«Притяжение», Россия, 2017
На днях прочитал в новостях кино, что основной тренд российского кинематографа на 2017 год – космическая фантастика. При этом почему-то упоминалась грядущая премьера фильма «Леонов». Наверное, на фоне успехов нашей космонавтики сегодня уже и Леонов кажется фантастикой. Итак, посмотрим, что нам из этого предлагают. Давно ожидаемый фильм маститого режиссера Федора Бондарчука «Притяжение». Первое, что видишь на экране – заставка SONY. Это сразу настраивает на определенный лад, за редким исключением это килограмм сахара прямо в гуляш. И еще Бондарчук на пару – они друг другу очевидно во всем подходят.
Сначала фильм кажется по Бондарчуковски масштабным. Авианосец «Адмирал Кузнецов», истребители, все разъезжают на «Тиграх», надо и не надо. Патриотический угар в требуемом объеме. В это время в атмосферу входит неизвестный объект огромного размера. В этот раз звездолет напоминает глаз, вокруг которого вращаются металлические кольца. В атмосфере они продолжают вращаться, воздух им не мешает. Но многие помнят кальмарчика в «Обитаемом острове», это еще ничего. Наши военные спорят: НАТО это или нет? Дяди взрослые, ну какое это нахрен НАТО? Все контуры самолетов НАТО обычно известны, еще перепутать пассажирский и военно-транспортный самолет издали в плохую погоду можно, но пилот перехватчика видит огромную хрень явно не земного происхождения, видимость отличная. По-моему, сейчас картинка с камер истребителя сразу передается в ЦУП. По радарам должно быть видно, что из космоса спускается. Еще и в НАТО позвонили, они сказали – не мы это. Зачем стрелять? Так нет ведь, надо бахнуть. По жизни, стрелять сразу в такие объекты, если они бомбами не сыплют, крайне неумно. Особенно в мотор. Ладно, там ответная огоня и неминуемое возмездие. Но двигатель инопланетного корабля может быть сделан на чем-то типа черной дыры, каааак бахнет, снесет полстраны. Или вывалится биологическая дрянь, рассеется в атмосфере, неизвестно еще, что хуже. Обычно в фильмах инопланетные звездолеты очень крепкие, этот от небольшой ракеты «воздух-воздух» загорелся, причем не там, куда она попала, и начал падать. На просторах нашей Родины упасть особо некуда, поэтому он свалился на окраинный квартал Москвы. Наверное, хотел дотянуть до Шереметьево, но не сложилось. При этом много что порушилось, по фильму погибло 200 человек, хорошо не 2000, как должно было бы. Один из главгероев фильма – полковник ПВО, роль которого исполняет Олег Меньшиков. Он кажется разумным, и даже говорит вполне вменяемые вещи. Собирается Совет Безопасности РФ во главе с президентом: и чё теперь делать? При этом он состоит из президента и Меньшикова, который назначен «по тылу», остальные в огромном зале заседаний манекены. В итоге место падения огородили заборчиком и поставили охрану. Радиацию проверили – нету, и успокоились. Хотелось бы огорчить Федора Сергеевича: в данном случае степень биологической угрозы неизвестна, пришлось бы эвакуировать весь город, а не один квартал. Если инопланетная зараза в воду попадет, то будет зомби апокалипсис. Короче, в жизни это был бы второй Чернобыль. Но тут уровень власти совсем не тот, и напоминает правительство африканской страны Уганды. И начали возить детей округи в школу на броневиках. А чо? Зато круто.
У этого полковника есть дочка школьница. У нее в этой аварии погибла подружка, сидевшая на крыше в момент падения. И кавалер, который сначала кажется хорошим парнем. Типаж этой девицы нарисован очень с натуры. Вот ей ну совсем не интересно, что там. Она вся в отношениях с отцом, смартфоном и в воспоминаниях о погибшей подружке. Таких я часто встречал. Какие-то контакты с пришельцами и новые технологии не интересны ни ей, ни ее ухажеру. Интересны только одному всезнайке в классе, но он кажется на пару классов моложе, и у этой девицы очевидно у него ноль шансов, зато она им помыкает, как щенком. Дальше, по мнению режиссера, наступает парадоксальная ситуация. Героиней движет только одна идея – отомстить за мертвую подругу. Она достает пистолет и собирается стрелять. Более того, остальными овладевает странное мнение «Это наша планета!», «Мы их не звали», «После того, что они сделали, их еще и охраняют!». Учитель у них интеллигент в 10 поколении пытается вяло что-то возразить типа «это шанс для нас узнать кто мы на самом деле». О чем он? Хрен знает. Нашел что сказать. Ну и что инопланетяне сделали? Да ничего не сделали. Упали и лежат там. Самолет потерпел аварию и упал на жилой дом, надо отомстить и убить летчика и пассажиров. Странно, что бывает, еще их и вытаскивать помогают местные, надо стразу всех убить, и ноль проблем. Но то, что большинству такое совсем не интересно, не один я думаю, даже уже Бондарчуку так кажется.
