Вот живем спокойной меломанской жизнью с вертушкой из крепкой середины и картриджем приличным, слушаем музыку в удовольствие и перемен не ищем. До поры... В нашем деле слышать и читать о чем-то весьма увлекательно, но шанс личного знакомства с легендарными источниками не оставляет равнодушным, тем более, если эти проигрыватели винила не слишком доступны. Scheu Analog как раз из таких.

Застенчивость, или даже робость, заложенные в имя, данное от рождения, должны по идее влиять и на судьбу его носителя («Scheu» — пер. с нем. робкий, застенчивый). В действительности все не так. Главный посыл Томаса Шоя, основателя Scheu Analog — Passion for tinkering, то есть буквально «увлечение мастерить» — привел к рождению необычного семейства. Проигрыватели Scheu Analog отличает неординарная внешность и конструкция, они исключительно требовательны к настройке и окружающим компонентам системы.

Переходим к главному герою нашей истории. Итак, продвинутый слесарь-инструментальщик и талантливый музыкант Томас Шой создал свой первый агрегат в 1985 году. Я бы еще добавил, что и дизайнером Томас был выдающимся. Вот несколько любопытных фактов из истории для начала.

Шаг первый: Вздорные братья и Galibier Quattro Supreme turntable

Жил да был однажды в Америке скрипичных дел мастер. И были у него два вздорных и неуживчивых брата-близнеца: Джон и Рудольф. И все, что у них из рук выходило, напоминало гитару, пока однажды неизвестный им немец Томас Шой не выложил на сайте «Do-it-yourself audio community» предложение по продаже кит-комплектов для проигрывателей винила. Публика по достоинству оценила уровень изделий при весьма разумной стоимости, что подтолкнуло Томаса открыть полноценное производство, а американских товарищей подвигло в результате на создание весьма неординарной вещи.

Galibier Quattro Supreme turntable

Что-то неуловимое, робкое и застенчивое здесь присутствует, не так ли?

А вот еще интереснее!

Тонарм Томаса Шоя Scheu Analog Cantus

Шаг второй: Как совет знатоков помог покорить мир аналога

Ну а что наш Томас?

Обсуждение с американскими знатоками-виниловодами его затей и реализаций укрепило намерение Мастера двигаться дальше. Его непреодолимое стремление сделать нечто, коренным образом отличающееся от привычного образа виниловой вертушки, опираясь на знание материаловедения и исключительную личную изобретательность, и привело в конечном итоге к созданию разветвленного семейства проигрывателей Scheu Analog. Томас как-то заметил, что конкуренты нередко пытаются повторить или даже просто скопировать его решения, но терпят фиаско, когда речь заходит о настоящем качестве. Тем более они уступали в конкурентной цене, не учитывая все свойства процессов изготовления и подбора характеристик материалов. Кульминацией этих усилий Томаса стала победа в номинации The Absolute Sound — Golden Ear Award («Золотое ухо») в 2001 году за проигрыватель Premier Mark II.

Нам в руки волею счастливого случая попали два следующих экземпляра: Scheu Analog Premier MKIII и Scheu Analog Cello Classic Line Timbre.

Проигрыватель Scheu Analog Premier MKIII
Проигрыватель Scheu Analog Cello Classic Line Timbre

Последняя модель появилась уже после преждевременного ухода Томаса в лучший мир, но как сказала его супруга Улла: «Мы всегда стремились держаться корневых идей и изначальных концепций Томаса при каждой очередной инновации».

Шаг третий: Приключения неофита

Фанатское описание ощущений от настройки и прослушивания серьезной техники — дело неблагодарное. Однако, возможно, кому-то это будет полезно и позволит избежать ошибок и лишних трат.

Скажу сразу, что правильно связать мононить с первого раза ни у кого из новичков не получилось, а прилагаемые инструкции по сборке составлены так, что у вас точно выйдет автомат Калашникова, а не Шой. Сопровождение необходимо, и тренер должен быть опытным. При этом на сборку Premier, даже весьма продвинутым пользователем и автором ряда тестов этих аппаратов, ушло более трех часов, из которых львиная доля времени досталась родному 12-дюймовому одноопорнику. Здесь следует заметить, что для этого тонарма Classic MK II 12'' очень неплохо подходит Denon DL-103, якобы Шой под этот картридж его и задумывал. При этом у хозяина Premier имеется новый DL-103D в коробке из японского шкафа.

