У Бегемота, как известно, нету талии

Он, как и прежде, не умеет лихо танцевать

Но бить его по морде чайником не стоит

Вполне достаточно манерный кабель подобрать…

 Доброго Всем денечка! Итак, состоялось. 14-го декабря 2023 года я стартанул в Москву, за усилителем «Бегемот». В святая святых Трусова Александра, туда, где плодятся и множатся Бегемоты и Атомики, туда, где рождаются и воплощаются идеи Российского Hi-End. Немного опережая события, скажу, что все состоялось, и «домочадец» доехал без приключений и встал на законное место. На данный момент греется и обживается в новой обстановке.

Мой путь к обретению Бегемота был тернист и извилист. Множество недружественных факторов пытались отсрочить и отравить момент воссоединения. Выставка Росс Hi-End на неделю задержала изготовление, потом на нашу планету обрушились магнитные бури из-за аномальной солнечной активности, повлекшие недомогание Трусова Александра. Масштабы препятствий дают мне основания полагать, что некие инфернальные силы задействовали весь арсенал вредительства, включая обильные снегопады. Думаю, что они же инициировали неисполнение муниципальными властями Москвы и СПб уборки снега должным образом. Все преодолел, не роптал. Последовательно шел к цели. Пыхтя, затащил почти 60кг «живого» веса на третий этаж и водрузил на стойку.

Вообще говоря, можно было бы без суеты и приключений доставить усилитель в СПб транспортной компанией, а самому попивать кофеек в теплой квартирке. Но!!! Фактура обретения в этом случае бледнеет, теряется дух приключений и авантюризма. А хотелось ощутить весь процесс на кончиках пальцев, пообщаться с Александром, позадавать ему вопросы, увидеть последние контрольные замеры и окончательную сборку воочию. Да, в конце концов, просто лицезреть место, которое я живописал, повинуясь капризам фантазии, в очерке про выставку HiFi Hi-End Show, в октябре 2023-го года. В итоге, набрался достаточный материал, чтобы рассказать целую историю без погонь и стрельбы, но с некоторым мистическим подтекстом.

Немного предыстории:

Вечерело по-летнему, так сказать… Буквально «надысь», повинуясь неуемному порыву, выволок из «небытия» свой старый интегральный усилитель Bladelius Thor MK II и подключил вместо моноблоков Krell FPB 250M. C изумлением слушал певучий, сладкоголосый, до медовости, звук. Да, возможно уступающий моноблокам по классу, но настолько завораживающий, что возвращаться к ним не хотелось. Здесь, на мой взгляд, проявилась первая мистическая особенность событий. По неосознанной причине, приобретая Krell, я решил не расставаться c Bladelius. Оставил его в «запасниках» для некой гипотетической надобности. Совершенно необъяснимое, спонтанно-жгучее желание, подключить, для сравнения с моноблоками и воспоследовавший результат. Попытки проанализировать причины такого эффекта, которые навели на интуитивные соображения о причинах успеха Майкла Бладелиуса и на практические мысли об усилителе от Александра Трусова. Еще с выставки в Екатеринбурге у меня в голове «поселилась» идея о приобретении оного когда-нибудь, но внутри себя не мог принять концепцию «интегральника». А вот здесь, во время неожиданного эксперимента, вдруг осознал, что вся «авантажность» звука возможно и построена на тщательно выверенном взаимодействии интегральной схемы усиления.

Второе совпадение было не менее знаковым. За месяц или полтора до описываемого события меня попросили пообщаться с человеком, который озаботился вопросами отладки интернет тракта для потокового аудио. Я, в свое время, уделил много сил и средств данному вопросу. В процессе общения мы с ним разговорились, и я поведал о своих впечатлениях от характеристик усилителя А. Трусова «Biggi», который в народе окрестили «Бегемот», за монументальную брутальность. Он же мне сказал, что знаком с Александром лично, они приятельствуют и всегда на связи. Вот ему-то я и позвонил с просьбой дать мне телефон.

Далее, несколько ранее запланированного срока, пришла сумма, позволяющая вести конкретный диалог о приобретении. То есть, «лыко в строку». Плюсом к этому добавлю, что мы с Александром сразу же нашли общий язык. Он дал мне довольно подробные и вполне понятные неспециалисту пояснения об особенностях своего подхода, что меня окончательно укрепило в мысли о правильности выбора. Затем была выставка HiFi & Hi-End Show в Москве, там мы познакомились лично. Бегемот показал себя в высшей степени солидно и бескомпромиссно. Я с легким сердцем вручил аванс, и процесс пошел.

