В первую очередь аппараты Aurender ассоциируются с цифровыми источниками, ориентированными как на хранение файлов на борту, так и на воспроизведение по сети. Это могут быть и цифровые транспорты, и полные источники. А вот Aurender AP20 в каталоге размещен как самостоятельная величина, и назван он «все-в-одном». Действительно, даже перечисление всех функций этой модели потребует времени. Этим и займемся, пробуя разделить способности AP20 на блоки.

Как цифровой источник AP20, конечно же, работает, и работает по нескольким сценариям. Можно через родное приложение подключить воспроизведение медиатек из стриминговых сервисов. Работа по сети подразумевает поддержку Tidal, Qobuz, Spotify Connect. Также есть доступ к сетевым радиостанциям и поддержка AirPlay.

Можно индексировать каталоги и большинство типов файлов с подключенных USB-носителей, а в более предпочтительном варианте — по сети с домашнего сервера.

Aurender AP20

Родное приложение Aurender Conductor позволяет оперировать как стриминговыми, так и локальными фонотеками и плейлистами.

А можно установить внутрь (допускается пользовательская установка) один или два 2,5-дюймовых HDD (лучше — SSD) и использовать их для хранения данных. Дисками можно управлять из родного приложения, а для переноса туда данных внутреннее хранилище Aurender AP20 можно найти в локальной сети.

Можно использовать аппарат как ЦАП — есть пара коаксиальных и пара оптических входов, которые могут пригодиться для того же CD-транспорта, например, или вдруг для вывода телевизионного звука по оптике. Кстати, цифровую часть аппарата можно дополнительно связать с внешним клоком.

Дальше можно пользоваться Aurender AP20 как усилителем, да еще и с аналоговыми входами — один балансный, два небалансных. Как я понял, регулировка громкости здесь разная для «внутренней» цифры и для внешнего аналога — это даже видно по тому, что количество ступеней регулировки для цифровой части существенно больше. Впрочем, аналоговую громкость можно тоже весьма комфортно регулировать — такого, что один шаг это слишком громко, а другой слишком тихо, точно не получится. Регулировка в обоих случаях весьма комфортная и наглядная.

Для каких-то ситуаций можно использовать и балансный аналоговый выход, минуя выходную усилительную часть, но это мне кажется уже избыточным — иначе нет смысла приобретать аппарат, позиционирующийся как «все-в-одном». Но сама возможность использовать выход с предусилителя есть.

Еще из приятных функций имеется небалансный выход на наушники (и неплохой, даже что-то достаточно высокоомное подключать можно, хотя какие-нибудь 600-Омные наушники я бы не рассматривал как первостепенный вариант). Также в комплекте есть пульт управления. Конечно, основной пульт управления сейчас это телефон или планшет, но вот такой несложный «аналоговый» пульт может быть очень полезен — например, быстро убавить громкость или переключить трек. Просто дополнительное удобство, а на основные функции пульт и не претендует.

С возможностями все более-менее понятно, теперь посмотрим, как это все сделано в деталях. Красивый и внешне качественно сделанный — это уже все как-то традиционно-привычно для Aurender. Здесь без исключений. И тяжелый — да, тяжелый. Свободного места в объемном корпусе практически нет.

Усилительная часть здесь в классе D, и, что приятно, производитель особо ничего не скрывает: использованы два модуля Purifi1 ET400A, обеспечивающие 200 Вт на 8 Ом или 350 Вт на 4 Ома на канал. 

Основа цифровой части, построенной по двойному моно — пара чипов AKM 4497: их прекрасно видно на двух отдельных платах. Кстати, что приятно: кроме просто приличных деталей в обвязке вместо обычных операционных усилителей установлены дискретные сборки SparkoS SS3601. Встроенный тактовый генератор — производства Morion. Кстати, делают их в Санкт-Петербурге — российская компания.

Питание для всего, включая усилительные модули, линейное, с раздельными трансформаторами. В первую очередь можно увидеть два крупных тора — это как раз часть блоков питания выходных модулей. Еще два трансформатора поменьше работают на каждую из плат ЦАПа — один на компьютерную часть и один на FPGA. Выглядит неплохо, да и такое раздельное линейное питание — уже традиция для производителя.

