С появлением объектно-ориентированных звуковых форматов — в первую очередь, конечно, Dolby Atmos — создатели ресиверов явно воспряли духом. Дополнительные каналы, сложные системы калибровки и управления — отличный повод для создания целых линеек новых мегапродвинутых аппаратов. Но как быть тем домашним кинотеатралам, которые в силу жилищных и/или финансовых обстоятельств не могут потратить на ресивер пару тысяч долларов и еще тысячу вложить в установку правильной потолочной акустики?
В качестве ответа на этот вопрос, Pioneer и создал совсем не дорогой аппарат, в списке возможностей которого, тем не менее, можно заметить логотипы не только вездесущего Dolby Atmos, но даже Dolby Vision.
Pioneer VSX-534 — младший представитель нового поколения ресиверов Pioneer VSX, получивших цифру четыре в конце обозначения модели. Кое-кто наверняка помнит, что помимо «пятисотой» серии не так давно в каталогах фигурировала и еще более бюджетная «трехсотая», однако аппарат VSX-334 анонсирован пока что не был.
Итак, перед нами AV-ресивер, построенный по классической пятиканальной схеме. В последнее время она быстро становится признаком аппаратуры начального класса. Причина понятна: даже для аппаратуры среднего уровня верхние звуковые каналы сегодня, как говорится, must have. К тонкостям иммерсивного звука мы еще вернемся, а пока проведем внешний осмотр нашего испытуемого.
По дизайну Pioneer VSX-534 — классический хай-файный компонент, доступный исключительно в черной отделке. Для современного ресивера он достаточно невысок — 14,8 см, что, кстати, почти на два сантиметра ниже его предшественника.
Черный матовый фасад украшен двумя внушительными барабанами селектора входов и регулятора громкости. Одним словом, оформление самое что ни на есть традиционное. Впрочем, внешние намеки на прогрессивную схемотехнику тоже имеются. Во-первых, на дисплее появился крупный индикатор «4К», обозначающий работу с сигналами сверхвысокого разрешения, а во-вторых, рядом с кнопками имеется наклейка с перечислением ключевых продвинутых функций. Знаю, что некоторые так и оставляют подобные шильдики красоваться на передней панели.
И наличник, и регулировочные ручки, конечно же, пластиковые, однако качество их формовки безупречно. Разве что при попытке повернуть внушительный барабан тактильно ощущается его легкость и пустотелость. Но там, где металл действительно нужен, он есть. Например, из него выполнены разъемы наушников и калибровочного микрофона.
Zone B и Зона Б
Взглянув на заднюю панель, я в первый момент немного опешил: винтовых клемм для подключения АС там оказалось всего две пары. Но в следующую секунду все стало на свои места. Все пять акустических терминалов на месте, просто центральная и сурраунд-колонки коммутируются с помощью пружинных зажимов. На мой взгляд, учитывая ценовую категорию, ничего предосудительного в таком решении нет. Ведь очень маловероятно, что кто-то из потенциальных покупателей VSX-534 будет подключать к нему тыловые колонки проводом толще полутора «квадратов».
Зато выходов на сабвуфер обнаружилось целых два. Но как позже выяснилось, сигнал на оба выводится один и тот же, а потому надпись «5.2 Channels» на вышеупомянутой наклейке не означает умения декодировать два раздельных LFE-канала.
Внимательно нужно отнестись и к соседней паре тюльпанов, промаркированных как «Zone B». Формально никакого подвоха в данном обозначении нет, с той лишь оговоркой, что в «Зону Б» будет отправлен тот же сигнал, который в данный момент воспроизводится на фронтальных каналах Зоны А. То есть перед нами типичный выход предусиления — между прочим, штука для данной ценовой группы довольно редкая и полезная. И не столько для организации второй зоны, сколько для более качественного усиления основных каналов отдельным мощником.
Правда, при работе на данный выход звуковой тракт в обязательном порядке переключается в стерео, так что использовать внешнее усиление в режиме домашнего кинотеатра не получится. А еще в инструкции предлагается использовать порты Zone B для подключения беспроводных наушников. Логичное решение, особенно если у вас завалялись качественные уши с базовой станцией, поддерживающей линейный вход.
У других терминалов никаких экзотических особенностей не обнаружилось. Все четыре входа и один выход HDMI соответствуют стандарту 2.0, то есть способны работать с видеосигналом вплоть до 4096х2160р/60 Гц/12 бит (в формате YCbCr 4:2:0). Приятно, что рядом с коннекторами HDMI обнаружился и разъем питания USB, а значит никаких проблем с подключением донглов вроде Chromecast не предвидится.
HDMI и паспорт
С началом ходовых испытаний одна особенность портов HDMI все же проявилась. Дело в том, что по умолчанию они работают в режиме версии 1.4, а значит не пропускают сигналы 4К HDR при кадровой частоте свыше 30 Гц. И это правильно, поскольку высокоскоростной цифровой поток на старой аппаратуре или плохих проводах может привести к непредсказуемым проблемам.
Как преодолеть данное ограничение, подробно описано в отдельном листочке, вложенном в упаковочную коробку. Кстати, полной инструкции по эксплуатации там не обнаружилось, и, судя по всему, она существует только в электронном виде. Уж не знаю, может, для кого-то это и проблема, но я давно храню мануалы ко всей домашней технике в облаке — это куда удобнее, чем рыскать в их поисках по полкам и ящикам.