Все бы хорошо, но, вероятно, мой Аудио Ангел был затребован для подробного письменного отчета о Содеянном в Небесную Канцелярию, там время идет по-другому, и пока он пребывал в Высших Сферах, активизировались ничтожные инфернальные сущности, которые отравляют нашу повседневную жизнь мелкими неурядицами. Будучи бессильными против хорошо продуманных и спланированных акций Света, тем не менее, они устроили безобразную возню с метеоусловиями, попытались сорвать Александру взаимодействие с субподрядчиками, инициировали в Москве выставку Росс Hi-End и уже совсем мелко гадили, насылая всевозможные недомогания на Александра и окружающих его людей. Впустую! Осененные Светлой Волей мы превозмогли и преодолели «ордалии»! Задуманное - Свершилось!

Утром 14-го декабря ушедшего года я, запасшись «перекусоном» и термосом с кофе, завел двигатель и, выбравшись из сугроба, Питер и Москву заметало уже несколько дней, тронулся в путь. Накануне вечером «инфернальные ничтожества» предприняли очередную попытку сорвать поездку, заселив ближайшие к Александру отели своими «приспешниками». Однако Москва слишком большой город для «мелкой нечисти» и я, поковырявшись, нашел местечко, где можно «бросить кости» до субботы. Ехалось легко, к вечеру благополучно заселился и связался с Александром. Мы сговорились встретиться на следующий день в Нота+ на «Винил Джеме».

15-го декабря, из-за пробок, мне удалось там оказаться лишь к 13:30, Александр появился позже. Торопить события мы не стали, поэтому, прикинув, так сказать, к носу, послушали представленные системы и отправились в мексиканскую «харчевню» неподалеку, чтобы перекусить и пообщаться о задуманном мною очерке, который я в данный момент «ваяю» и правлю. Последние приготовления к отправке усилителя на постоянное место жительства в Питер мы перенесли на утро субботы.

Суть моей задумки по очерку состоит в том, чтобы попытаться изложить простым языком все, что Александр воплотил в своем детище. Все это я хочу адресовать тем, кто, как и я, увлечен Звуком, но не имеет специального образования, чтобы читать и ясно воспринимать технические статьи, коими изобилует аудио пространство в интернете. Задача оказалась нетривиальной, но я истово пробую соответствовать.

Итак, я выделю несколько основных параметров, которые являются самыми обсуждаемыми и требующими максимального внимания при создании усилителей самого высокого класса. Они на слуху – это питание, разрешение при понижении громкости и так называемая обратная связь. Есть еще один параметр, который связан с обратной связью, но несколько иного свойства. Речь идет о сигнале ЭДС от акустических систем на обратном ходе динамика. Довольно тонкий момент, который необходимо решать, чтобы получить чистое, без искажений, звучание.

Относительно питания скажу так, трансформатор, который мне удалось увидеть, сквозь проем в верхней части экранирующего корпуса – диаметром (согласно уточненным у Александра данным) 170 мм, намотка двухконтурная. Ничего запредельного, обычные 2,5 кВт, но долговременной мощности. Все делалось на заказ, с тщательнейшей подгонкой параметров и придирчивым отбором медной проволоки. Такие процессы «устаканиваются» и корректируются годами. Поражают своим могучим видом медные шины, соединяющие платы и по которым идет акустический сигнал. Они соединены с клеммами WBT Nextgen каким-то особенным кабелем сечением 6мм2.

Платы толщиной 2мм, многослойные. Три слоя изоляционных и два слоя медной фольги толщиной 110 микрон. Топология усилителя очень компактная, плотно сбитая. Все, что требует крепления к корпусу, прикручено винтами М6. На вопрос о такой конструкции Александр пояснил, что выбрана она путем большого количества экспериментов, для минимизации шумов и наводок между слаботочными компонентами и, как следствие, устранения инициируемых ими искажений. Рядом с трансформатором, практически вплотную, расположен корпус блока питания, внутри угадываются очертания конденсаторов, обклеенные виброгасящим материалом. Глубже заглянуть нет возможности, все Оч. Оч. Оч. плотненько. Суммарная емкость конденсаторов 704 тыс мкФ, т.е. по 352 тыс мкФ на канал. От блока питания проводниками сечением 6мм2 подключены каскады усиления. Выглядит архиубедительно. Смесь технического изящества и добротности. Изнутри выходные клеммы, XLR и RCA, подключены солидными проводами, они собрано в аккуратные пучки и впаяны в небольшие платы, закрепленные на задней стенке усилителя, справа и слева.