Управляющее приложение — важнейшая составляющая современных цифровых источников. В нашем случае это уже новая версия «Кондуктора», четвертая (это, конечно, касается не текущих обновлений). Но сильно функционал не изменился, да и старая третья версия аппарат опознает, так что я приведу только несколько скриншотов, а в целом дам отсылку к предыдущим тестам Aurender.

Скажу только, что в худшую сторону точно ничего не изменилось. Приложение у меня ни разу не вылетело, все работало обычно. Некая перегруженность и сумбурность интерфейса осталась, но к ней быстро привыкаешь. Было немного багов, например, небольшая часть англоязычного интерфейса почему-то оказалась на немецком. Кстати, как и раньше я бы рекомендовал англоязычную версию — слова компактнее, из-за чего интерфейс выглядит удобнее и нагляднее. 

Приведу скриншоты основных моментов настройки и управления воспроизведением.

Изучал я этот аппарат именно как «все-в-одном», и в первую очередь с упором на воспроизведение стриминга и файлов. И внешний цифровой транспорт можно присоединить, и будет неплохо — точно не хуже возможностей ЦАПа; и что-то аналоговое — да хоть катушечный магнитофон можно подключить, что я в какой-то момент и сделал, сравнивая регулировки громкости для аналога и цифры. Но это второстепенные, как мне кажется, сценарии, поэтому основное прослушивание было именно стриминго-файлово-цифровым. 

Начал с записи The Oscar Peterson Trio «We Get Requests». Звук однозначно светлый и сначала кажется излишне смягченным, хотя атака и динамика есть, причем на хорошем уровне, как и микродинамика — но на этой записи также присутстсвует ощущение какой-то светлой, матовой смягченности, с подчеркнутой фактурностью, но категорически без остроты. Хорошая детальность, достаточно естественные тембры, и так сразу и не скажешь, в чем же звук светлый-то, но именно таковым он совершенно точно ощущается.

При явно хорошей детальности присутствует какая-то однозначность в подаче — как про исполнение можно сказать «играет строго по нотам», ничего не привнося от себя. Но тут такое ощущение, что строго по нотам играет даже то, что вообще-то где-то между — в недосказанности, в интонациях.

Звук очень старается быть образцово-правильным, причем без мониторной холодности, без упрощения, но какие-то важные крохи при этом все же теряются. Впрочем, это ощущение сильно разнится от произведения к произведению, как я позже обнаружил, но сам почерк аппарата в этом остается стабилен. Можно ли сказать, что играет скучновато? Пожалуй, нет. Но такая постановка вопроса уже сама по себе способна давать оценку.

Формально же звук весьма правильный, пусть мягкий и спокойный, но ни в коем случае не за счет вялости. И сцена строится правильно — есть отчетливые ширина и глубина, разделение образов, воздух, вот только по ощущениям края как то резковато обрезаны. Они не затухают и не размываются постепенно, а достаточно отчетливо обрываются в пространстве.

Пульт из комплекта Aurender AP20

Позже переключился на запись Gerry Mulligan, Chet Baker «Carnegie Hall Concert». Хороший объем и ощущение живого выступления, хорошая сцена, хотя такая же, как и на предыдущей записи, «отчетливая». Динамика и детальность достойные, не придраться. Можно больше и лучше, но сложно.

Подача такая же светлая и какая-то матово-бархатная, будто за счет этого и смягченная. Но также слышна и некая эмоциональная сдержанность — звук очень хочет быть аккуратным и в том числе по эмоциям, даже тогда, когда их много на записи: звучание получается чуть более камерно-сдержанным.

При этом слышно многое — звук не упрощается, в нем нет ни намека на огрубление, и это не совсем часто встречающийся почерк. Впрочем, деликатность в подаче и одновременно умение хорошо играть на небольшой громкости совершенно точно идут звуку на пользу. Аппарат с разной акустикой показывает свою атмосферную подачу, свой характер — это слышно в разных сочетаниях, и уже сейчас, пожалуй, можно решить, что такой подход интересен и даже неплох. 

Если вернуться от ощущений к формальным качествам, то верха получаются чуть сглаженными, не острыми, но подробными. Серединка ровная, совершенно не выпяченная и не раздутая. А вот баса иногда даже на подобных записях многовато — он здесь получается чуть подфорсированным, пусть и с неплохим контролем. 

