«Классика уже не та, что прежде». Такая парадоксальная мысль приходит в голову при знакомстве с очередным амбициозным релизом. Собственно, альбомы, которые наводят на сию мысль, я и включаю в свои обзоры. На самом деле, никаких парадоксов: и старинная музыка переосмысливается и становится современной, и всякий джазовый авангард сам становится классикой. Дело времени.
В нынешнем обзоре — музыканты, которых только формально можно отнести к какому-то жанру. Теренс Бланчард — джазмен? До мозга костей, даже рожден в Новом Орлеане, но это только часть его деятельности. Молодая консерваторская преподавательница Настасья Хрущева — академический композитор? Тоже только отчасти, с какого ракурса поглядеть. А 27-летние москвич Дмитрий Коган (скрипка) и швейцарец Кристоф Круазе (виолончель) — хоть и настоящие академические виртуозы, но вообще-то классический репертуар трактуют, так сказать, широко.
Terence Blanchard «Absence»
Виртуозный трубач и сверхплодовитый кинокомпозитор Теренс Бланчард создал амбициозный трибьют великому саксофонисту Уэйну Шортеру. Альбом записан с участием давнего бэнда трубача E-Collective и с привлечением академического коллектива Turtle Island String Quartet (мы о нем писали в связи с трибьютом Джону Колтрейну).
Киномузыка для Теренса Бланчарда — не просто отхожий промысел для денег. У него одна деятельность плавно перетекает в другую: альбом — как саундтрек, саундтрек — как джазовый альбом. «Absence» в этом плане — то ли кульминация метода, то ли отрицание. Он тут и там играет и свой материал, и чужой, и солирует, и даже местами не играет вообще!
Задумав оммаж старшему коллеге — когда 88-летний Шортер чувствовал себя неважно, — Бланчар решил: не годится просто взять и переиграть знаковые пьесы. Это мелко. «Уэйну бы не понравилось — сказал бы, свое сочини». Старших надо слушаться.
Из шортеровских тут, допустим, «Fall» — в оригинале на альбоме Майлза Дэвиса «Neffertitti». Там это такая минималистичная, тонкая вещь, где вся фишка в коде, когда труба Майлза эротично дышит прямо вам в ушко… Здесь же принцип: сделаем из крутой темы мощную классику. Тоже любопытно!
Однако и вправду круче свое. Лидер Turtle Quartet написал «The Second Wave» — тангообразная пьеса, тонкая и вкрадчивая. Кино!
Настасья Хрущева «Нормальная Музыка»
Питерский композитор Настасья Хрущева — персонаж интеллектуально-скандальный, причем скандальный — за счет своих мыслей и идей. Пишет для театра, перформансов и сотрудничает с рок-группами. При этом — преподаватель консерватории и носитель абсолютно русского мелодического дара. Хрупкая напевность ее мелодий — это что-то…
Метамодерн? Да хоть горшком назови! Вот так и назвала: «Нормальная музыка». Три цикла произведений: «Книга печали и радости», «Трио памяти невеликого художника», «Русские тупики–3» в исполнении автора и OpensoundOrchestra.
Кстати, недавно мне довелось видеть в Парке Горького, как это играет автор — с несколько глумливо-стервозным выражением лица. Кстати, пассажи непростые — всю эту напевность еще суметь выиграть надо. «Как говорил Стравинский, нельзя воспринимать музыку, не видя исполнителя!», —сказала она мне.
И действительно: на концерте музыканты начинают с паузы, которой действительно нет в записи. А потом откуда-то звучит то ли кошачий писк, то ли детский плач. И тут ты понимаешь, что это виолончель со скрипкой. Вот так вот. Нормальная музыка? Для ненормального времени — самое оно.
Даниил Коган «Шуберт, Шимановский, Шенберг»
Интересное, привлекательное и ценное в этом релизе – фамилия исполнителя. Дмитрий Коган — внук великого виртуоза Леонида Когана и Елизаветы Гилельс. Генетически талантливый, с элитарной музподготовкой: ЦМШ, Московская консерватория, призы международных конкурсов. Историческая фамилия — ценное приобретение, но не это главное. Потому что гораздо важнее тут качество исполнения и подбор произведений…
Три рифмующихся фамилии композиторов разных эпох и стилей — это вполне современный подход. Метамодерн, провозглашенный Хрущевой, в действии? По ощущениям — романтика во всем!
Насчет «Мифов» Кароля Шимановского и «Засохших цветов» Шуберта все понятно — так и должно быть. Просто красота. Но вот неожиданность — «Просветленная ночь» отца додекафонии Арнольда Шенберга в оригинальной редакции. «Ночь» тут — просто шедевр романтики. Слушал именно что ночью, при луне. Это субъективные ощущения, но попробуйте сами.
Christoph Croisé «The Solo Album»
Наверное, обзоры альбомов еще долго будут заканчиваться фразой «…а вот минималистичная программа, записанная дома в локдауне!». Радость-то какая! Но здесь действительно — не было бы счастья. Швейцарский виолончелист Кристоф Круазе рискнул записать сольный альбом с современными, модернистскими и даже авторскими произведениями.
Я знаю его давно и даже видел концерт в Баку (!). Кристоф — вундеркинд, рафинированный европеец, утонченный музыкант, и здесь он будто бы сражается с тишиной. Конечно, говорить про сольного скрипача или виолончелиста, что он-де звучит как целый ансамбль — это штамп.
Но тут и вправду такие произведения, да еще и мастерство Кристофа — иногда получается настоящее двухголосье. Явное или кажущееся, когда у тебя в голове один голос висит послезвучием-эхом, а на него уже наслаивается новый.
Но когда Кристофу надо сыграть одну ноту — тут он само одиночество. Сильные эффекты и непростые технические приемы. Хрестоматийная «Соната» Золтана Кодая — там такой же прикол, как в баховских сочинениях для сольной виолончели, требуется скордатура — перестройка струн во время игры. Но не заметишь никак — чистая модернистская романтика!
Также исполняются произведения Дьердя Лигети, Джованни Солимы и «Spring Promenade» самого Круазе. Мой фаворит — «Stonehenge» композитора-виолончелиста по имени Петер Пейтсик. Вот такое вот, наверное, мечтал бы играть Ричи Блекмор! Классная кельтская мелодия, которую Круазе исполняет с драйвом рок-гитариста.