Заключительную часть «Истории гитарного звука» приходится начать с нескольких весьма спорных суждений. Без этого не обойтись — в данной области многое неоднозначно. Например, недавно в прессе заявили, что Брайан Мэй — лучший рок-гитарист всех времен и народов. При всем уважении — все ли с этим согласны?

Я же хочу сказать, хоть это и не бесспорно, что гитарный звук, по большей части, полностью сформировался к концу 70-х прошлого века. А затем максимальное влияние на него стала оказывать «примочка», педаль звуковых эффектов, что, собственно, и происходит до сих пор.

Вся история развития электрогитары — история искажений. К середине 60-х окончательно устоялась конфигурация из трех элементов: гитара, блок эффектов («примочка») — effects unit, для гитары он сделан, как правило, в напольной версии. И третий элемент — гитарный комбо (стек). Сами эффекты (а ведь они, по сути, не что иное, как искажения!) в разное время пытались всячески реализовать в каждом из этих трех устройств.

Схема подключений Fender Telecaster

С гитарой, вроде бы, все ясно. С пассивной электроникой (например, схема дядюшки Фендера, применяемая по сей день) возможны регулировки тембра и уровня выходного сигнала.

Rickenbacker Electro Vibrola

Гитары с активной электроникой — отдельная песня (ох уж эти батарейки!). Например, в 1930-х годах Рикенбакер выпустил «испанскую» гитару Vibrola с механизмом, который двигал бридж туда-сюда, создавая эффект вибрато. Было круто!

Если говорить о современных моделях, то в случае с активной электроникой можно отчасти считать, что «примочка» интегрирована в гитару. Управление, вроде бы, под руками, но ситуация проблемная: либо играй, либо регулируй звук.

Точно так же эффекты можно интегрировать и в комбоусилитель, либо в хед юнит — «голову». Но в этом случае управлять ими в ходе выступления становится еще трудней — усилитель ведь стоит где-то сзади. И настраивать его перед концертом лучше «раз и навсегда». Так что уже в «среднем течении» тех же Битлз вполне сложилась конфигурация «гитара — педаль — усилитель».

Если руки у вас заняты исполнением пассажа на 32-х долях, то параллельно управлять эффектами выйдет только с помощью ног — они пока свободны. С лицевой панелью усилителя, ясное дело, такой фокус вряд ли пройдет — неудобно. А вот с педалью, корпус которой прочен, чтобы не затоптали, и на нем есть фут свич — ножной переключатель или регулирующая педаль, как в эффекте «Вау» (в СССР в те годы такую педаль называли «Квакером») — все получается отлично.

Именно история педали с какого-то момента и становится историей гитарного звука. Часть гитарной схемотехники свалилась на пол, чтобы уже остаться там навсегда, приблизительно в середине 60-х. К этому времени многие гитарные усилители имели встроенные эффекты тремоло, вибрато и реверберации. Все это активно использовалось в гитарном рок-н-ролле.

Ревербератор магнитофонного типа Watkins Copicat. Формфактор — «чемоданный»

Кстати, в начале 1960-х годов появились магнитофонные ревербераторы вроде Watkins Copicat. И самодельные, на базе переделанной «Ноты» (или промышленные типа «Эхо», которые были уже невозможны без того или иного гитарного эффекта). Хард-року был нужен дисторшн так же, как вау-эффект необходим для диско. А о первой классической педали с эффектом фузз мы уже рассказывали.

Джимми Хендрикс и его педали

Серьезное влияние на развитие портативных «примочек» оказала одна из первых — Uni-Vibe, которую Джимми Хендрикс использовал в своей песне «Machine Gun». Кстати еще одно не бесспорное утверждение: именно этого музыканта я считаю величайшим из всех. Ведь когда предлагается очередное революционное звучание, зачастую после слов «где-то я уже это слышал» неизменно вспоминается что-то из Хендрикса.

При этом гитарная «примочка», практически неизменная последние лет 50, завоевала мир в своем компактном разнообразии еще и благодаря доступности полупроводниковых компонентов. Они пришли на смену нежным, прожорливым и горячо любимым вакуумным лампам.

Нельзя не согласиться с великолепием лампового гитарного звука, но уронить ламповую «примочку» на пол все же не хотелось бы. Любой электронщик, мало-мальски разбирающийся в аналоговой схемотехнике, вполне стал способен «слепить» полупроводниковую схему того же компрессора или овердрайва.

Фирменный педалборд от компании Pedal Pad

Этим занялись очень многие. В конце концов, из «примочек» начали собирать «борды» — наборы, в которых приставки эффектов коммутировались и запитывались. Часто все это делалось в виде чемодана с закрывающейся крышкой: привез, открыл, подключился — играешь.