Задняя панель Aurender AP20

Следующий альбом — Richard Hawley «Standing At The Sky's Edge». Неплохо звучат как громкие фрагменты, так и фрагменты тихие. Последние, может быть, чуть менее воздушны и атмосферны, но в целом внимание к деталям у аппарата не теряется — все слышно. Динамика, атака — присутствуют, и это при том, что одновременно звук можно назвать смягченным.

Музыка, которой скорее подошел бы темный или нейтральный звук, не сильно теряет, как-то особо не переиначивается, хотя на все у этого комбайна находится свое несколько самобытное прочтение. Но оно не противоречит чему-либо: собственный характер девайса вполне интересный, создает некую свою атмосферу.

Если учесть, что усиление здесь в классе D, то оно скорее отличается от многих других вариантов подобной реализации — здесь нет припопсованной яркости или ощущения синтетики. В некоторые моменты, если слушать абстрагировавшись, что можно подумать, что играет хорошо и дорого сделанный гибридный усилитель. Хоть и это не совсем верная формулировка.

Очень уж аппарат старается играть правильно — это ощущается как небольшая скованность в подвижности и пластичности звуковой картинки. Аппарат ее как бы «стандартизирует». 

Салазки для установки SSD или HDD

Поставил Kraftwerk «Tour De France». Атмосфера альбома, ощущение погруженности в процесс прослушивания во времени ощущается хорошо. Этот Aurender умеет держать паузу, заполнять звуковое пространство ощущением атмосферы. С тихими фрагментами и затуханием у него все тоже хорошо получается — за счет этого и есть погружение в прослушивание.

Да, все чуть мягче, чуть сглаженнее, но зато общая картина получается хорошей, в нее интересно вслушиваться. И что мне здесь понравилось, так это то, что звучание не тормозит и не торопится, есть ощущение правильного наполнения времени музыкой. Такое умение есть не у всех, пусть даже никакого прямого влияния на «скорость» здесь быть не может.

Скорее я бы это отвел на счет, с одной стороны, хорошего цифрового источника, и с другой — на все-таки достаточно удачно получившееся усиление. Жанрово этот альбом мне понравился больше остальных: если классический инструментальный джаз вызывал вопросы (или, как минимум, там сильнее проявлялся характер), то тут прямо попадание в некую «созвучность». И даже бас — я ожидал что тут его будет еще больше, но именно здесь его было столько, сколько нужно: еще большей раздутости не получилось, а с контролем и так никаких проблем и не было.

Aurender AP20 вид изнутри

Еще диск — Queen «Hot Space». Стиль записи и характер звучания альбома отлично слышны, и в целом звучание достаточно достоверное, детальное, динамичное, но с хорошо слышимой некоторой сдержанностью, которая заложена при создании альбома. И аппарат ее отыгрывает вместе со всем остальным, при этом не добавляя слишком много от себя — но все же оставляя свою собственную аккуратность и легкую смягченность, которые, правда, не мешают.

Бас на грани: контроль есть, но в остальном — на записи он и так специфичный, и прибавка еще и от тракта тоже есть. Кому-то безусловно понравится, но на мой слух и вкус должно бы быть чуть-чуть меньше. В остальном — хорошо знакомая музыка таковой и остается, даже со всеми поправками на тракт. И что отдельно радует — звук получается весьма насыщенным, но не утомительным. Еще бы ему быть чуть-чуть менее правильно-прямолинейным…

Платы ЦАПа Aurender AP20

После включил очень старую запись Страстей по Иоанну Баха. Старую запись, конечно же, совершенно точно можно распознать, и то, что она в моно — тоже. Формально все, что тут могло бы быть слышно — все на своих местах. Но аппарату явно это как-то не созвучно. Нет объема, маловато воздуха.

Моно-сцена правильная, хор даже не ощущается как сваливающийся в кашу, но какой-то наполненности не хватает, и эмоционально музыка воспринимается проще, но больше внимания уделяешь характеру звучания, а не музыкальному наполнению. Хотя, конечно, все это на уровне нюансов, но их слышно. Одной детальности тут недостаточно для полного восприятия.

