«Я могу перепутать Wi-Fi c Bluetooth’ом или не заметить разницу в качестве звучания FLAC’a и DSD, но что такое мискросистема и сколько она должна стоить, я знаю отлично!» Подобные сентенции от звуколюбов мы слышали не раз. Но это изделие американской фирмы McIntosh излечит от чрезмерной самоуверенности любого доморощенного аудиофила.
Впрочем, «Макинтош» давно не разменивается на борьбу с ветряными мельницами. Фирма уверенно занимает в американской Hi-Fi-индустрии столь же почетное место, какое в автомобилестроении США отведено «Кадиллаку». В 1949-м ее основали радиоинженеры Фрэнк Макинтош и Гордон Гау, желавшие усовершенствовать бытовой усилитель. Подробное жизнеописание McIntosh дано в материале «Новый американец» (No7, 2013), так что повторяться не будем, но напомним: к 60-летию (2009 г.) фирма впервые пополнила свой арсенал интегрированной системой. Это была модель МХА60, и героя нашего рассказа можно без преувеличения назвать ее прямым потомком.
Написать, что МХА70 отличается «лица необщим выраженьем», — значит отделаться банальностью. Имеющий массу более 22 кг, этот комплект скорее напоминает уменьшенную копию компонентной стереосистемы класса High End, нежели пресловутый музыкальный центр (название «мини-система» кажется и вовсе унизительным).
Даже слово «копия» здесь не совсем уместно, так как предполагает некую вторичность. Да и намного ли она уменьшенная? Высота колонок составляет 28 см, что близко к показателям классического полочника. Центральный блок тоже имеет вполне приличные габариты — 292х141х275. Неужели дизайнеры не стремились к миниатюризации?
Это не так. Точнее сказать, она не являлась их главным приоритетом. Зачем превращать компактность в idée xe? Задача была одновременно прозаичнее и сложнее — сконструировать аппарат с максимально качественным звучанием при минимальных размерах. На взгляд наших экспертов, это единственно верный подход к созданию lifestyle-техники — разумеется, не в ущерб декоративности, поэтому дизайнеры MXA70 получили полную свободу творчества.
В результате лицевую панель головного устройства было решено изготовить из стекла, лого-
тип фирмы и названия органов управления снабдить оптоволоконной подсветкой, а «ностальгические» стрелочные индикаторы дополнить суперсовременным OLED-дисплеем, на который выводится вся необходимая информация вплоть до названия активного входа. Оба регулятора на фасаде — многофункциональные, поворотнонажимные. Они позволяют не только переключать входы и менять уровень громкости, но и задействовать разнообразные функции, в т.ч. 5-ступенчатую систему расширения баса или возможность привести сигнал с разных входов к одному звуковому знаменателю (настройки баланса, баса, чувствительности и др. параметров запоминаются отдельно для каждого входа, что по достоинству оценит не только рядовой потребитель, но и профессиональный инсталлятор).
Читатель может спросить: «Почему вы называете MXA70 музыкальным центром? Судя по фасаду, головное устройство представляет собой классический стереоусилитель». И верно, пора определиться с терминами. Для этого обратим внимание на тыловую панель устройства. Здесь, помимо аналоговых входов, несимметричных и балансных, имеются цифровые (оптический, коаксиальный и AES/EBU), а также USB B. Иными словами, центральный блок является ЦАПусилителем, способным декодировать цифровой сигнал с плеера или компьютера. Поддерживаются WindowsXP/Vista.Windows 7 (после установки специального драйвера, имеющегося на сайте McIntosh), а также Мас OS 10.6. Размерность воспроизводимых файлов может достигать 32/192. Сами создатели именуют MXA70 интегрированной аудиосистемой, но нам такое название кажется слишком громоздким.
Под капотом головного устройства — аналоговые усилители, функционирующие в классе А-В. Выходные каскады собраны по фирменной схеме ermalTrak с точным отслеживанием тока смещения транзистора в зависимости от температуры, что позволяет снизить искажения. В основе узла обработки цифровых сигналов, называемого McIntosh Digital Engine, — популярная микросхема Burr-Brown PCM1795 c апсемплером, повышающим разрешение сигнала до 32 бит/192 кГц.
Важной особенностью конструкции является усилительный тракт для работы с наушниками. При его создании использовалась фирменная технология McIntosh Autoformer, изначально создававшаяся с расчетом на выходные каскады мощника (для компенсации колебаний импеданса колонок в зависимости от частоты). В данном случае она позволяет усилителю без проблем озвучивать наушники с любым импедансом (потребителю предоставляются на выбор три диапазона: 8-40/40-150/150-600 Ом, при этом мощность выходного сигнала может составлять 0,25 или 1 Вт). Еще одна фирменная технология, Headphone Crossfeed Director (HXD), приближает впечатление от прослушивания в наушниках к тому, какое на нас производит звучание высококачественных АС.
Кстати, не пора ли рассказать о штатной акустике? Колонки 2-полосные, их корпуса изготовлены из алюминия и покрыты рояльным лаком. Твитер имеет 20-мм титановый купол, окруженный матерчатым демпфером (по мнению разработчиков, такая конструкция повышает чувствительность драйвера и расширяет частотный диапазон). Весь сигнал ниже 2 кГц воспроизводится НЧ/СЧ-динамиком со 100-мм диффузором из специально обработанной бумаги.
