800-й серии Bowers & Wilkins уже не одно десятилетие, и нынешнее обновление уже далеко не первое, а если быть точным — пятое. Причем после предыдущего апгрейда прошло уже шесть лет. Общие черты устоялись еще пару поколений назад, но вот в деталях произошло существенное обновление. А может быть, и в звуке?
Новое — или хорошо доработанное старое?
Модель Bowers & Wilkins 801 D4 — старшая в нынешней топовой линейке. Конечно, стоит помнить, что выше позиционируются Nautilus, но их изменения пока не коснулись — да и они всегда отдельно. Поэтому совершенно не удивительно, что именно 800-ю линейку многие считают старшей.
Для начала поищем изменения в конструкции новой модели. Если смотреть издалека, акустика угадывается безошибочно: примерно те же пропорции, конструкция из басовой секции, отдельно оформленных среднечастотника и твитера — форма хорошо знакома. Кстати, появились отделки корпусов шпоном: орех и розовый орех. А вот в деталях изменений достаточно много.
Весьма глубоко переделали нижнюю часть корпуса, в которой размещаются басовые динамики. Форма похожа, да и основание в конструкции имеется — туда, вниз, выведен порт фазоинвертора. Но при этом секция изменилась: немного другой изгиб, переделано внутреннее устройство.
Гнутый фанерный корпус спереди дополнен алюминиевой панелью, которая находится изнутри и является несущей для динамиков. Также алюминием усилены внутренние ребра-перегородки. Появившаяся в предыдущей линейке задняя алюминиевая панель осталась на своем месте, хотя немного изменилась внешне. К ней же изнутри крепится плата фильтра.
Но самое значительное изменение — верхняя панель, стыкующая басовую секцию с объемом среднечастотника: здесь тоже добавили алюминиевый слой, усиливающий конструкцию и улучшающий крепление деталей. Также стоит упомянуть декоративную кожаную отделку, но подобные решения встречались и раньше.
Низкочастотные 10-дюймовые динамики крепятся уже знакомым способом — с дополнительной алюминиевой окантовкой. Диффузоры Aerofoil тоже уже нам привычны. Изменились здесь центральные колпачки: теперь они изготавливаются из мягкого материала, который повторяет защитный колпачок среднечастотника. А раньше были колпачки-купола, более жесткие и обычные по виду и конструкции.
Среднечастотник весьма похож на предыдущий. Объем — округло-коническая конструкция, точеная из алюминия и именуемая производителем «турбинной головой». Сложная система внутренних распорок-растяжек, добавляющих жесткости, 6-дюймовый диффузор из материала Continuum, заявленный бионический подвес сложной формы — все очень похоже на то, что было раньше.
А вот крепление среднечастотной секции к басовой совершенно точно другое. Как и крепление алюминиевой «трубки» Nautilus с алмазным купольным твитером внутри. Трубка почти такая же — немного изменились размеры. Сам дюймовый твитер прежний. А вот двухточечное (вместо одноточечного) демпфированное соединение трубы-корпуса твитера с корпусом среднечастотника пересчитали и переделали.
Модель можно расценивать как полноценную новинку, а можно — как явно проработанную в деталях предыдущую версию. Но ведь и подходы к звуку у производителя не перевернулись с ног на голову. Так что развитие в плане доводки деталей и составляющих видится логичным.
При этом переделки затронули множество производственных процессов — их никак нельзя назвать лишь внешней косметикой. По сумме конструкций, инженерных решений и материалов акустика сложная — такую не сделать без соответствующих научно-технических изысканий и серьезной производственной базы.
Также существенно изменилась цена линейки в целом и моделей в частности. Все стало дороже. Зато все эти годы компания не поднимала цены на прежнюю линейку. А ведь у иных производителей зачастую и цены растут, и новинки не появляются.
Вот и повзрослела
Прослушивание проходило в одном помещении, при одинаковом положении акустики и с одинаковой кабельной обвязкой Transparent, но с разным усилением: гибридниками PS Audio старшей серии и усилителями Michi.
И с разными источниками: в первом случае — со старшим транспортом и ЦАПом PS Audio, во втором — с цифровым комбайном AVM. На контрасте разница должна быть более заметной и очевидной. Первой поработала связка с PS Audio.
