«Я могу перепутать Wi-Fi c Bluetooth’ом или не заметить разницу в качестве звучания FLAC’a и DSD, но что такое мискросистема и сколько она должна стоить, я знаю отлично!» Подобные сентенции от звуколюбов мы слышали не раз. Но это изделие американской фирмы McIntosh излечит от чрезмерной самоуверенности любого доморощенного аудиофила.

Впрочем, «Макинтош» давно не разменивается на борьбу с ветряными мельницами. Фирма уверенно занимает в американской Hi-Fi-индустрии столь же почетное место, какое в автомобилестроении США отведено «Кадиллаку». В 1949-м ее основали радиоинженеры Фрэнк Макинтош и Гордон Гау, желавшие усовершенствовать бытовой усилитель. Подробное жизнеописание McIntosh дано в материале «Новый американец» (No7, 2013), так что повторяться не будем, но напомним: к 60-летию (2009 г.) фирма впервые пополнила свой арсенал интегрированной системой. Это была модель МХА60, и героя нашего рассказа можно без преувеличения назвать ее прямым потомком.

На фасаде центрального блока McIntosh MXA70 дерзко сочетаются стрелочные индикаторы с флуоресцентным дисплеем и зеленой подсветкой логотипа. Обе рукояти — поворотно-нажимные. Покрытые рояльным лаком корпуса громкоговорителей выполнены из алюминия

Написать, что МХА70 отличается «лица необщим выраженьем», — значит отделаться банальностью. Имеющий массу более 22 кг, этот комплект скорее напоминает уменьшенную копию компонентной стереосистемы класса High End, нежели пресловутый музыкальный центр (название «мини-система» кажется и вовсе унизительным).

Даже слово «копия» здесь не совсем уместно, так как предполагает некую вторичность. Да и намного ли она уменьшенная? Высота колонок составляет 28 см, что близко к показателям классического полочника. Центральный блок тоже имеет вполне приличные габариты — 292х141х275. Неужели дизайнеры не стремились к миниатюризации?

Это не так. Точнее сказать, она не являлась их главным приоритетом. Зачем превращать компактность в idée xe? Задача была одновременно прозаичнее и сложнее — сконструировать аппарат с максимально качественным звучанием при минимальных размерах. На взгляд наших экспертов, это единственно верный подход к созданию lifestyle-техники — разумеется, не в ущерб декоративности, поэтому дизайнеры MXA70 получили полную свободу творчества.

В результате лицевую панель головного устройства было решено изготовить из стекла, лого-
тип фирмы и названия органов управления снабдить оптоволоконной подсветкой, а «ностальгические» стрелочные индикаторы дополнить суперсовременным OLED-дисплеем, на который выводится вся необходимая информация вплоть до названия активного входа. Оба регулятора на фасаде — многофункциональные, поворотнонажимные. Они позволяют не только переключать входы и менять уровень громкости, но и задействовать разнообразные функции, в т.ч. 5-ступенчатую систему расширения баса или возможность привести сигнал с разных входов к одному звуковому знаменателю (настройки баланса, баса, чувствительности и др. параметров запоминаются отдельно для каждого входа, что по достоинству оценит не только рядовой потребитель, но и профессиональный инсталлятор).

Корпус центрального блока McIntosh MXA70 похож на ламповый усилитель: питающие трансформаторы выполнены в виде отдельных узлов, что способствует уменьшению помех и наводок

Читатель может спросить: «Почему вы называете MXA70 музыкальным центром? Судя по фасаду, головное устройство представляет собой классический стереоусилитель». И верно, пора определиться с терминами. Для этого обратим внимание на тыловую панель устройства. Здесь, помимо аналоговых входов, несимметричных и балансных, имеются цифровые (оптический, коаксиальный и AES/EBU), а также USB B. Иными словами, центральный блок является ЦАПусилителем, способным декодировать цифровой сигнал с плеера или компьютера. Поддерживаются WindowsXP/Vista.Windows 7 (после установки специального драйвера, имеющегося на сайте McIntosh), а также Мас OS 10.6. Размерность воспроизводимых файлов может достигать 32/192. Сами создатели именуют MXA70 интегрированной аудиосистемой, но нам такое название кажется слишком громоздким.

