Три релиза этой подборки объединяет современная академическая музыка, которая не знает жанровых границ и при этом звучит так, что любому профану все ясно. Новая искренность а-ля Арво Пярт? Возможно. Он тут появляется отголоском в произведении с характерным названием «Pärt: Fratres» из пост-метамодернистского цикла с недвусмысленным заголовком «Искусство аллюзий».

Вот, например, русская академическая музыка — причем не просто современная, а новейшая. Альбом «Баланс белого» — свежие произведения трех российских композиторов. А еще «переписанный» Паганини и прикладная кино- и театральная музыка Дмитрия Шостаковича, которая сегодня звучит очень странно! А начнем с дани уважения Валентину Сильвестрову — советскому авангардисту условной пяртовской плеяды.

Helene Grimaud «The Messenger»

Кажется, я об этом уже писал: французская пианистка Элен Гримо — из тех суперзвезд, которые могут не указывать на обложке альбомов, какие сочинения внутри. И названия у нее концептуальные, как у рок-групп. А что там под обложкой — сотрудничество с электронщиком Нитином Сони, Брамс, современный композитор или еще что-нибудь другое, — узнаете из рецензий, соцсетей и прямой рекламы рекорд-лейбла.

Чтоб не томить читателя, скажем сразу: здесь — резкое сочетание. Вольфганг Амадей Моцарт и Валентин Сильвестров. Как правило, совмещение в одном альбоме хрестоматийного произведения и новейшего, помимо коммерческих целей, имеет и художественно-эстетическую. Заигранная классика как бы светится новыми красками в отблеске нового, а современное предстает более человеческим, вписанным как минимум в традицию — пусть даже таким вот механическим способом.

В скобках заметим, что патриарх советского авангарда, номинант на американскую «Грэмми» и украинец по рождению Сильвестров — сам уже живой классик, без всяких кавычек.

Так вот, альбом красавицы-виртуоза Элен Гримо в этом смысле прямо-таки образчик жанра. 20-й фортепианный концерт Моцарта обрамлен его же «Фантазиями» ре-минор и до-минор — и вот до-минорная очень круто предвосхищает «Messenger» (для фортепиано и струнных) Сильвестрова.

И дальше во всем Сильвестрове — эдакое моцартовское послевкусие, тонкое и пикантное. Сугубо тональное произведение: четкие линии, разреженная атмосфера, где нужна особая виртуозность — сыграть хрупкость, будто выстроить башенку из тающих льдинок.

Spotify, Deezer, Tidal


Artyom Dervoed «Paganini & Koshkin»

Артем Дервоед — сейчас классический гитарист номер один в стране. Настоящий символ инструмента: Дервоед = классическая гитара, классическая гитара = Дервоед. Играет много: виртуозное и современное. В 2015 году выпустил на «Мелодии» очень сильный и длительный альбом с разнообразной испанской музыкой, совершенно не заигранной. Поинтересуйтесь, если пропустили.

С композитором Никитой Кошкиным у Дервоеда долговременное, прямо-таки стратегическое сотрудничество. И вот благодаря ему родился такой альбом. Точно по теме нашего обзора: старинное с новейшим. Концепция диска — гитара в струнных, в классических/академических формах. Конкретнее: концерт и квартет.

Квартет Кошкин сделал на основе Большой сонаты Ля-мажор Николы Паганини (для гитары в сопровождении скрипки). Получилась замечательно светлая камерная вещь с пикантными фольклорными (!) мотивами. Иногда возникает ощущение, что Дервоед играет балалаечным штрихом, хотя, возможно, я это туда «вслушал».

Авторское сочинение Кошкина — концерт «Мегарон». Собственно, здесь представлена его запись с концерта в Казани в ноябре 2017 года — играет Казанский камерный оркестр La Primavera под управлением. Яркое, эклектичное сочинение. От диссонансов (не без «шнитковщины») к романтичным напевам и почти эстрадной плавности и пышности оркестра. Как минимум — любопытно.

Spotify, Deezer, Tidal


Дмитрий Шостакович «Музыка для кино и драматического театра»

Какая странная «прикладная музыка»! А вот если не знать, что это Шостакович для кино и театра, то как такое воспринимать? И как фильмы («Гамлет», «Овод») и спектакли (снова «Гамлет», «Король Лир» и др.) воспринимались, когда за кадром/в зале звучит такое — то нежно-щемящее, то нарочито бравурное.

Но всегда — с «шостаковским» фирменным мелодизмом, силой через надлом, оптимизмом сквозь слезы… Интересные аранжировочные решения. Пикантные тембры: гнусавая гавайская гитара (Николай Степанов) из фильма «Златые горы» 1931 года. И другие сюрпризы.

Да уж, великим композитора делает не жанр, а… А что? Вот почему у Шостаковича столько разной музыки, но вся она пронизана каким-то единым настроением, бравурно-надломленная, как две стороны советской жизни при Сталине?

Два диска от «Мелодии» — эта как бы самая прикладная музыка. Исполняют who’s who советской серьезной музыки: Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР, Симфонический оркестр Московской государственной филармонии, Большой симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио, Государственный симфонический оркестр кинематографии, Ленинградский камерный оркестр старинной и современной музыки. Дирижеры: Геннадий Рождественский, Эмин Хачатурян, Николай Рабинович, Эдуард Серов. Записи: 1961, 1966, 1975, 1983–1985 годов, ремастеринг нынешнего 2020-го.

В общем, если вы всегда хотели слушать Шостаковича, но боялись, что он слишком серьезный и непонятный — вам сюда.

Spotify, Deezer, Tidal


Divertissement Chamber orchestra, Ilya Ioff, Lidia Kovalenko «White Balance»

Хочу сразу похвастаться: на обложке этого CD — фотография моей работы. Работа не хитрая: гулял в окрестностях Комсомольского проспекта, увидел тень на заборе бывшей спортшколы, запостил в инстаграм. Мой друг и глава лейбла Fancy Music Сергей Красин, увидев, попросил у меня использовать в оформлении нового релиза — «это то, что я искал!» Я радостно согласился. И… какая там музыка!

Довольно разные произведения совершенно разных композиторов. Давно известный Сергей Ахунов, модная и актуальная — не без налета скандальности! — Настасья Хрущева и, новое имя для меня лично, Анатолий Королев. Все вроде такие пост/метамодернисты, которые не стесняются быть понятными, пронзительными и щемящими.

Сугубый минимализм Хрущевой — как будто из кармана Павла Карманова: нервные мелодии в хрустально-прозрачном звучании. Заглавная «Баланс белого»: произведения Анатолия Королева, где скользящая мелодия набухает, как тяжелый, пронизанный ледяным свистом звуковой вал — и вновь сдувается до тишины. Тут можно вспомнить «экологического» Джона Лютера Адамса и глубокомысленно промолвить «enjoy the silence». Сработает.

Наконец, игры в традицию от Сергея Ахунова. «От» в прямом смысле: от Баха («Bach: Aria») и Моцарта («Mozart: Adagio») — обе из цикла «Art of Allusions» — до самого Ахунова и его киношно-романтичной до слезливости «Passacaglia».

Spotify, Deezer, Tidal