В случае с Timbre от установки родных тонармов производителя отказались. В том числе и по этой причине, и по фактическому отсутствию у поставщиков здесь у нас. Но если вы обратитесь к берлинской конторе дилера, то, изрядно потерпев, получите полное удовольствие и незабываемые впечатления. Тонарм у Premier не имеет держателя или фиксатора вообще и скромно покоится на крохотной платформе микролифта. Могу только сказать, что наблюдавший весь процесс сборки и настройки владелец Premier весьма задумчиво подводил тонарм к пластинке в первый раз.

Подшипник — азотированный и полированный, одноточечный с заостренным наконечником и соответствующим ему углублением в самом профиле трубки тонарма. Положение трубки тонарма балансируется расположенными по бокам короткими резьбовыми удлинителями, большие накатные гайки задействованы как горизонтальные регуляторы баланса. Такая конструкция дает крайне низкое трение. Противовес состоит из двух частей. С помощью винта можно очень просто отрегулировать высоту тонарма. Грубая регулировка прижимной силы звукоснимателя производится перемещением грузика-противовеса вдоль трубки тонарма, а точная — вращением его хвостовой части. Сложно? Но оно того стоило!

Про Premier хочу добавить, что его пространственная конструкция в форме бумеранга с двумя консолями под тонармы явно требует вокруг себя пространства при установке.

С Timbre дела обстояли и проще, и сложнее. Classic mark II 10'' был отвергнут, родной Cantus тоже, да и в городе с окрестностями их не оказалось, поэтому и по ряду иных причин был выбран Jelco SA750EB 10.5''. Мотивации следующие: стол позволял поставить «десятидюймовку», кроме того, масляное демпфирование, используемое в верхней модели тонармов Jelco, положительным образом сказывается в борьбе с нежелательными резонансами и призвуками, изолируя звукосниматель от вибраций всех узлов проигрывателя. При таких условиях тонарм ни механически, ни электрически не оказывает влияния на амплитудно-частотную характеристику головки звукоснимателя. Также нейтрализуются собственные резонансы подвижной системы. Вот!

Модель также отличается рекордно низким показателем горизонтальной угловой погрешности. Для снижения неравномерности нагрузки на узел развязки тонарма производитель пошел по традиционному пути — основная масса моделей имеет S-образный форм-фактор рычага. Известно, насколько «задушено» могут звучать тонармы с карданной развязкой. В случае с Jelco используется запатентованный механизм «One point cross suspension», что по некоторым параметрам приближает эти японские тонармы к семейству одноопорных Scheu (в нашем случае это важно).

В работе тонарма значимым фактором является скатывающая сила, которая возникает у изогнутых тонармов, вращающихся вокруг вертикальной оси. В тонармах от Jelco для результативной борьбы с этим паразитным фактором предусмотрен эффективный и менее пугающий пользователя механизм антискейтинга, чем у Mark II. Виктору Горбатову в случае с проигрывателем Timbre пришлось разработать проект элементов базы для Jelco, вырезанных в конечном итоге лазером по компьютерным чертежам из великолепного черного акрила. Получилась весьма эстетская конструкция без следов какой-либо доморощенности.

Индивидуальный проект базы под тонарм Jelco

Jelco SA750EB 10.5" и Ortofon Quintet Black MC, установленные на Timbre

Про умное — все, теперь про звук.

Scheu Analog Premier

После короткого прогрева всего, произошло погружение в широкую и глубокую сцену — детальную, полную воздуха. По первым ощущениям это напомнило мне Transrotor Zet 3, но здесь динамики предостаточно, а детальности и воздуха в звуке больше, чем хотелось бы (именно больше). Scheu выступил с живой подачей и отсутствием холодного дидактического звучания, без заметного окраса. Виктор @Gorbatov сказал, что в этом тракте он слышит характер Denon DL-103. Я не часто слушал 103-й Denon ранее, но с его теплотой, прозрачностью, высокой плотностью и однородностью деталей все хорошо. Концентрируется больше внимания не на анатомическом анализе всех деталей, а на музыкальной целостности материала записи. По моим ощущениям, Premier обладает способностью легко увеличивать звук и укрупнять образы, как увеличительное стекло, открывая новые грани до ноты знакомой пластинки.