Под капотом головного устройства McIntosh MXA70 — аналоговые усилители, функционирующие в классе А-В

Под капотом головного устройства — аналоговые усилители, функционирующие в классе А-В. Выходные каскады собраны по фирменной схеме ermalTrak с точным отслеживанием тока смещения транзистора в зависимости от температуры, что позволяет снизить искажения. В основе узла обработки цифровых сигналов, называемого McIntosh Digital Engine, — популярная микросхема Burr-Brown PCM1795 c апсемплером, повышающим разрешение сигнала до 32 бит/192 кГц.

Важной особенностью конструкции является усилительный тракт для работы с наушниками. При его создании использовалась фирменная технология McIntosh Autoformer, изначально создававшаяся с расчетом на выходные каскады мощника (для компенсации колебаний импеданса колонок в зависимости от частоты). В данном случае она позволяет усилителю без проблем озвучивать наушники с любым импедансом (потребителю предоставляются на выбор три диапазона: 8-40/40-150/150-600 Ом, при этом мощность выходного сигнала может составлять 0,25 или 1 Вт). Еще одна фирменная технология, Headphone Crossfeed Director (HXD), приближает впечатление от прослушивания в наушниках к тому, какое на нас производит звучание высококачественных АС.

Центральный блок McIntosh MXA70 способен работать с источником как линейного (предусмотрены несимметричные и балансные входы), так и цифрового сигнала (оптический и коаксиальный вход, а также AES/EBU) и даже компьютера через интерфейс USB B

Кстати, не пора ли рассказать о штатной акустике? Колонки 2-полосные, их корпуса изготовлены из алюминия и покрыты рояльным лаком. Твитер имеет 20-мм титановый купол, окруженный матерчатым демпфером (по мнению разработчиков, такая конструкция повышает чувствительность драйвера и расширяет частотный диапазон). Весь сигнал ниже 2 кГц воспроизводится НЧ/СЧ-динамиком со 100-мм диффузором из специально обработанной бумаги.

Для более уверенной работы на высокой громкости и повышения качества передачи звуковой эстафеты используется состоящий из 14 элементов разделительный фильтр второго порядка. НЧ/СЧ-динамик работает на фазоинвертор, порт которого вынесен на тыловую панель колонки, поэтому ставить громкоговоритель вплотную к стене мы не рекомендуем.

Порт фазоинвертора вынесен на заднюю панель акустической системы McIntosh MXA70. Обратите внимание на выдвижную ножку. Она позволяет установить громкоговоритель так, чтобы его передняя стенка оказалась вертикальной

Звучание колонок отличается высокой направленностью, так что «смотреть» они должны точно на слушателя. В связи с этим колонка имеет трапециевидный профиль, причем ее передняя стенка отклонена от вертикали на 10°. Иными словами, при размещении АС под телевизором она станет излучать звук не горизонтально, а по диагонали вверх. Если же колонки находятся на одной высоте с лицом слушателя, их можно поставить так, чтобы передняя стенка расположилась вертикально (для этого в донце АС предусмотрены выдвижные ножки).

Пульт ДУ McIntosh MXA70 на редкость оригинальной формы — напоминает лейку для душа. Он четко делится на две рабочие зоны — выбора файла (курсорные кнопки вверху) и управления воспроизведением (две цепочки круглых кнопок внизу). Решение достаточно эргономичное, однако регулятор громкости расположен не в самом удобном месте

От прослушивания MXA70 эксперты не могли оторваться несколько долгих часов. Способность этого, с позволения сказать, малыша «играть по-взрослому» просто изумляла. Нет, это не была пародия на звучание полногабаритной системы, когда отсутствие реального баса заменяется избытком звуков частотой около 150 Гц, назойливых и вязких, как смола.