При сборке корпуса по бокам остается немного пространства, что, как я понимаю, позволяет модифицировать саму схему и добавлять более объемные конструкции в каскадах усиления. Внутренние рефлекторы, отводящие тепло от блока питания, идеально совпадают с прорезями в верхней и нижней поверхностях. Все собирается просто и продуманно. При установке верхней крышки она одновременно фиксирует боковины и через днище винтами стягивает весь корпус. Все пазы тщательно подогнаны. Винты попадают точно в отверстия. Никакого косенького «самопала».

Относительно усилителя как такового у меня была жизнерадостная попытка «сопрячь» технические параметры и комфортное литературное изложение материала, но я натолкнулся на полное отсутствие аналогов внутренних процессов «Бегемота» с фактами из еженощных бдений. Да и само техническое содержание объяснений Александра навевает желание изъясняться шестистопным гекзаметром, т.е. пять дактилей и один спондей или трохей… это чтобы было понятнее для филологов.)))

Токи могучие, схемы насквозь пронизая, музыку нежную трепетно воспроизводят                                                 

Многих мужей они покорили, а жен благочестных в трепет душевный повергли…

Вот как-то так, если вкратце))), да извинят меня «античники» за вольность в изложении. Ну так вот, собственно, по питанию мне особо добавить нечего. Теперь об устройстве регулятора громкости.   Я, помнится, говорил, что музыкальное разрешение у «Бегемота» не падает с ее понижением. Тише становится, но детали не уходят и не сливаются в невнятное мурлыкание. Инструменты не уменьшаются относительно звуковой сцены, уж я-то очень придирчиво этот аспект исследовал. За подобное «сплетение» явлений отвечает целый блок, хорошо продуманный и неоднократно улучшенный, но описать коротко можно следующим образом: регулятор низкоомный (680 Ом), выполнен на Т-звеньях. Не спрашивайте меня что это, поскольку сам не знаю, и мне придется юлить и громоздить сложносочиненные идиоматические конструкты, уходя от прямого ответа))). Но Главная!!! особенность такого решения – постоянное входное и выходное сопротивление, не зависящее от ослабления сигнала. Это, в свою очередь, позволяет получить неизменную фазо-частотную характеристику при любом положении регулятора громкости. И уже только наш слух может стать помехой при считывании звукового материала. Регулируется громкость с пульта, один шаг равен 1Дб. Усилитель работает в классе А-В. Когда я спросил почему не в А классе, то получил ответ, что А класс– лобовое решение вопроса так называемых переключательных (коммутационных) искажений, который опытные «волновики» обязаны решать более изящными или даже «куртуазными» способами.

Таким образом, из всего вышесказанного следует, что не стоит свято верить тому факту, будто все, заявленные как А-класс усилители, в действительности лучше А-В. Скорее всего там работает целая система компромиссов, не забываем про «костлявую длань» маркетинга, простершуюся над миром «чистогана» в целом и над отдельными «изобретунами» индивидуально.

Про обратную связь мне бы вообще стыдливо промолчать, но обещал же...))). Так вот, я уже потирал ладошки, предвкушая как буду велеречиво растекаться мыслью по странице «альманаха». Пытливое воображение рисовало смелые аналогии про «дожиг неотработанных паров в двигателях внутреннего сгорания…» Ан нет, лекция про ОООС (общая отрицательная обратная связь) заставила меня переспрашивать и уточнять, оставив «слабые тени озарений из мира призрачных надежд». Я понял только, что и наличие, и отсутствие ОООС не есть определяющий фактор, имеют место усилители обоих типов, и грамотное исполнение может творить чудеса в руках «кудесников», исповедующих разный подход. У Александра был опыт и с ОООС, и без оной. На данный момент он доводит до совершенства именно этот концепт, не исключая в будущем экспериментов с «притопом», так сказать.

Когда были исчерпаны всевозможные способы изобразить средствами «художественной словесной пластики» работу без ОООС, то Саша сказал: -«Пиши просто, что общей обратной связи нет и все!» А относительно сигнала ЭДС от акустики на обратном ходе динамика сказал, что усилитель сделан нечувствительным к нему. Так же он нечувствителен к провалам импеданса, т.е. вообще «пох…ю». Как я понимаю, усилитель не считается с мнением и душевными терзаниями изнеженной акустики. Он деловито и жестко доводит до колонок что от них требуется, не реагируя на пустопорожний «фидбэк». Толстокожий, как настоящий Бегемот. 

