Рынок проигрывателей виниловых пластинок сейчас явно на подъеме, и не первый год подряд, их выпускают многие компании, как специализирующиеся только на виниловой технике, так и «универсалы». Кто-то разрабатывает все сам, кто-то сочетает свои технологии с узлами и деталями от других поставщиков. Производство полного цикла же на самом деле имеют единицы. Но важнее всего то, что получается в сумме — некая индивидуальность проигрывателя, линейки. Звуковая концепция, преемственность и развитие. Вот эту самую индивидуальность мы и поищем у проигрывателей американской компании Music Hall.
В настоящий момент компания, основанная Роем Холлом (Roy Hall) в далеком 1985 году, выпускает не только проигрыватели, а практически полную линейку аудиоаппаратуры, по классу попадающую в более-менее доступный Hi-Fi, с неплохим сочетанием цены и качества. Но проигрыватели виниловых пластинок Music Hall — отдельная история. Тут и модельный ряд шире, и охват больше, а старшая в линейке модель Music Hall MMF-11.1 и по цене далеко не в бюджетном сегменте, и вообще выше, чем прочая выпускаемая компанией техника. Чтобы понять, что к чему, нужно рассмотреть подход, концепцию модельного ряда в целом, а потом — специфику моделей проигрывателей по отдельности.
Полная прозрачность
Конструкция проигрывателей Music Hall — собственной разработки. А вот многие узлы и использованные детали — производства Pro-Ject. В первую очередь это касается тонармов, двигателей и систем управления.
Собственно говоря, в таком подходе нет ничего необычного — на самом деле не многие производители все делают сами, просто далеко не все об этом говорят. Здесь же — полная прозрачность. Впрочем, действительно, скрывать смысла нет никакого — те же тонармы очень даже узнаваемы. Да и не плохи сами по себе, их используют многие производители проигрывателей. А моторы или подшипники — да, элементы очень важные, но здесь еще важны затраты, и стабильность производства. Относительно недорого это все может обеспечить только массовый производитель с хорошо выстроенным производственным циклом.
Сочетание же собственных разработок и сторонних элементов, выбранных среди всей доступной на рынке массы, позволяет в одном аппарате и в линейке сочетать и собственное видение конструкции и звука, и жизнеспособную бизнес-модель, позволяющую выпускать технику в разных ценовых сегментах, но с хорошей стабильностью и повторяемостью результатов.
Во главе стола
Как и в случае теста любого отдельного проигрывателя, изучать детали и нюансы проигрывателей Music Hall мы начнем с основы, и с того, чем в компании гордятся по праву, — со столов.
Хорошо известно, что именно конструкция стола проигрывателя, диск с подшипником, привод и ножки-опоры задают общий тон звучанию, нейтральность или окраску, а также чувствительность к собственным и сторонним вибрациям и соответственно паразитные составляющие в звуке (которые могут быть и не слышны явно, или чуть-чуть добавлять собственный окрас тембра, но на общий результат все равно будут влиять сильно). В любом случае ни один из проигрывателей от любого производителя не обошла составляющая собственных резонансных свойств, а это важная составляющая, серьезно влияющая на звук.
В основе всех столов проигрывателей Music Hall лежит конструкция из МДФ, покрытая лаком. В случае модели MMF-2.2 это одна цельная деталь, но деталь более массивная, чем можно было бы ожидать, особенно в сравнении с одноклассниками. И даже у этого проигрывателя есть регулировка по высоте, что очень желательно для правильной настройки и функционирования. Начиная с этой модели прослеживается и возрастающее внимание к взаимной развязке узлов между собой — мотора, базы тонарма.
У следующей модели — Music Hall MMF-5.1 появляется еще одна особенность, выделяющая эти проигрыватели среди прочих. Стол строится по принципу сэндвича, и разные узлы, например мотор и тонарм, находятся уже на разных уровнях, крепятся к двум развязанным между собой панелям. Двухуровневая конструкция используется многими производителями, но не в таком виде. Здесь разделение на уровни явное — плиты стола фактически равновесны и схожи по размеру, а между собой они скреплены через специальные сорботановые проставки.
Сорботан — материал, делающийся на основе полиуретана и обладающий незаурядными виброразвязывающими способностями, в сочетании с хорошими и стабильными механическими свойствами. Его весьма широко используют в области аудиоаппаратуры, начиная от всевозможных проставок под технику, сменных ножек, а кто-то из производителей использует его и в конструкциях столов виниловых пластинок. Однако сорботан материал капризный — неправильная конструкция легко сделает звук скучным и выхолощенным. Так что здесь для осмысленного результата нужно и понимание процессов, и экспериментальный опыт.
Модель еще постарше — Music Hall MMF-7.1 — заимствует конструкцию стола у предшественницы, но появляются различия в конструкции мотора, его установке. Если все предыдущие проигрыватели имели конструкцию, при которой вращение с мотора передавалось недлинным пассиком на субдиск, то у 7.1 мотор другой, скоростные характеристики тоже, а пассик охватывает по внешнему краю не маленький субдиск, а основной диск.
