что головка прилично отрабатывает потрепанные пластинки, не должно само по себе успокаивать. Чтобы максимально продлить срок службы иглы, лучше заранее правильно выбирать пластинки и хорошо за ними ухаживать. Хотя это относится не только к этой головке, но и вообще ко всем головкам, особенно с заточкой иглы более сложной, чем сфера.

Кроме того, Ortofon Century явно превосходит MC А95, надо отдать должное разработчикам. Да, разница в нюансах, но именно эта разница обычно и отличает старшие модели и модели помладше у многих производителей. Дальше лишь вопрос придирчивости слушателя и степени его перфекционизма при выборе. Про логичный общий уровень системы и слаженность компонентов на этом фоне и говорить как-то странно… Впрочем, если примерно представлять весь тот объем работы, который был проделан, чтобы выпустить Ortofon Century, можно предположить, что со временем использованные технологии и материалы начнут постепенно «перетекать» и в другие линейки, помладше. Надеюсь, у производителя будут впереди еще долгие и долгие годы успешной работы.

Музыкальный материал

Angelo Badalamenti – Twin Peaks (Limited Event Series Soundtrack) Rhino Records 081227933951 / Stereo

Bingo Miki, Tatsuya Takahashi & The Tokyo Union – Scandinavian Suite – T. Takahashi & The Tokyo Union – Three Blind Mice TBM 1005 / Stereo

Carl Orff - Carmina Burana - Gundula Fanowitz, Gerhard Stolze, Dietrich Fischer-Dieskay, Chorus und Orchester der Deutschen Oper Berlin, Eugen Jochum - Deutshe Grammophon SLPM 139362 / Stereo

Dead Can Dance – Spiritchaser – Mobile Fidelity Sound Lab MOFI 2-002 / Stereo

Jim Hall — Concierto / CTI Records GP 3030 / Stereo

Stan Getz and The Oscar Peterson Trio – Verve USA MG V-8251 / Mono

Ortofon Century

999 000 рублей

Выходное напряжение при 1000 Гц, 5 см/с: 0,2 мВ

Разбаланс каналов на 1 кГц: - 0,5 дБ

Разделение каналов на 1 кГц: - 25 дБ

Разделение каналов на 15 кГц: - 22 дБ

Частотный диапазон +- 1,5 дБ: 20 Гц - 20 кГц

Надежность следования иглы в канавке: 80 мкм при 315 Гц

Податливость иглодержателя: 9 мкм/мН

Тип иглы: Nude Replicant 100

Радиус иглы r/R: 5/100 мкм

Иглодержатель: алмаз

Рекомендованная прижимная сила: 2,4 г

Рекомендованный импеданс нагрузки: > 10 Ом

Материал корпуса звукоснимателя: SLM титан

Вес: 15 грамм