А мощь у него, как у пещерного «шерстистого гиппопотама»))). Но в отличии от своего свирепого предка из плейстоцена, нынешний лишен волосяного покрова и изысканно благоухает прогревающимся диэлектриком, если сунуть нос в самые прорези на корпусе. К нему даже народный эпитет «Бегемот» не совсем подходит, его можно смело называть Hr. Begemotten за весь набор точных и изящных качеств, проявляющихся в звуке.

Засим, я исчерпал отпущенную мне квоту «технического красноречия», возвращаюсь к антуражу. Как ни странно, но про здание из красного кирпича я угадал, и стоит оно на пригорке. Узкоколейки только нет, и паровой молот не бухает на заднем дворе. Ограда вполне себе современная с автоматическими шлагбаумами на въезд и выезд. Ранее на этой территории располагалась каучуковая фабрика, а сейчас разбросанные тут и там мелкие производства и склады. «Атавизмы конверсии», эхо перестройки, х…ли)))

Само помещение тесновато, но на этой же территории уже готовится к переезду более просторный цех. Мы с Александром упаковали «Гипоппо в» добротный транспортный ящик, погрузили и, тепло попрощавшись, я отбыл восвояси. По дороге не произошло ничего достойного внимания. Домой приехал около 21:00. Мой младший сын помог затащить, распаковать ящик и водрузить усилитель на стойку. Пока он стоит высоковато, но тут два варианта: либо новую полку заказывать, либо … монблоки от А.Трусова, которые на подходе)))

В тот же вечер мне удалось, после отстоя усилителя при комнатной температуре, включить его минут на тридцать. Совсем другая подача, это сразу заметно, а потом потянулись дни и недели прогрева. Привез я его 16-го декабря вечером, а сегодня уже середина января, но процесс прогрева еще не закончен. Не всегда удается его погонять долго, но в целом, я думаю, процентов на 70-80 усилитель раскрылся, хотя … где точка отсчета и по какой шкале замерять проценты… Опишу как происходил процесс в общих чертах.

За первые два-три дня Бегемот полностью подтвердил свое реноме и вот на этом он на недельку застыл. Тональный баланс плавал, но не так резко, как это бывает с кабелями и коннекторами. Очень плавно, иногда прорезаясь  суперреалистичными звуками и снова уплывая в массивный, густой бас. Кстати, в режущие высокие без баса он ни разу не забирался. А уже после Нового года звучание скакнуло на следующий уровень. Все отчетливее стала проявляться «вкуснота» звука. Как бы это попробовать передать, чтобы образы были близки и понятны всем. Пожалуй, можно сказать, что музыка, приоткрываясь, все глубже затягивает, как бы обволакивая слушателя. Это не тот эффект, когда вдруг объем появляется, с объемом и без того все в «поряде». Скорее эффект постепенного погружения, как, допустим, в мультипликации, когда пейзаж очень медленно наплывает, и одновременно все детали из красиво прорисованных постепенно превращаются во что-то одушевленное, наливаясь цветом, светотенями, рефлексами, которые позволяют слышать и «видеть» звучание со сказочно-реалистичной атмосферностью. Все, наверное припомнят некоторые детские впечатления от уютных картинок, когда хотелось окунуться в них и побывать в том месте. Вот что-то подобное, но практически наяву и в развитии. Поскольку усилитель требует еще хотя бы месяца регулярной работы, то описанный эффект иногда сильнее, иногда слабее, но уже не пропадает и эти плавные изменения держатся на одном уровне. Был момент, когда я решил послушать один из своих любимых альбомов Ron Carter Trio «Piccolo». Насколько же увлекательно и невообразимо вкусно он слушался. Один из владельцев такого же усилителя рассказывал, что через полгода, после приобретения, встал ночью по мелкой надобности. Проходя мимо комнаты прослушивания, осознал, что как-то совсем иначе мурлычут колонки. В итоге залип до семи утра слушая музыку с совершенно неведомыми ему доселе оттенками и нюансами.

При всей своей брутальной мощи, по 500Вт на 8Ом и по 1000Вт на 4Ом, «Бегемот» удивительно точно формирует звуковые образы. До этого, для меня, понятие «быстрый» имело несколько аморфный смысл. Теоретически можно понять, о чем речь и даже нарисовать некоторый образ этому эпитету, но с приобретением данного девайса все встало на места. Слово «быстрый» само вертится на языке. Тончайшая прорисовка музыкального узора заставляет замирать от восторга. У меня в голове очень сложно уживаются «мощь» и «изысканность», они как будто бы на противоположных полюсах. К слову «мощь» подходит слово «ярость», а тут «изысканность», но тем не менее … Приходится только признать, что Александр умудрился воплотить и сопрячь «невпихуемое».

