Знакомство с внутриканальными наушниками Audeze iSine перевернули мое отношение к «планарам», показав, на что способен творческий подход. На базе громоздких и тяжелых излучателей разработчики Audeze сделали практически невесомые наушники, сохранив при этом все основные плюсы планарно-магнитной технологии. Audeze LCDi4 имеют аналогичную конструкцию, но принадлежат высшей лиге и стоят соответственно.

Новый взгляд

При схожести форм дизайн Audeze LCDi4 радикально отличается от iSine. Вместо хайтека мы видим стилизованную решетку, вдохновленную скорее маской для занятий кендо. А если приглядеться, в просветах решетки увидите фирменный контур буквы «А», как на больших наушниках серии LCD. Часть корпуса изготовлена из магниевого сплава, отчего наушники получили большую прочность без существенного увеличения массы.

Звуковод с рассеивателем Fazor внутри аналогичен моделям iSine, но внутренняя начинка у LCDi4 совершенно иная и базируется на технологиях полноразмерных флагманов серии. В частности, толщина диафрагмы у этой модели составляет 0,5 микрон, как и у LCD-4.

Акустическое оформление, естественно, полуоткрытое, дающее возможность окружающим оценить вашу любимую музыку, а вам — свободно общаться с людьми, не снимая наушников. В этом внутриканальные планары ничем не отличаются от других открытых моделей.

Сервировка

High-End-наушники — это не просто средство прослушивания музыки, но еще и стильный персональный аксессуар, который необходимо правильно подать. И в соответствии ожиданиям комплектация LCDi4 шикарна. Без преувеличения. Коробка, в которой поставляются наушники, обтянута коричневой кожей, и она вполне гармонично может разместиться на полке среди книг. Внутри коробки под акриловой крышкой располагается не менее солидная кожаная сумка для переноски, наполненная аксессуарами, а рядом выставлены на обозрение сами наушники. Ложемент наушников извлекается из коробки, предназначен он не только для красивой подачи, но для повседневного использования. Его боковые части выполняют функцию катушки — на нее наматывается кабель, после чего вся конструкция укладывается в сумку.

Штатный кабель имеет стандартный 3,5-мм разъем подключения к усилителю или плееру. Проводники используются не простые, а полностью соответствующие высокому статусу наушников: посеребренная ОСС-медь, усиленная кевларовой нитью. Впрочем, последнее в данном случае я бы не назвал обязательной процедурой, поскольку сама конструкция кабеля с плотной свивкой жил между собой уже отлично компенсирует любые осевые усилия, и кевларовая нить внутри служит не столько повышению прочности на разрыв, сколько приданию солидности техническому описанию.

В стандартную комплектацию входят два комплекта амбушюр, по три пары гладких и рифленых, а также две пары заушин разного размера. У наушников довольно большой диаметр звуковода, поэтому и размерный ряд амбушюр начинается скорее с размера M, а заканчивается где-то ближе к XL.

Все дело в ушах

Комфортность посадки наушников в ушах — личное дело каждого, ввиду вполне понятных физиологических отличий, поэтому хочу особенно обратить внимание, что, комментируя этот момент, я обращаюсь не столько к собственному опыту, сколько к концепции предлагаемой разработчиками. Создатели LCDi4 и iSine пишут, что наушники должны располагаться максимально комфортно, предостерегают от попыток усадить их в слуховой канал как можно плотнее и глубже. Они советуют подобрать амбушюры таким образом, чтобы наушники нигде не давили, сидели свободно и почти не ощущались. Небольшой шаг размерного ряда прилагаемых амбушюр вполне позволяет этого добиться.

После подбора нужного размера результат, скажу, получился весьма приятный — масштабный звук без дискомфорта в слуховых каналах. Одним словом, стремиться к исполнению рекомендаций однозначно стоит. Наушники LCDi4 хоть и не являются абсолютно невесомыми чисто физически, вполне могут быть такими по ощущению.

Под яблочко

Цифровой кабель Cipher, используемый для подключения наушников к разъему Lightning, является платной опцией, впрочем, его цена на фоне наушников совсем незаметна. По конструкции кабель аналогичен тому, что используется в модели iSine. Он включает в себя усилитель и цифровой процессор. Отличие версии кабеля для модели LCDi4 от кабелей iSine заключается в прошивке процессора, компенсирующей неравномерности АЧХ конкретной модели наушников. А если вы являетесь обладателем сразу двух разных моделей внутриканальных Audeze с цифровыми кабелями, определить, каким наушникам какой кабель принадлежит, получится на слух (при достаточном опыте) или посмотрев тип прошивки в приложении. Там же доступно обновление прошивки до последней версии. Прямая же функция приложения — эквализация с возможностью сохранить две настройки в памяти процессора.