И напоследок поставил запись произведений Грига и Сибелиуса — Нью-Йоркский филармонический оркестр, Леонард Бернстайн. Здесь тембрально звук более-менее естественный, динамики хватает даже на сложных фрагментах, да и с детальностью все неплохо. Но играет мягко, это сложно отрицать — и такой характер накладывается на саму запись, на само исполнение.

В остальном информативность высокая, инструменты узнаваемы, поэтому не так много внимания при прослушивании отводишь именно звучанию: больше хочется сосредоточиться на музыке и слушать ее. А этому особо ничего и не мешает — при наличии мягкости упрощения нет, перекосов тоже. Можно слушать, перебирать исполнения — разные записи и отличия будут хорошо слышны. Сцена что на тихих фрагментах, что на тех, где вступает весь оркестр, достаточно стабильна, не сверхмногосложна, но и никакой сумятицы не наблюдается. 

Выводы

С технической точки зрения «комбайн» очень интересный. Функций много, фактически есть все, что нужно для построения системы — остается только добавить акустику и подключение к сети. Сделано все привычно качественно для этого производителя — ничего не разочаровало вообще.

Жанрово Aurender AP20 больше тяготеет к современной музыке, но в целом весьма разнопланов и всеяден. Правда, совсем сложную акустику даже при внушительных паспортных данных и малокапризном D-классе я бы к нему не стал подключать. Как и акустику слишком басовитую или слишком мягкую саму по себе. Дальше возможна масса сочетаний.

Но в первую очередь это звук для тех, кто любит, чтобы все было максимально понятно, предсказуемо и разложено по своим местам. Для какой-то иносказательности и сложной рефлексии здесь места нет.

Музыкальный материал

Gerry Mulligan, Chet Baker – Carnegie Hall Concert Volume 2 / CTI Records

Grieg, Sibelius – Peer Gynt Suites No. 1 & 2 / Valse Triste, Finlandia, The Swan Of Tuonela - New York Philharmonic, Leonard Bernstein / CBS

J.S. Bach - Johannes-Passion - Thomanerchor Leipzig, Gewandhausorchester Leipzig, Gunther Ramin

Kraftwerk – Tour De France / EMI

Queen – Hot Space / EMI 

Richard Hawley – Standing At The Sky's Edge / Parlophone 

The Oscar Peterson Trio – We Get Requests / Verve Records

Aurender AP20

2 640 000 рублей

Тип: полный усилитель в классе D со стримером, ЦАПом и хранилищем данных

Питание: линейное, 2x 400 ВА, трансформаторы (правый и левый выходные каскады), 2x 50 Вт (правый и левый ЦАПы), 1x50 Вт (CPU), 1x25 Вт (FPGA)

Процессор: Intel Low Power Quad Core

Оперативная память: 8 Гб

Накопители для хранения фонотеки: 2 х 2.5" (диски устанавливаются пользователем)

SSD для работы ОС и кэширования: 480 Гб NVME

USB-порты: 2X USB 3.0 (тыловые)

Порт Ethernet: Порт Gigabit LAN с двойной изоляцией

Аналоговые входы: XLR, 2xRCA

Регулировка громкости: аттенюатор R2R на базе реле -64 дБ ~ 0 дБ

Чип ЦАПа: AKM 4497 (по одному на канал)

Поддерживаемые форматы: PCM: до 32 бит/768 кГц, DSD: до DSD512

Совместимые форматы: DSD (DSF, DFF), WAV, FLAC, AIFF, ALAC, M4A, APE и другие

Цифровые входы: 1X коакскиальный RCA, 1X коаксиальный BNC, 2X оптический/Toslink

Выход на наушники: 1 x 1/4" (6.35мм) небалансный

Модули усилителя: 2 модуля усиления Purifi 1ET400A класса D в конфигурации двойное моно

Мощность: 200 Вт на 8 Ом / 350 Вт на 4 Ом

Демпинг-фактор: 800 (8Ω 20 Гц к 6.5 кГц)

Гармонические искажения (20 Гц-20 кГц): 0.003 % (1Вт до 200 Вт, 8 Ом и 4 Ом)

Дисплей: 8.8 дюйма 1920 x 480 цветной IPS

Размеры (ШхГхВ): 43х36х15 см 

Вес: 26 кг