Для более уверенной работы на высокой громкости и повышения качества передачи звуковой эстафеты используется состоящий из 14 элементов разделительный фильтр второго порядка. НЧ/СЧ-динамик работает на фазоинвертор, порт которого вынесен на тыловую панель колонки, поэтому ставить громкоговоритель вплотную к стене мы не рекомендуем.
Звучание колонок отличается высокой направленностью, так что «смотреть» они должны точно на слушателя. В связи с этим колонка имеет трапециевидный профиль, причем ее передняя стенка отклонена от вертикали на 10°. Иными словами, при размещении АС под телевизором она станет излучать звук не горизонтально, а по диагонали вверх. Если же колонки находятся на одной высоте с лицом слушателя, их можно поставить так, чтобы передняя стенка расположилась вертикально (для этого в донце АС предусмотрены выдвижные ножки).
От прослушивания MXA70 эксперты не могли оторваться несколько долгих часов. Способность этого, с позволения сказать, малыша «играть по-взрослому» просто изумляла. Нет, это не была пародия на звучание полногабаритной системы, когда отсутствие реального баса заменяется избытком звуков частотой около 150 Гц, назойливых и вязких, как смола.
MXA70 создавал аудиокартину с безукоризненно сфокусированными образами, реалистично отображая и сногсшибательный драйв Deep Purple «второго созыва» (мы слушали «The House оf Blue Light»), и нордическую сдержанность Kari Bremnes, и шансонные страсти Vaya Con Dios. Даже несколько «перегретая» в CD-варианте композиция «Breakfast in America» группы Supertramp звучала без излишней звонкости на верхах.
Однако самое сильное впечатление произвели записи американской команды Eagles — система как будто почувствовала родство с соотечественниками. Слушая песню «Take It Easy», мы легко воображали себя первыми переселенцами, и слова «Don’t let the sound of your own wheels drive you crazy» (да не сведет тебя с ума шум колес твоего экипажа) вызывали в воображении не «Кадиллак» на хайвее, а фургон, запряженный парой мулов. Голубой фургон с логотипом McIntosh, способный перенести владельца хоть на край света.
Результаты измерений и паспортные данные музыкального центра McIntosh MXA70
Измерения в очередной раз подтверждают аксиому: электронный компонент с почти идеальными характеристиками создать гораздо легче, нежели громкоговоритель. Спад на АЧХ усилителя становится заметным лишь на частотах выше 20 кГц, а с воспроизведением баса у него вообще нет проблем — в отличие от колонок, уверенно воспроизводящих сигнал только начиная с 70 Гц. Тем не менее для компактных АС это вполне приемлемый показатель (особенно если учесть, что КНИ на этой частоте составляет менее 1%). Направленность звучания АС достаточно высокая, поэтому все конструкторские ухищрения (см. основной текст) оказались отнюдь не лишними. Стоит похвалить встроенный ЦАП: графики АЧХ и КНИ не вызывают нареканий, спектр выходного сигнала чист, хотя «коврик» располагается выше, чем следует (на уровне –85 дБ).
Данные лаборатории Stereo&Video, декабрь 2014
Встроенный ЦАП
Неравномерность АЧХ: 0,3 дБ
Дисбаланс каналов на 1 кГц: 0,06 дБ
КНИ на 1 кГц/пик, %: 0,013/0,015
Усилитель
Рвых, Вт (КНИ 0,7%, 8 Ом) на 80/1000/10 000 Гц: 56,7/57,3/53,5 Вт
Коэффициент демпфирования: 70
КНИ (0,5 Pвых) на 80/1000/10 000 Гц: 0,014/0,013/0,018 %
Верхняя рабочая частота по уровню –0,5/–3/–6 дБ: 25/>80/>95 кГц
Неравномерность в полосе 20 Гц – 20 кГц: 0,3 дБ
Уровень АЧХ на частоте 10 / 95 кГц: –0,09/–5,0 дБ
Взаимопроникновение, L-R/R-L: 57,7/57,6 дБ
Дисбаланс каналов: 0,28 дБ
Акустика
Неравномерность (100 —20 000 Гц): ±3,8 дБ
Дисбаланс (160—1300 Гц): –0,10 дБ
Чувствительность (1 кГц): 81,7 дБ
Нижняя граничная частота (–10 дБ): 70 Гц
Паспортные данные
Выходная мощность: 2х50 Вт
Коэффициент демпфирования: >40
Импеданс акустики, Ом: 8
Аналоговые входы/выходы: линейные стерео, балансный вход XLR, выход на наушники 6,3 мм
Цифровые входы: коакс./опт.+/+, AES/EBU+, USBB
Шина управления: PWR CNTRL
Масса, кг/габариты, мм: 12,6/292х141х275
Потребление/Standby: 198/0,25 Вт
Функции: регулирование тембров, баланса НЧ, переназначение/наименование входов, приглушение звука (Mute), изменение яркости подсветки, автоотключение
Громкоговорители:
Число полос: 2
Материал мембраны твитера: титан
Диффузора НЧ/СЧ-драйвера: бумага
Масса, кг/габариты, мм: 5,0/127х276х277