Заключительную часть «Истории гитарного звука» приходится начать с нескольких весьма спорных суждений. Без этого не обойтись — в данной области многое неоднозначно. Например, недавно в прессе заявили, что Брайан Мэй — лучший рок-гитарист всех времен и народов. При всем уважении — все ли с этим согласны?
Я же хочу сказать, хоть это и не бесспорно, что гитарный звук, по большей части, полностью сформировался к концу 70-х прошлого века. А затем максимальное влияние на него стала оказывать «примочка», педаль звуковых эффектов, что, собственно, и происходит до сих пор.
Вся история развития электрогитары — история искажений. К середине 60-х окончательно устоялась конфигурация из трех элементов: гитара, блок эффектов («примочка») — effects unit, для гитары он сделан, как правило, в напольной версии. И третий элемент — гитарный комбо (стек). Сами эффекты (а ведь они, по сути, не что иное, как искажения!) в разное время пытались всячески реализовать в каждом из этих трех устройств.
С гитарой, вроде бы, все ясно. С пассивной электроникой (например, схема дядюшки Фендера, применяемая по сей день) возможны регулировки тембра и уровня выходного сигнала.
Гитары с активной электроникой — отдельная песня (ох уж эти батарейки!). Например, в 1930-х годах Рикенбакер выпустил «испанскую» гитару Vibrola с механизмом, который двигал бридж туда-сюда, создавая эффект вибрато. Было круто!
Если говорить о современных моделях, то в случае с активной электроникой можно отчасти считать, что «примочка» интегрирована в гитару. Управление, вроде бы, под руками, но ситуация проблемная: либо играй, либо регулируй звук.
Точно так же эффекты можно интегрировать и в комбоусилитель, либо в хед юнит — «голову». Но в этом случае управлять ими в ходе выступления становится еще трудней — усилитель ведь стоит где-то сзади. И настраивать его перед концертом лучше «раз и навсегда». Так что уже в «среднем течении» тех же Битлз вполне сложилась конфигурация «гитара — педаль — усилитель».
Если руки у вас заняты исполнением пассажа на 32-х долях, то параллельно управлять эффектами выйдет только с помощью ног — они пока свободны. С лицевой панелью усилителя, ясное дело, такой фокус вряд ли пройдет — неудобно. А вот с педалью, корпус которой прочен, чтобы не затоптали, и на нем есть фут свич — ножной переключатель или регулирующая педаль, как в эффекте «Вау» (в СССР в те годы такую педаль называли «Квакером») — все получается отлично.
Именно история педали с какого-то момента и становится историей гитарного звука. Часть гитарной схемотехники свалилась на пол, чтобы уже остаться там навсегда, приблизительно в середине 60-х. К этому времени многие гитарные усилители имели встроенные эффекты тремоло, вибрато и реверберации. Все это активно использовалось в гитарном рок-н-ролле.
Кстати, в начале 1960-х годов появились магнитофонные ревербераторы вроде Watkins Copicat. И самодельные, на базе переделанной «Ноты» (или промышленные типа «Эхо», которые были уже невозможны без того или иного гитарного эффекта). Хард-року был нужен дисторшн так же, как вау-эффект необходим для диско. А о первой классической педали с эффектом фузз мы уже рассказывали.
Серьезное влияние на развитие портативных «примочек» оказала одна из первых — Uni-Vibe, которую Джимми Хендрикс использовал в своей песне «Machine Gun». Кстати еще одно не бесспорное утверждение: именно этого музыканта я считаю величайшим из всех. Ведь когда предлагается очередное революционное звучание, зачастую после слов «где-то я уже это слышал» неизменно вспоминается что-то из Хендрикса.
При этом гитарная «примочка», практически неизменная последние лет 50, завоевала мир в своем компактном разнообразии еще и благодаря доступности полупроводниковых компонентов. Они пришли на смену нежным, прожорливым и горячо любимым вакуумным лампам.
Нельзя не согласиться с великолепием лампового гитарного звука, но уронить ламповую «примочку» на пол все же не хотелось бы. Любой электронщик, мало-мальски разбирающийся в аналоговой схемотехнике, вполне стал способен «слепить» полупроводниковую схему того же компрессора или овердрайва.
Этим занялись очень многие. В конце концов, из «примочек» начали собирать «борды» — наборы, в которых приставки эффектов коммутировались и запитывались. Часто все это делалось в виде чемодана с закрывающейся крышкой: привез, открыл, подключился — играешь.