Но самое интересное в конструкциях стола и привода можно увидеть у проигрывателей Music Hall MMF-9.1 и MMF-11.1. В первом случае стол состоит не из двух, а из трех полноразмерных и развязанных сорботаном панелей из МДФ. И это при том, что мотор вообще не привязан к столу, а вынесен в отдельный корпус. Соответственно требования к развязке формально получаются проще, а ее реализация, наоборот, на порядок сложнее.
У MMF-11.1 все идет еще дальше. Стол построен из 4 слоев с такой же сорботановой развязкой. Правда, здесь дополнительный слой объясняется отчасти тем, что мотор все же возвращается в корпус проигрывателя, но в каком необычном виде! Собственно мотора два вместо одного. И они, будучи закреплены к нижней панели стола, хорошо развязаны, вращают синхронно не основной диск проигрывателя, а промежуточный маховик, некое подобие инерционного маховика, только без дополнительной нагрузки массой. А с маховика уже вращение передается на основной диск проигрывателя. В сочетании с настройками стола и всеми прочими элементами развязки от такой конструкции можно ожидать и приличную виброразвязку в целом, и относительно нейтрально-ровный характер в частностях.
Но и на этом разработчики не планируют останавливаться. Совсем недавно была выпущена еще одна модель — Music Hall Ikura. Она не относится к старшим аппаратам, а занимает промежуточное место между проигрывателями Music Hall MMF-5.1 и MMF-7.1. Однако принцип послойной развязки здесь тот же, но его реализация другая. Детали стола разноразмерные, а не почти равновесные, и для развязки используется уже немного иная конструкция, хотя в ней так же применены эластичные виброразвязывающие элементы. Но это аппарат новый, о нем, без подробного тестирования говорить еще рано. Хотя радует, что прогресс у разработчиков не стоит на месте.
Тонармы и головки
Отдельно стоит сказать о тонармах Pro-Ject, которые устанавливаются на проигрывателях Music Hall. Это статически сбалансированные тонармы с гироскопическим поворотным узлом и, кстати, с очень приличными подшипниками — этому Pro-Ject уделяет массу внимания. Тонармы 9-дюймовые, со всеми необходимыми настройками, разве что кроме настройки азимута (за исключением самой старшей модели). Но азимут — это такой параметр, который в исправной головке практически никогда не требует настройки, но если уж его можно регулировать, то попасть в идеальное значение без опыта, навыков и некоторого набора инструментов сложно. А вот остальные настройки тонармов вполне удобны и по силам даже человеку, настраивающему проигрыватель впервые.
Ранжируются тонармы в зависимости от модели проигрывателя. На Music Hall MMF-2.2 устанавливается отлично себя зарекомендовавший тонарм из «ранних» разработок Pro-Ject — с легкосплавной цельнометаллической трубкой. На моделях постарше уже появляются тонармы 9сс c карбоновой трубкой, а флагманская вертушка идет со старшей моделью тонарма 9cc Evolution.
Еще стоит вспомнить, что и головки в линейке Music Hall также имеются — их для компании производят такие именитые фирмы, как Goldring и Ortofon. В модельном ряду только головки ММ-типа. Учитывая тот факт, что все тонармы Pro-Ject обладают относительно небольшой эффективной массой, подобрать к ним ММ-головку с высокой податливостью иглодержателя проще. Но к старшим проигрывателям можно смело подбирать и хорошие МС-головки, главное — попасть в параметры и общий характер звучания. Проигрыватели MMF-9.1 и MMF-11.1 комплектуются головками типа MC Goldring Eroica или поставляются вообще без головки, на тот случай, если владелец предпочитает выбрать что то самостоятельно. В остальном же тип головки — это скорее вопрос общей сбалансированности тракта, в том числе учитывая и используемый фонокорректор.
Просто
Фактически все проигрыватели Music Hall — готовые решения, с которыми справится даже новичок. Младшие модели поставляются в комплекте с предустановленными головками, то же бывает и у моделей средних, правда, тут уже можно выбирать, а старшие проигрыватели уже идут без головок, но их подбор — отдельная история, зависящая от многих моментов. Но даже на модель MMF-2.2, идущую в комплекте с несложной ММ-головкой можно в будущем ставить картриджи уровня той же Nagaoka MP-300 — аппарату вполне по силам ее раскрыть. Также хорошо себя зарекомендовали (на более старших аппаратах) головки Ortofon, из тех, что обладают достаточной податливостью иглодержателя, головки Goldring, Nagaoka, Benz-Micro или, к примеру, Sumiko. В остальном любой поставляющийся аппарат базово самодостаточен. В комплекте есть все необходимое, а такие моменты, как подбор более качественного выходного кабеля или опционального мата, вполне можно оставлять «на вырост», когда станет понятно, что же именно будет нужно для конкретного слушателя, с его системой и его личной фонотекой.