Надо заметить, инопланетянин из корабля иногда вылезает, и в его костюме смотрительных приборов нету, там, где голова, зато он красиво переливается разными цветами. Этот костюм может защитить от пули, но он куска арматуры он бессилен спасти. Видимо, там, на другой планете, тоже есть свой Китай, где костюм и звездолет сделали. Но Бондарчук был бы не Бондарчук, если нет ничего гламурного. Многие помнят кудрявого атлета и розовый танк в «Обитаемом острове». На деле в костюме оказался… Кто бы вы думали? Правильно, гламурненький. Вполне себе мужчина с внешностью фотомодели. И группа крови у него как у героини, вполне можно сразу переливать, и умеет по-русски разговаривать, как будто тут родился, и знает, как пользоваться умывальником, лифтом и электронным пропуском. Вот потом такие взгляды многозначительные типа М <=> Ж через всю галактику, с выразительным маханием бровями, у меня лично вызывают возгласы «Уоуууооо!!!», но думаю, меня не все в этом поддержат. Как потом инопланетянин пояснил, почему они совпадают так организмами, «мы одного дерева». Да, подумал я, дерево тут явно поучаствовало. Наверное, это был дуб. И ведет себя этот инопланетянин как типичный кавалер, но как будто из коматоза только что вывели. У нее собачка дома живет, вот он сразу начинает к ней интерес демонстрировать, как любой пацан бы делал. И корабль у него тоже сам умеет по-русски разговаривать. Для этого используется толстый гофрированный шланг в салоне, который изгибается волнами, имитируя динамик. Но его родная планета помешанная на воде, там везде воду изгибают струями и пользуются водолечением. При этом за свое содействие героиня сразу поплатилась: с его руки на ее руку запрыгнул браслет и вцепился намертво, не снять. Когда пришелец очнулся, она ему: сними. А он в ответ: поздно, тебя уже прокомпостировали. Как она его сразу за это не пристрелила, выглядит странно. Но, думается, был бы он не симпатичный парень, а например мелкий зеленый человечек, нажала бы на спуск и не думала. Впрочем, что этот браслет значит, кроме как умеет изгибать воду завитушками при мытье в душе, осталось не раскрытым.
Весь сюжет потом вращается вокруг очень важной детали, без которой обратно не улететь, но она, по странной причине, в немаленького размера раковине оказалась в подвале ближайшего к месту падения дома. Корпус корабля не выглядит поврежденным, чтобы так выпало, и этот там лазил, лазил, но почему-то эту раковину сразу найти не пытался, в результате ее утащили. В это время уровень ксенофобии и неадеквата растет, и еще бывшему ухажеру героини слишком сильно дали по башке демократизатором, от чего он поехал крышей и из положительного героя превратился в полного отморозка. И толпа бросается с арматурой громить инопланетянов. Махач нарисован профессионально, с замедлением кадров и перекошенными рожами крупным планом. Хочется опять огорчить Федора Сергеевича: в реалии столько дураков не наберется. Хрен их знает, этих инопланетян, еще расстроятся и начнут палить. Многие помнят фильм «Война миров», где лучи любви красиво превращали пизантов в пыль, и одежда тряпочками падала на землю. Или заморозят всех столбиками и увезут в свой зоопарк инопланетный. Впрочем, то, что хоть это вытошнили, что мы инопланетянам не интересны, потому что никак сами со своими проблемами справиться не умеем, и то какое-то движение мысли. Под конец президент вручает полковнику по тылу все полномочия, видимо остальные генералы все разбежались кто куда. И сидит с глубокомысленным видом: «через полчаса наступит утро.. если наступит». Хочется спросить: господин президент, и как мы смогли тут до такого докатиться из такой простой ситуации?
Но основная проблема этого фильма не в этом. Как ни покажут нам возможный контакт с развитой цивилизацией, так как правило, их меряют по нашим привычным канонам. Это тоже люди, как мы, только инопланетные. В запущенном случае у инопланетян развитые технологии, отличные звездолеты, но они все еще на уровне туземцев. Вот такие стереотипы. Насколько я себе представляю, с чем мы в этом случае можем столкнуться, может быть парадоксальный результат вовсе не потому, что пришельцы только умеют угукать и кружочки непонятные рисовать, и корабли свои приземляют на торец. Как раз, скорее всего, понять, что они ответят, будет несложно. Проблема основная будет именно в разнице уровня культуры и психологии: мы еще не доросли, что бы там мы о себе не думали, поэтому останемся с охреневшими рожами. Еще хуже, если психология гостей будет не человеческая вообще, у нас мало представляют, как это может выглядеть. Помню, во время расцвета научной фантастики как жанра, об этом много писали, размышляли, но потом жанр фактически умер и все застопорилось. Недодумали. А то, что к нам заявятся такие туристы, как в фильме, вероятность почти нулевая. Как следствие, то, что нам все время показывают про инопланетян, тянет на детский фильм уровня начальной школы. Взамен опять предлагают истории на неисчерпаемую тему М + Ж, сопровождающиеся какими-то общечеловеческими истинами, глубокими, как карстовые разломы, типа «Есть что-то поважнее бессмертия», как тут. Наверное, имелась в виду эта девица с ее капризами, она важнее.
Резюме. Федор Бондарчук – определенное явление в нашем кино, на мой взгляд, характерное для эпохи. Нельзя сказать, что он совсем бесталанный, но каждый раз смотришь – вроде и ничего, зрелищно. Но потом вспоминаешь и думаешь, господи, на какую махровую глупость я время потратил! Вместо мыслей картинки и эффекты. It's a SONY.
PS В фильме показывают сцены табакокурения. Это ужасно, поэтому детям смотреть нельзя! Надпись видно в начале фильма. Ну, я Вас предупредил.