При тестировании я использовал четырехкнопочный кабель круглого сечения. Пульт с функцией встроенной гарнитуры. Три кнопки имеют те же функции, что и в любой другой гарнитуре Apple, а дополнительная четвертая кнопка служит для отключения встроенного микрофона.

Во всю ширь

Поскольку наушники в штатной комплектации цифрового кабеля не имеют, прослушивания я начал с аналоговым кабелем, используя различные стационарные и портативные источники среднего и высокого класса качества. В плане мощности наушники оказались довольно неприхотливы и не демонстрировали прожорливость, типичную для больших «планаров». Усилителей, выдающих сотню мВт, вполне хватало.

Тем не менее эти наушники прилично играют даже с iPod-ом, никак не подчеркивая его слабые стороны — сходу и не поймешь, что играет слабый источник. Но стоит их подключить к серьезному компоненту, как разница становится очевидной — по разрешающей способности и классу звучания в целом модель LCDi4 играет на уровне своих старших полноразмерных собратьев. Другими словами, High-End-компонент в паре с этими наушниками не будет лишним, все же не зря они принадлежат к флагманскому четвертому поколению LCD.

Характер Audeze LCDi4 продемонстрировали типичный для «планаров», немного темный и теплый (но явно светлее, чем у iSine), комфортный, детальный, подобный полноразмерным моделям. Отличием же от большинства наушников серии LCD было большее количество верхних, лучшая передача воздуха и атмосферы записей.

Наушники выстраивают широкую и объемную звуковую сцену — ту самую, на которую способны только открытые модели. Бас отлично контролируется даже на не самых мощных портативных устройствах. Слушая записи, насыщенные разнообразными по характеру звучания басовыми партиями, я заметил, что воспринимаю знакомые треки точно так же, как при прослушивании их в накладных или полноразмерных динамических наушниках с калибром излучателя примерно 40 мм. Количество баса и масштаб звуковой сцены очень схожи, хотя LCDi4 имеют 30-мм диффузоры и ввиду специфики планарно-магнитной технологии их ход существенно меньше, чем у динамиков аналогичного размера. Необходимый эффект достигается благодаря тому, что звуковая волна полностью и без потерь перенаправляется прямо в слуховой канал.

С каким бы музыкальным материалом ни работали наушники LCDi4, они легко раскрывали его художественную и эмоциональную составляющую. Уже заслушанный до дыр альбом PLC «Восход» я прослушал от начала и до конца. Он звучал настолько выразительно, что выключить его на середине было бы столь же грубо и бестактно, как прервать искренний и открытый разговор с живым человеком. Не менее увлекательно звучали фриджаз, металл, прогрессивный рок, современная академическая музыка. Любые сложные жанры LCDi4 подавали легко, понятно, комфортно, а главное — очень естественно.

Несложный выбор

Наличие под рукой цифрового кабеля неизбежно сподвигло на эксперименты, причем трехсторонние: подключение наушников к iPod Touch с помощью цифрового и аналогового кабеля, а также подключение наушников аналоговым кабелем к референсной стационарной системе. Так вот, если оставить эквалайзер в нулевом положении и сравнить «цифру» с любым из вышеупомянутых аналоговых источников, можно услышать, насколько связка LCDi4 и Cipher нейтральна в плане тонального баланса. Неравномерности АЧХ сглаживаются на уровне прошивки, благодаря чему наушники получают возможность раскрывать тонкие, едва заметные нюансы в интонациях музыкантов.

Например, LCDi4 и Cipher очень достоверно отыграли легкие и позитивные нотки, неизменно присутствующие в голосе Марка Нопфлера эпохи Dire Straits, а потом без какой-либо перенастройки эквалайзера и столь же убедительно воспроизвели темное депрессивное настроение альбома «Ultra» Depeche Mode, попутно делая мутную и гулкую басовую линию вполне разборчивой и понятной буквально по нотам. В вопросе успешности борьбы с гулкостью баса еще одним весьма показательным контентом стал альбом U2 «Songs of Innocence». LCDi4 сохранили фирменный густой и объемный саунд, добавив разборчивости и правильно расставив акценты. По разрешению в связке с Cipher наушники существенно превосходят аналоговое подключение, например, к iPod Touch и довольно близки к тому, что можно услышать, подключившись к референсной системе.