Оформлен «Бегемот» прямо как надо, на мой вкус. Ни убрать, ни прибавить. Мне такой дизайн очень по душе. Индикатор (статический матричный дисплей) имеет очень забавную функцию, при включении. Сначала загорается уровень громкости, ну допустим «-55». Значки набраны синими мелкими светодиодами. В процессе «отдупления» и подготовки, светодиоды начинают осыпаться по одному, как снег. Внутри задорно пощелкивают релюшки, а потом дисплей гаснет на секунду, и когда снова загорается - усилитель готов к работе. А еще прилагается массивный металлический пульт с простым и понятным управлением.

                  *******************************************************                                                                                           

После всего сказанного хочется еще раз вернуться к теме нашего Российского Hi-end. Годы забытья не сгубили то, что стало проявлять себя в конце эпохи СССР. Однозначно, засилье импортных брендов затормозило разработки наших Российских технарей. Но сейчас, когда подросли цены, и стали недоступны массовые поставки из Америки, Японии и Европы, интерес к отечественным разработчикам сильно возрос. Да и сами они значительно подтянулись в продуманности разработок и внешнем оформлении своих аудио юнитов. Любой сходу припомнит и Трусова, и Слонова, и AEKO, и ESE Audio, и EsseLab. Те же кто постоянно бывает на выставке Росс Hi-End могут легко дополнить список достойных проектов десятком-другим имен и брендов.

Есть у меня ощущение, основанное на мнении самых разных людей, что народ пресытился и стерильным цифровым звуком, и чрезмерно аналоговым. В обществе зреет запрос))) на «атмосферное» звучание без потери детальности, разрешения и глубины. Подобные тренды четко прослеживаются в самых топовых девайсах за рубежом. Живые тому примеры DartZeel, Merging и Weiss, но там цена сразу переваливает за несколько миллионов. Наиболее «прошареные» разработчики в России тоже уловили «амбре» данного общественного запроса и активно работают над воплощением «чуда сия».

От западных коллег их отличает то, что для большинства это не бизнес. Возможно средства к существованию, но не более. Поэтому изделия можно приобрести кратно дешевле зарубежных аналогов. Только вот играют они, зачастую, не в пример лучше последних. Внимание к деталям!             Причина «эрмитажности» наших разработок не в ущербности, а в отсутствии единого порыва среди дистрибьютеров в продвижении отечественных брендов. Что ни говори, а финансирование позволяет людям заниматься творческим воплощением идей. Толковый дистрибьютер может освободить их от проблем с реализацией. Есть в этом и обратная сторона. В выстроенной цепочке «финансирование-производство-сбыт» проявляются признаки индустрии с неизбежными издержками: стремлением к увеличению прибыли, при снижении цены, уменьшением доли прибыли самого производителя и, как следствие, падением качества. Поэтому именно сейчас тот момент, когда самые трепетные и смелые прорывы можно приобретать за вменяемые деньги. При этом каждое приобретение добавляет шансов, что и далее эти люди станут вдохновенно совершенствовать самУю суть Аудио, а не штамповать одинаково средние поделки. Когда же крупные дистрибьютеры начнут подбирать под себя яркие бренды, то произойдет и неизбежный рост цен. Процентов на 50-100, если не больше.

Это все размышления вслух и скорее всего основная масса любителей хорошего звука спохватится слишком поздно. Но возможно найдутся люди, которые уже «взяли на карандаш» данный аспект. Которые могут составить независимое мнение, основанное на собственном эмпирическом опыте, и нам всем сообща удастся вытянуть лучшие Российские «инсайты» из болота Забвения.

Хочется сделать еще ряд очерков о тех, кто поддерживают в идее Российского Hi-End слабый огонек. Не дают ему погаснуть совсем. В основном это поколение специалистов весьма преклонного возраста. Есть и более молодые последователи, которые впитали базовые знания и, переосмыслив их в новых реалиях, привносят свежие и нестандартные решения в укрепление ветшающей Цитадели HiFi& Hi-EndAudio.

Всем Хорошего Звука! Да пребудет с Вами Аудиофильская Эпическая Сила!

Fishmerchant