К середине второй половины XX века, в результате усилий многих профессионалов и энтузиастов, музыкантов и не очень, появилось уже такое количество педалей эффектов, что их пришлось классифицировать. Классификация почти совпадает с набором обработок какого-нибудь компьютерного аудиоредактора.
Среди эффектов — гейновые или работающие с амплитудой сигнала: дисторшн, фузз, овердрайв. Динамические гейновые — такие как бустер, компрессор, лимиттер и прочие. Затем эффекты, использующие принцип модуляции, для которой нужна частота колебаний струн — хорус, фленжер, тремоло, лесли. Особняком стоят эффекты с использованием временных задержек. Мало того, что список можно продолжать — сюда же можно добавить более поздние системы синтезаторного типа и, наконец, гитарные процессоры.
То, как и какие устройства использовал исполнитель — определяло его стиль. Правильно настроенный пэд позволял обычному флажолету превращаться в удар колокола, а звук медиатора, которым провели по толстой струне, превращался в рев ракетного двигателя.
Вот несколько выдающихся гитаристов и их особенно запомнившиеся эффекты:
Джимми Пейдж (Jimmy Page) — The Yardbirds, Led Zeppelin и другие группы. Среди студийных эффектов в раннем Led Zeppelin использовал фузз Sola Sound Tone Bender Professional MKII.
Кстати, Джефф Бек (Jeff Beck) во времена The Yardbirds использовал другой фузз того же производителя — Sola Sound Tone Bender MK I.
Эрик Клэптон (Eric Clapton) — еще один из великой троицы гитаристов The Yardbirds — к середине 70-х использовал на живых выступлениях педаль с эффектом Вау-Вау Jim Dunlop GCB95 «Cry Baby».
Кстати, приблизительно такой же примочкой в раннем Led Zeppelin пользовался и Джимми Пейдж — правда, он просто «зажимал» ее в крайнем положении для получения «более острого» звука.
Интересно, что в то же время в СССР выпускалась похожая чем-то на «Cry Baby» педаль Вау-фузз с тембр-блоком — автор эти строк даже успел ею попользоваться… Она называлась просто: «Приставка звуковых эффектов», стоила 60 рублей. В неубиваемом литом корпусе (чего нельзя было сказать об электронике), помещались две батарейки «Крона».
Неподражаемый Эдди Ван Хален (Eddie Van Halen) из одноименной группы 80-х использовал фленджер. Причем так активно, что компания Dunlop в итоге разработала педаль MXR EVH-117, основанную на его гитарном звуке.
Гэри Мур (Gary Moore) из Skid Row и Thin Lizzy, запомнившийся своими блюзовыми сольными проектами, предпочитал Marshall Guv'nor и Ibanez Tube Screamer.
Брайан Мэй (Brian May) из Queen наряду с роковым жестким саундом часто применяет бустер. Сейчас доступна Catalinbread Galileo — гитарная педаль овердрайва, воссоздающая звук Брайана Мэя.
Что касается бустера, то в наше время выпускаются три варианта, повторяющих теплый звук гитары Queen — Brian May Treble Booster: Plus, Deluxe и Touring.
Тони Айомми (Tony Iommi), он же — Энтони Франк, из Black Sabbath, в разное время применял различные педали эффектов. Среди них, например, попадалась все та же Cry Baby. Наряду с эффектами чисто рокового звучания, в числе его оборудования упоминается и Вау-вау-примочка Tychobrahe parapedal.
Дэвид Гилмор (David Gilmour) из Pink Floyd на протяжении всей своей карьеры, с конца 60-х, использует педаль Big Muff производства Electro Harmonix (EHX). Этот дисторшн выпускается и сейчас.
Честно говоря, большинство «исторических» педалей эффектов вполне актуальны в наше время. Хотя все эти пэды, попытки повторить звучание великих, все-таки привели и к новому поколению устройств, формирующих гитарный звук — гитарных процессоров. Это уже продукты новейшей истории.
В «навороченных» моделях может быть просто-напросто зашита библиотека вариантов звучаний классиков, дополненная возможностями создавать и собственный уникальный саунд. Остается надеяться, что на этом развитие гитарного звука не остановится — и впереди еще остались открытия.
Часть 1: История гитарного звука. Овердрайв.
Часть 2: История гитарного звука. Поиски инструмента
Часть 3: История гитарного звука. Рок
Часть 4: История гитарного звука. Гитарные боги