Поставил диск Bingo Miki & The Inner Galaxy Orchestra «Montreux Cyclone». Пожалуй, на первый взгляд подача чуть мягче ожидаемого — даже с поправкой на гибридники PS Audio. В звуке есть неожиданная свобода и ощущение романтизма и веселости. На удивление приятный бас, с хорошим контролем, но не форсированный — более точный, честный и аккуратный, чем у предыдущей версии.
Детальность узнаваемо высокая, но в целом звук мне показался менее колючим и более естественным. Локализация образов правильная, пропорции хорошие.
Ритм акустика держит хорошо, есть скорость и напор, но все как-то аккуратнее и изящнее. По масштабу звука и ощущению частотного диапазона новая модель ничуть не уступает старой, однако все, что происходит «внутри» диапазона, кажется более точным и упорядоченным. Особенно это мне кажется приятным и уместным применительно к басу, хотя и в других частях диапазона это тоже чувствуется. И полосы будто сшиты ровнее и точнее.
На серединке нет избыточной яркости или жесткости — она в меру открытая и воздушная. Как и раньше, верха весьма заметны, но на общем фоне они теперь более уместны. Их много, но в них не ощущается нервозности и напряжения. Впрочем, и прежней версии это не получалось поставить в вину, но в новой все более сбалансировано.
Вторая запись в тесте — альбом Joni Mitchell «Both Sides Now». Хорошо передается атмосферность, тягучесть, неспешность — и во всем этом не ощущается сглаженности, и тем более нет суетливости или грубости.
Детальность хорошая, но акцент делается не на ней. В подаче есть какое-то ощущение теплоты и бархатистости. Отчасти такую подачу можно отнести на счет усиления — это ближе к его характеру. Но слишком слитным звук не воспринимается, пусть даже и с этой долей теплоты.
По всему диапазону акустика играет равномерно, каких-то перекосов или «любимых частот» здесь найти не получится. Если пробовать сравнивать с более ранними версиями, особенно через один модельный ряд, то звук безусловно стал взрослее.
Для контраста поставил совсем иначе записанный диск — сборник «Music Composed by Nino Rota». Хороший контроль несколько форсированного, подраздутого баса: низа много, но не больше, чем нужно, и он цельный, стройный. А звук в целом, пожалуй, даже мягче, чем я ожидал, но при этом — и с хорошей динамикой, и с отличной детальностью.
Проработка сцены, в данном случае несколько искусственной за счет самой записи, получается и объемной, и точной. Хорошее разнесение в пространстве, есть воздух и пропорциональность. Контуры образов чуть сглажены, смягчены, но не ощущаются размытыми или неточными.
Объем и размер отличные — тут не возникает сомнений, что слушаешь крупную акустику, которая умеет играть масштабно. И ритм система держит достойно — без грубости, торопливости или излишнего форсирования. Легко и естественно.
Теперь поменяем усиление и послушаем систему в связке с Michi. Звук предсказуемо стал более силовым, но вот аккуратность никуда не делась. Такое ощущение, будто характер совсем чуть-чуть подсобрался и постройнел.
У прежней версии он не был плохим, но незначительные моменты все же меняют картину в целом. Нет нахрапистости, но есть уверенность. И теперь понятно, что это именно вопрос акустики: системы разные, играют они каждая в своей стилистике, но хорошо слышно то, что привносят именно колонки.
Поставил ненадолго альбом Psapp «The Only Thing I Ever Wanted». Забавный и задорный альбомчик — и его звук ничего не спрессовало, не сделало иным по ощущениям. Отличный масштаб, хороший ритм — форма звука получается крупной, но не тяжеловесной. Особенности записи и обработки самого альбома хорошо слышны, но это никак не мешает. Контроль над звуком присутствует, но в этом контроле нет зажатости и принуждения.
Затем поставил Shape Of Despair «Illusion's Play». Все ровно и детально. Иногда даже слишком подробно — слышны и те артефакты, которые по идее задумывалось скрыть. Бас менее разухабистый и более точный, чем можно было ожидать. Серединка ровнее, не колюче-острая, хотя и слегка подсушенная, постройневшая. Читаемость партий хорошая, ощущения каши нет.