Сочетание ровного тонального баланса и высокой детальности, к которым добавляются отличная макро- и микродинамика, дают любимый аудиофилами реализм. Шум океана в центральной части композиции Фаррелла Уильямса «Lost Queen» не похож на невнятное шипение и плюханье, как это бывало в наушниках классом ниже, и воспринимается весьма однозначно. К тому же перекатывание волн хорошо локализуется в пространстве, так что вполне можно было представить себя сидящем на берегу залива где-нибудь в Калифорнии. А чтобы телепортироваться в Скандинавию, причем сразу на выступление местного кабаре, достаточно было переключиться на записи Katzenjammer. Эффект присутствия потрясающий, будто бы действительно сидишь в душном зале с тяжелыми портьерами, на фоне которых проходит ежевечернее «яркое и ослепительное шоу».

Звучание «Moody's Mood For Love» Эми Уайнхаус при использовании аналогового подключения к iPod Touch было мягким, комфортным, расслабляющим, с немного гулким округлым басом. При использовании цифрового кабеля существенно возросла детальность; бас стал исключительно четким, контролируемым, идеально сфокусированным, значительно более разборчивым; интересно заиграли остальные инструменты, а вокал Эми обрел должное интонационное и тембральное богатство. Нечто похожее (с чуть большим количеством деталей и большей выразительностью) продемонстрировала и референсная система, но это были два солидных компонента, общая стоимость которых превышала стоимость самих наушников!

Смена контента лишь подтвердила первые впечатления. Будь то The Beatles или Dream Theater, Чайковский или Sia, цифровой кабель неизменно гарантировал лучшее разрешение и абсолютный контроль НЧ-диапазона, в то время как с аналоговым подключением были возможны разные результаты. Чистую победу аналог одерживал только в том случае, если стоимость источника и усилителя была сопоставима со стоимостью наушников.

Измерения

Как и в случае с iSine, LCDi4 отлично разместились в искусственном ухе стенда. Измерения проводились с помощью аналогового подключения, поэтому в графиках не учтены коррекции АЧХ, которые обеспечивает цифровой кабель.

Даже без коррекции АЧХ LCDi4 ведут себя практически линейно вплоть до 2,5 кГц и к тому же имеют хорошую отдачу после 10 кГц. И то и другое является отличным показателем для любых планаров и, пожалуй, лучшим среди всех Audeze, которые попадали на мой измерительный стенд. Также стоит отметить высокую степень идентичности левого и правого каналов.

В основной части частотного диапазона график искажений попадает в коридор 0,1-0,2%. Небольшие выбросы на ВЧ не достигают и 0,5%, а единственный выход за пределы 1% касается зоны АЧХ ниже 25 Гц. Такой график вполне можно считать эталонным и брать за точку отсчета при оценке других моделей. Неудивительно, что наушники настолько чисто играют.

Выводы

Audeze LCDi4 — это тот редкий случай, когда ценник в 200 тысяч рублей за внутриканальные наушники кажется оправданным. Уровень вполне соответствует, к тому же мы получаем исключительное сочетание масштабности звуковой картины и компактности самих наушников. В отличие от больших планаров, LCDi4 нормально играют даже с маломощными усилителями, в том числе с портативными плеерами. Возможность превратить обычный iPhone в High-End-источник путем добавления недорогого цифрового кабеля — это отдельная история.

По итогам длительного прослушивания я не ощутил дискомфорта или усталости не только от звучания, но и от самого факта присутствия наушников в ушах — напротив, мне не хотелось с ними расставаться. Тестовое прослушивание завершилось лишь потому, что я полностью посадил аккумулятор своего iPod touch.

Учитывая фактически открытое акустическое оформление, сфера применения LCDi4 весьма узка: их можно слушать с комфортом в тех же условиях, что и полноразмерные открытые наушники. В чем же тогда преимущество LCDi4? Я вижу как минимум два особенно значимых: во-первых, эти наушники совместимы с гораздо большим количеством как стационарных, так и портативных усилителей, а во-вторых, они позволяют получить качественный «планарный» звук, не водружая себе на голову конструкцию весом больше полкилограмма.

Высокое разрешение, выразительное и хорошо сбалансированное звучание, сочетание широкой сцены и полновесного масштабного баса, совместимость с маломощными источниками, возможность использования Lightning-кабеля

Открытая конструкция ограничивает сферу применения, нет цифрового кабеля с micro-USB

Audeze LCDi4

200 000 рублей

Тип: внутриканальные

Акустическое оформление: полуоткрытое

Излучатель: планарно-магнитный, 30 мм

Диапазон частот: 10-50000 Гц

Подводимая мощность: 50-1000 мВт

Пиковая мощность: 3 Вт

Искажения: менее 0,1%

Импеданс: 35 Ом

Чувствительность: 105 дБ/1 мВт

Масса: 20 г