Что касается входных сигналов, то VSX-534 способен прозрачно коммутировать потоки Ultra HD в HDR10 или HLG, а также принимать Dolby Vision. В какой формат он преобразуется на выходе, официально не сообщается, и не удивлюсь, если его полное пропускание будет анонсировано вместе с одним из грядущих обновлений прошивки. Повышать разрешение входного потока до 4К наш герой тоже умеет, однако я бы доверил эту работу самому телевизору или проектору. Они лучше знают, как правильно адаптировать картинку для собственной матрицы — проверено.
Dolby Atmos реальный и виртуальный
Теперь о звуке. На все том же шильдике указана мощность 150 Вт на канал, но данный показатель получен при работе единственного канала на сигнале в 1 кГц и при искажениях 10%. Более реалистическое значение нашлось в документации — 80 Вт/канал (2 канала, 8 Ом, 20 Гц — 20 кГц, THD <0,08%).
Аудиосигнал может подаваться на ресивер посредством аналоговых линейных входов или S/PDIF (оптика или коаксиал). Функционалом внешнего USB-ЦАПа аппарат не наделен — по рангу не положено. Зато Bluetooth на месте, его модуль поддерживает кодеки SBC и AAC. Жаль, что обошлось без aptX — учитывая отсутствие сетевых приложений в самом ресивере, смартфоны для прослушивания музыки к нему будут подключать достаточно часто.
По HDMI аппарат может принимать практически любые форматы окружающего звучания, а вот как он будет их интерпретировать, во многом зависит от расположения акустических систем. Например, если в комнате установлены потолочные колонки (или АС, работающие на отражение), то возможен режим 3.1.2, в котором зрители получают два полноценных канала Atmos — правда, ценой отсутствия тылового окружения.
Если же такая жертва покажется чересчур радикальной, на помощь придет режим Dolby Atmos Height Virtualizer. В нем звуковая информация верхних каналов распределяется между передними, задними и центральной колонкой так, чтобы, насколько возможно, расширить вертикальную составляющую звуковой сцены.
О работе виртуалайзера скажу следующее: пространства над головой действительно становится чуть больше, и если вы уж совсем никак не можете использовать верхние или отражающие спикеры, то это однозначно лучше чем ничего. Но если вы ждете от фильма реалистичного пространственного позиционирования, лучше подняться по модельной линейке на пару ступеней вверх. Не забудьте при этом, что в русскоязычных дорожках голливудских фильмов никакой Atmos нам не светит в принципе.
Однако, возвращаясь к VSX-534, можно констатировать, что он предоставляет такие возможности для построения виртуального пространства, какие обладателям пятиканальных систем еще пару-тройку лет назад просто не снились. Кстати, не последнюю роль тут играет система автокалибровки МСАСС. Она, среди прочего, даже позволяет подстраивать фазу излучения сабвуфера. И это в аппарате стоимостью меньше 30 000 рублей!
Звук и вывод
Если говорить о звучании усилительного тракта в общем, то для своего класса оно оказалось на удивление динамичным и детализированным. Не зря разработчики построили цифровой тракт на вполне приличном ЦАПе Velvet Sound AK4438 от Asahi Kasei Microdevices.
Микродинамика высоких частот и линейность вокального диапазона не претендуют на аудиофильские высоты, но в рамках бюджетного домашнего кинотеатра этот ресивер способен на главное — выжать абсолютный максимум даже из самой незатейливой акустической конфигурации. С другой стороны, он способен полноценно работать в связке с самыми продвинутыми источниками и системами отображения.
Главное, не забывайте периодически обновлять прошивку, ведь тот же Dolby Atmos Height Virtualizer появился только в третьей ее версии. Кто знает, чем Pioneer порадует нас в следующий раз?
Поддержка самых современных звуковых и видеоформатов, живой и детальный саунд, продвинутая и эффективная система автокалибровки.
Bluetooth не поддерживает aptX, выход предусиления не работает при многоканальном режиме основного тракта.
28 990 рублей
Количество каналов: 5.1
Мощность: 135 Вт/канал (1 канал, 6 Ом, 1 кГц, THD 1%); 80 Вт/канал (2 канала, 8 Ом, 20 Гц — 20 кГц, THD <0,08%)
Частотный диапазон (Pure Direct): 10 Гц — 100 кГц (+1/-3 дБ)
Сигнал/шум: 109 дБ
Чувствительность/импеданс входов: 200 мВ/47 кОм
Частотный диапазон (наушники): 10 Гц — 100 кГц
Мощность (наушники): 2х80 мВт (32 Ом, 1 кГц, 10% THD)
Импеданс наушников: 8–600 Ом
Беспроводная коммутация: Bluetooth v. 4.2 (A2DP/AVRCP), кодеки SBC/AAC
Форматы аудио: Dolby Atmos, Dolby TrueHD, Dolby Digital Plus, DTS:X, DTS-HD Master Audio, DTS-HD, DTS 96/24, DTS-ES, DTS Express, DSD (PCM Conversion Input), PCM
Потребляемая мощность: 465 Вт
Габариты: 435х148х321 мм
Масса: 8 кг