И гитары, и ударные — все составляющие вплоть до меди на своих местах. На примере этой записи можно отметить, что акустика, несмотря на предыдущие ощущения, все же не стала сильно мягче. Лучше сказать — точнее, ровнее. Но когда надо быстро и сильно — она отыгрывает не тушуясь.
Первую Симфонию Шнитке слушал достаточно долго, даже убавив громкость — и при умеренной громкости пространство звука оставалось объемным и трехмерным, да и ощущения, что какие-то части диапазона слабеют, не было.
По подаче все ровно, без окраски, даже несколько мониторно, но не скучно. Очень неплох баланс между тихими звуками и всплесками, хороши послезвучия. В целом, возможно, акустика играет слегка строже и однозначнее, чем хотелось бы, но больше вопросов не возникло.
Напоследок включил запись хорошего исполнения «Летучего Голландца» Вагнера. Здесь даже на сложных фрагментах сохранялись и стройность, и цельность, правильное соотношение между основными звуками и послезвучиями.
Тембрально подача честная — разве что немного жестче в нюансах. Хорошая сцена, правильное позиционирование вокальных партий. И воздух присутствует. Иногда возникали вопросы по нюансам и деталям, но не более того. В остальном — вполне правильное звучание.
Выводы
Кажется, следующую версию, выходящую за рамки косметических изменений, теперь уже сложно представить. Действительно — совсем взрослая акустика. И технически сложная — но, как мне показалось, чуть менее капризная в плане усиления. Хотя его качество и количество лишними тут точно не будут.
Я бы не сказал, что проделанная между версиями работа — это работа над ошибками. Все-таки и предыдущая модель была достойной. Но в этом сегменте разница в нюансах очень значительна — и зачастую небольшие улучшения могут обойтись весьма дорого.
Если смотреть с такой позиции, то 801 D4 — это новая акустика. Слегка пригладили здесь, улучшили там, доработали еще где-то. А в сумме получился стройный звук, уже не такой подчеркнуто-силовой, как раньше, но детальный и быстрый; более точный и правильный бас, другая подача середины, да и ВЧ на общем фоне смотрятся и воспринимаются иначе. То есть звук повзрослел, стал более универсальным и жанрово-нейтральным.
Музыкальный материал
Bingo Miki & The Inner Galaxy Orchestra — Montreux Cyclone / Three Blind Mice — TBM-XR-5020 / XRCD Stereo
Joni Mitchell — Both Sides Now / Reprise Records — 9 47620-2 / HDCD Stereo
Psapp — The Only Thing I Ever Wanted / Domino DNO 095 / CD Stereo
Schnittke — Symphony №.1 — The USSR Ministry Of Culture Orchestra, Gennadi Rozhdestvensky / Грамзапись SUCD 10-00062 / CD Stereo
Shape Of Despair — Illusion's Play / Season Of Mist SOM 115 / CD Stereo
Various / Music composed by Nino Rota — 1999 / EMI Japan TOCT-24124 / CD Stereo
Wagner — Der Fliegende Holländer — Karl Bohm, Chor der Bayreuther Festspiele 1971 / Esoteric/Deutsche Grammophon ESSG 90229/30 / SACD Hybrid Stereo
3 244 000 рублей
Тип: 3-полосная АС с портом фазоинвертора
Динамики:
1x25мм (1 дюйм) алмазный купольный твитер
1x150мм (6 дюймов) FST СЧ-динамик с диффузором Continuum
2x250мм (10 дюймов) НЧ-драйвера с диффузором Aerofoil
Частотный диапазон: 13 Гц — 35 кГц, 15 Гц — 28 кГц ±3дБ от референсной оси
Чувствительность: 90 дБ
Гармонические искажения:
2-я и 3-я гармоники (90 дБ, 1 м на оси)
<1% 30 Гц — 20 кГц
<0,3% 100 Гц — 20 кГц
Номинальный импеданс: 8 Ом (мин. 3 Ом)
Рекомендованная мощность усилителя: 50–1 000 Вт на 8 Ом без клиппирования
Макс. реком. импеданс кабеля: 0,1 Ом
Размеры (ШхВхГ): 451х1 221х600 мм
Масса: 100,6 кг