Компания Canton уже давно использует металл для изготовления диффузоров, поэтому в определённом смысле ее можно считать экспертом в данной области. После разделения серии Chrono на два независимых друг от друга модельных ряда, акустика с титановыми диффузорами получила несколько видоизменённый дизайн и название Chrono SL, а классические алюминиевые динамики достались моделям, сохранившим изначальное название Chrono. Последние не так давно претерпели эволюционные изменения, и именно в них нам предстоит разобраться.
Капля изящества
Внешний вид модели 519, казалось бы, мало чем отличается от модели 509 предыдущего поколения: узкие высокие корпуса и много алюминиевых динамиков на фасаде выглядят знакомыми. Но приглядевшись, нельзя не отметить, что каждая деталь добавляет новой версии стиля. Алюминиевые фланцы динамиков получили черное анодирование с блестящей фаской, срезанной алмазным инструментом. Смотрится эффектно. Проставки между основной частью корпуса и подиумом — это теперь не цилиндрические «слоновьи» ножки, а небольшие блестящие конусы. Конструкция сразу стала выглядеть легче. Можно предположить, что и некую дополнительную виброразвязку эти конусы тоже дадут.
Сочетание глянцевого лакового фасада с матовой пленкой, которая даже вблизи похожа на полированный шпон, довольно удачно. Черный тканевый гриль прикрывает фасад полностью, что позволяет менять внешний вид колонок одним движением. Мне, например, также понравилось наличие второго набора крепежных отверстий для его хранения на задней стенке акустики. А то каждое снятие гриля обычно превращается в проблему «куда же его пристроить?»
Высокая плотность
Корпуса акустики Chrono 519 изготовлены из ДВП высокой плотности (HDF): материал этот тяжелее привычного МДФ. Внутренняя конструкция была усилена, а наружные габариты и фазоинвертор, направленный в подставку, идентичны предыдущей версии акустики. Своим традициям Canton не изменила и во многих других вопросах. Модель имеет три полосы с расположением СЧ-излучателя над твитером. В басовой секции работают два одинаковых 180-мм излучателя с алюминиевыми диффузорами и подвесом волнообразного профиля. Двойной изгиб резинового подвеса обеспечивает большой свободный ход без выхода из поршневого режима. Замечу, что при нажатии на диффузор двигается он достаточно легко. Обычно такое решение даёт хорошую микро- и макродинамику и в целом влияет на звук положительно. Для расширения басового диапазона вниз в кроссовере используется дополнительная корректирующая цепь.
СЧ-динамик оснащен алюминиевым диффузором несколько иной формы, но точно такого же размера, как и у низкочастотника. Примечательно, что центрирующая шайба у СЧ-драйвера значительно более упругая и не позволяет диффузору перемещаться столь же легко и свободно. Это даёт больше контроля и точности, но ценой тому может стать снижение микро- и макродинамики. В силу специфики режима работы среднечастотника большой ход ему не нужен, но, тем не менее, в конструкции используется тот же мягкий волнообразный подвес, что и в басовиках.
Производитель заявляет, что даже при малом ходе излучателя обычный подвес полукруглого профиля нагружает края диффузора и может деформировать его при работе. Это проявляется не так значительно, как на басовике, но всё же эффект имеет место быть (что можно увидеть с помощью современных измерительных средств). Вот и думай теперь, то ли это действительно влияет на звук, то ли производителю просто удобно было заказать один и тот же подвес на все типы динамиков. Без лазерного измерительного стенда типа Klippel это никак не проверить.
Твитер имеет купол из алюминиевого-марганцевого сплава. Оформлен он в неглубокий рупор и скрыт металлической сеткой, на которой изнутри установлена небольшая акустическая линза. Работа ВЧ-звена начинается достаточно высоко с отметки 3 кГц, но и заканчивается далеко за пределом слышимости на 40 кГц. Фактически это и твитер, и супертвитер одновременно, поэтому, слушая HiRes, можно быть уверенным — сверхвысокие частоты в записи присутствуют не зря.
Металл и музыка
Принято считать, что акустика с металлическими диффузорами имеет характерную окрашенность. Нередко и мне приходилось слышать жесткий и звонкий саунд от колонок с алюминиевыми динамиками, однако в этом вопросе всё зависит лишь от того, удалось ли производителю справиться с резонансом диффузора или нет. Chrono 519 выраженного металлического звука не имеют. Нет характерных призвуков, какой-то яркости или звона на верхних частотах. При этом тональный баланс ровный на зависть многим.
Теперь о плюсах использования металла. Малый вес и плотная жесткая поверхность диффузора позволили получить исключительную детализацию. С первых звуков акустика впечатляет точностью и педантичностью, с которой она отрабатывает каждую ноту. Даже записи, изначально сделанные по принципу «а давайте-ка всё свалим в кучу, да гитар с дисторшн наложим побольше» с Chrono 519 становятся понятны настолько, что не составляет труда отследить каждый инструмент в отдельности.
Бас не только быстр, но и предельно точен. Любители металла и классического рока должны оценить эти свойства по достоинству. Мне очень понравилось звучание и первого альбома Black Sabbath 1970 года, и дебютный альбом группы Kingdom Come 1988 года, и современный релиз Megadeath «Dystopia» 2016 года, каждый из которых имеет типичный для своего времени характер звучания.