MXA70 создавал аудиокартину с безукоризненно сфокусированными образами, реалистично отображая и сногсшибательный драйв Deep Purple «второго созыва» (мы слушали «The House оf Blue Light»), и нордическую сдержанность Kari Bremnes, и шансонные страсти Vaya Con Dios. Даже несколько «перегретая» в CD-варианте композиция «Breakfast in America» группы Supertramp звучала без излишней звонкости на верхах.

Как и положено аппарату класса High End, McIntosh MXA70 комплектуется высококлассными акустическими кабелями — для точного согласования импедансов головного устройства и АС

Однако самое сильное впечатление произвели записи американской команды Eagles — система как будто почувствовала родство с соотечественниками. Слушая песню «Take It Easy», мы легко воображали себя первыми переселенцами, и слова «Don’t let the sound of your own wheels drive you crazy» (да не сведет тебя с ума шум колес твоего экипажа) вызывали в воображении не «Кадиллак» на хайвее, а фургон, запряженный парой мулов. Голубой фургон с логотипом McIntosh, способный перенести владельца хоть на край света.

Результаты измерений и паспортные данные музыкального центра McIntosh MXA70

Результирующий график АЧХ/КНИ системы (слева), АЧХ/КНИ встроенного ЦАПа (справа), спектр выходного сигнала встроенного ЦАПа (внизу)

Измерения в очередной раз подтверждают аксиому: электронный компонент с почти идеальными характеристиками создать гораздо легче, нежели громкоговоритель. Спад на АЧХ усилителя становится заметным лишь на частотах выше 20 кГц, а с воспроизведением баса у него вообще нет проблем — в отличие от колонок, уверенно воспроизводящих сигнал только начиная с 70 Гц. Тем не менее для компактных АС это вполне приемлемый показатель (особенно если учесть, что КНИ на этой частоте составляет менее 1%). Направленность звучания АС достаточно высокая, поэтому все конструкторские ухищрения (см. основной текст) оказались отнюдь не лишними. Стоит похвалить встроенный ЦАП: графики АЧХ и КНИ не вызывают нареканий, спектр выходного сигнала чист, хотя «коврик» располагается выше, чем следует (на уровне –85 дБ).

Данные лаборатории Stereo&Video, декабрь 2014

Встроенный ЦАП

Неравномерность АЧХ: 0,3 дБ

Дисбаланс каналов на 1 кГц: 0,06 дБ

КНИ на 1 кГц/пик, %: 0,013/0,015

Усилитель

Рвых, Вт (КНИ 0,7%, 8 Ом) на 80/1000/10 000 Гц: 56,7/57,3/53,5 Вт

Коэффициент демпфирования: 70

КНИ (0,5 Pвых) на 80/1000/10 000 Гц: 0,014/0,013/0,018 %

Верхняя рабочая частота по уровню –0,5/–3/–6 дБ: 25/>80/>95 кГц

Неравномерность в полосе 20 Гц – 20 кГц: 0,3 дБ

Уровень АЧХ на частоте 10 / 95 кГц: –0,09/–5,0 дБ

Взаимопроникновение, L-R/R-L: 57,7/57,6 дБ

Дисбаланс каналов: 0,28 дБ

Акустика

Неравномерность (100 —20 000 Гц): ±3,8 дБ

Дисбаланс (160—1300 Гц): –0,10 дБ

Чувствительность (1 кГц): 81,7 дБ

Нижняя граничная частота (–10 дБ): 70 Гц

Паспортные данные

Выходная мощность: 2х50 Вт

Коэффициент демпфирования: >40

Импеданс акустики, Ом: 8

Аналоговые входы/выходы: линейные стерео, балансный вход XLR, выход на наушники 6,3 мм

Цифровые входы: коакс./опт.+/+, AES/EBU+, USBB

Шина управления: PWR CNTRL

Масса, кг/габариты, мм: 12,6/292х141х275

Потребление/Standby: 198/0,25 Вт

Функции: регулирование тембров, баланса НЧ, переназначение/наименование входов, приглушение звука (Mute), изменение яркости подсветки, автоотключение

Громкоговорители:

Число полос: 2

Материал мембраны твитера: титан

Диффузора НЧ/СЧ-драйвера: бумага

Масса, кг/габариты, мм: 5,0/127х276х277