К середине второй половины XX века, в результате усилий многих профессионалов и энтузиастов, музыкантов и не очень, появилось уже такое количество педалей эффектов, что их пришлось классифицировать. Классификация почти совпадает с набором обработок какого-нибудь компьютерного аудиоредактора.

Среди эффектов — гейновые или работающие с амплитудой сигнала: дисторшн, фузз, овердрайв. Динамические гейновые — такие как бустер, компрессор, лимиттер и прочие. Затем эффекты, использующие принцип модуляции, для которой нужна частота колебаний струн — хорус, фленжер, тремоло, лесли. Особняком стоят эффекты с использованием временных задержек. Мало того, что список можно продолжать — сюда же можно добавить более поздние системы синтезаторного типа и, наконец, гитарные процессоры.

То, как и какие устройства использовал исполнитель — определяло его стиль. Правильно настроенный пэд позволял обычному флажолету превращаться в удар колокола, а звук медиатора, которым провели по толстой струне, превращался в рев ракетного двигателя.

Sola Sound Tone Bender Professional MKII

Вот несколько выдающихся гитаристов и их особенно запомнившиеся эффекты:

Джимми Пейдж (Jimmy Page) — The Yardbirds, Led Zeppelin и другие группы. Среди студийных эффектов в раннем Led Zeppelin использовал фузз Sola Sound Tone Bender Professional MKII.

Sola Sound Tone Bender MKI

Кстати, Джефф Бек (Jeff Beck) во времена The Yardbirds использовал другой фузз того же производителя — Sola Sound Tone Bender MK I.

Dunlop GCB95

Эрик Клэптон (Eric Clapton) — еще один из великой троицы гитаристов The Yardbirds — к середине 70-х использовал на живых выступлениях педаль с эффектом Вау-Вау Jim Dunlop GCB95 «Cry Baby».

Кстати, приблизительно такой же примочкой в раннем Led Zeppelin пользовался и Джимми Пейдж — правда, он просто «зажимал» ее в крайнем положении для получения «более острого» звука.

Вау-фузз-темброблок из СССР

Интересно, что в то же время в СССР выпускалась похожая чем-то на «Cry Baby» педаль Вау-фузз с тембр-блоком — автор эти строк даже успел ею попользоваться… Она называлась просто: «Приставка звуковых эффектов», стоила 60 рублей. В неубиваемом литом корпусе (чего нельзя было сказать об электронике), помещались две батарейки «Крона».

Dunlop MXR EVH117 Eddie Van Halen Phase Flanger

Неподражаемый Эдди Ван Хален (Eddie Van Halen) из одноименной группы 80-х использовал фленджер. Причем так активно, что компания Dunlop в итоге разработала педаль MXR EVH-117, основанную на его гитарном звуке.

Ibanez Tube Screamer

Гэри Мур (Gary Moore) из Skid Row и Thin Lizzy, запомнившийся своими блюзовыми сольными проектами, предпочитал Marshall Guv'nor и Ibanez Tube Screamer.

Catalinbread Galileo

Брайан Мэй (Brian May) из Queen наряду с роковым жестким саундом часто применяет бустер. Сейчас доступна Catalinbread Galileo — гитарная педаль овердрайва, воссоздающая звук Брайана Мэя.

Brian May Treble Booster

Что касается бустера, то в наше время выпускаются три варианта, повторяющих теплый звук гитары Queen — Brian May Treble Booster: Plus, Deluxe и Touring.

Tychobrahe parapedal – Вау-Вау, применявшаяся Тони Айомми

Тони Айомми (Tony Iommi), он же — Энтони Франк, из Black Sabbath, в разное время применял различные педали эффектов. Среди них, например, попадалась все та же Cry Baby. Наряду с эффектами чисто рокового звучания, в числе его оборудования упоминается и Вау-вау-примочка Tychobrahe parapedal.

Big Muff образца 70-х. Сейчас эта педаль выглядит иначе

Дэвид Гилмор (David Gilmour) из Pink Floyd на протяжении всей своей карьеры, с конца 60-х, использует педаль Big Muff производства Electro Harmonix (EHX). Этот дисторшн выпускается и сейчас.

Гитарный процессор BOSS GT-1

Честно говоря, большинство «исторических» педалей эффектов вполне актуальны в наше время. Хотя все эти пэды, попытки повторить звучание великих, все-таки привели и к новому поколению устройств, формирующих гитарный звук — гитарных процессоров. Это уже продукты новейшей истории.

В «навороченных» моделях может быть просто-напросто зашита библиотека вариантов звучаний классиков, дополненная возможностями создавать и собственный уникальный саунд. Остается надеяться, что на этом развитие гитарного звука не остановится — и впереди еще остались открытия.

Часть 1: История гитарного звука. Овердрайв.

Часть 2: История гитарного звука. Поиски инструмента

Часть 3: История гитарного звука. Рок

Часть 4: История гитарного звука. Гитарные боги