Популярный тестовый трек Brombo от Брайана Бромберга и Акиры Джимбо поражает четкостью, ритмичностью и детальностью. Слышно каждый призвук контрабаса, каждое прикосновение к струне, а удар барабанов словно прибивает слушателя к креслу. Трек звучит очень энергично и драйвово. Аналогичный эффект возникает при прослушивании записей Кристиана МакБрайда: разрешение высокое, отлично слышно призвуки инструмента, щипки и прикосновения пальцев к струнам и деке, даже дыхание музыканта и посторонние шорохи. При этом хорошо передаётся энергетика исполнения.
Любая качественная запись впечатляет обилием деталей. «Sad old red» группы Simply Red звучит просто превосходно: басовые ноты идеальны, без намёка на затянутость или кашу, прекрасная ритмика во всём диапазоне, артикулированный вокал. Отлично играет любая сэмплированная и электронная музыка, имеющая четкие ритмы и синтетический характер звучания. Классика воспроизводится академично, масштабно, точно, с хорошим разделением инструментов и вниманием к деталям, а концерты можно разбирать буквально по партитурам. На классике стало особенно ощутимо, насколько хорошо выстраивается звуковая сцена, и то, что звук совершенно не привязан к акустике.
Колонки Chrono 519 в значительной степени универсальны и хорошо воспроизводят любой музыкальный материал, включая старые записи невысокого исходного качества. Единственное чего мне немного не хватило в звуке — это тембрального богатства в СЧ-диапазоне. Так, например, мужские голоса, вроде Адриано Челентано или звуки виолончели звучали немного упрощенно: есть чёткие основные ноты, но мало сопутствующих призвуков и ревербераций. Обычно СЧ-диапазон звучит более насыщенно и богато.
Возможно, это эффект чисто психологический, ведь чем больше информации поступает в уши, тем меньше всего приходится додумывать мозгу. Так или иначе, звучание периодически казалось прохладным и аналитичным. Если Мак Брайд или Simply Red звучат очень интересно и музыкально, зажигательные композиции Горана Бреговича получались несколько сдержанными, не такими яркими, какими я привык их слышать.
Практическая часть
В заключение стоит сделать несколько технических замечаний. Устанавливать акустику лучше всего по классической схеме, формируя равносторонний треугольник и направляя ось излучения на слушателя. Подходящий размер помещения 20-40 квадратных метров. Дополнительной НЧ-поддержки в виде сабвуфера не требуется: это тот случай, когда попытки улучшить с наибольшей долей вероятности приведут к обратному эффекту. Пара небольших НЧ-динамиков вполне справляются со своей работой и обеспечивают звуковое давление, превышающее ожидания.
Дисперсия у Chrono 519 довольно специфическая. Если перемещаться в горизонтальном направлении, характер звука и ощущение сцены меняются плавно. Получается и однозначная точка фокуса, и вполне приемлемая зона комфорта ещё для двоих слушателей. В вертикальном направлении дисперсия заметно уже. Особенно заметно изменение звука при посадке выше уровня твитера. Оптимально будет расположиться так, чтобы уровень ушей был на уровне или чуть ниже его высоты.
Тестовый комплект аппаратуры, состоявший из SACD-проигрывателя Denon DCD-2020AE Denon PMA-2500NE и кабелей InAkustik, со своей задачей вполне справлялся. В качестве альтернативы можно рассмотреть компоненты, обладающие не менее детальным и не менее быстрым саундом, иначе возможности акустики будут раскрыты не полностью, а она при своём бюджете имеет весьма внушительный потенциал.
Итог
Совершенно однозначно могу сказать, мне понравилось, как звучит Chrono 519. По характеру акустика близка к тому, что принято называть мониторным звуком, и располагает к созерцательному, аналитичному прослушиванию. Звук при этом совершенно не скучный. Перебирая любимые диски, можно получить немало удовольствия от точного и подробного звучания той или иной музыки. Есть ощущение, что Chrono 519 стремятся максимально нейтрально и точно воспроизвести каждый имеющийся в записи звук. Этакая педантичность, возведённая в абсолют. При ровном тональном балансе хочется отдельно выделить работу Chrono 519 в НЧ диапазоне. Нечасто приходится слышать настолько четкий и ровный бас.
Быстрый и чёткий звук, отлично контролируемый бас, ровный тональный баланс, удобные крепления для грилей
Подача музыкального материала временами прохладная и отстраненная, неравномерная дисперсия по вертикали
109 990 рублей
Акустическое оформление: фазоинвертор
Диапазон частот: 20-40000 Гц
Количество полос: 3
ВЧ динамик: 25 мм, алюминиево-магниевый с акустической линзой
СЧ динамик: 180 мм, алюминиевый с волнообразным подвесом
НЧ динамик: 2х 180 мм, алюминиевый с волнообразным подвесом
Частоты раздела: 300 и 3000 Гц
Мощность: 160 Вт (номинальная) / 320 Вт (максимальная)
Чувствительность: 88,3 дБ
Импеданс: 4-8 Ом
Габариты: 250х1050х300 мм
Масса: 21 кг