Но бас — упруго и прозрачно одновременно! Полнотелое звуковое отображение картриджем Denon воспроизводимого материала остается неизменным с тонармом Classic из-за его мягкого фонового исполнения, независимо от уровня громкости. Это сочетается с характерными низами, которые не стремятся к большей педантичности, а скорее прибавляют чего-то тембрально естественного, что придает звуку мощности и достоверности. Особенно это проявилось при прослушивании концертного альбома Oscar Peterson Trio «Live at the London House jazz club in Chicago». Достаточное по объему помещение прослушивания «поймало» с помощью Premier масштаб сцены и атмосферу Чикагского клуба.

Сильное впечатление оставило прослушивание Deep Purple «Machine Head» на виниле от Analogue Production ARHI 75622 в реставрационном ремастере исходной мастер-ленты, выполненном на AcousTech командой Kevin Gray & Steve Hoffman. Прозвучало мощно и детально — рок этот "Премьер" играть умеет!

К сожалению, послушать Premier долго и более подробно мне не удалось.

Scheu Analog Timbre

Сложно сравнивать два разных стола одного производителя в двух разных системах. И я не буду. Однако у "Тимбра" есть драйвовый, детальный, тембрально достоверный и артикулированный бас. Ощущение драйва и ритма сохранялось и в диапазоне средних частот, где Scheu Analog Timbre прекрасно доказал свое мастерство в выявлении мельчайших нюансов звучания инструментов.

Особенно захватывающей была игра гитариста Антонио Форчионе (Antonio Forcione) и его группы на «Getto Paradise» и «Tears of Joy» от Naim. Проигрыватель передавал тонкости звучания струнных инструментов, позволяя каждому из них выделяться среди других, не разваливая при этом общего единства. Был ясно слышен перебор струн, в звуковой сцене легко определялась каждая партия музыкальных инструментов. Полагаю, что если бы профессиональный музыкант прослушал этот альбом на старших Scheu Analog, он смог бы определить и производителей инструментов.

Построение сцены этим проигрывателем более чем впечатляет. Не только потому, что она свободно выстраивалась вне акустических систем, но была естественной и весьма атмосферной, передавая поток музыкальной энергии в комнату. Scheu Analog Timbre создает чарующую атмосферу, от которой я получил море удовольствия.

На альбомах The Three Blind Mice 45 Box Timbre продолжал впечатлять своим чистейшим и ярко подчеркнутым высокочастотным регистром, позволяя добиться более сбалансированного звучания на переднем плане и уже упомянутой динамики. Отдельные более пронзительно звучащие партии проявляли легкую жесткость на верхних регистрах, что даже добавляло немного убедительности некоторым материалам, которые я давно люблю. Я не способен выделить четко, где на звук влияет привод, где тонарм, а где собственно оригинальный стол — цельное впечатление от прослушивания для меня важнее.

Тем не менее еще один важный момент — фонокорректоры.

На момент прослушивания их было три: Luxman E-200, Gold Note PH 10 и Stein Phono 2 Stateline (с ламповым выходом).

Сильные стороны Luxman E200 — это трансформаторная МС-секция и удобная коммутация с настройками под два тонарма. У Gold Note также возможность работы с двумя тонармами. Для каждого тонарма сохраняются свои настройки, довольно гибкие, да еще и балансный выход.

Luxman отыграл интереснее всех, особенно с Timbre и Ortofon Quintet Black. Gold Note достойно проявил себя на Premier с Denon DL-103D, а вот ламповый Stein как-то не пошел: звук был более зажатым по сравнению с первыми двумя.

Плюсы: очень впечатляющий бас, отменная глубина звуковой сцены, динамика и тембральный баланс, качество изготовления всех без исключения элементов обоих проигрывателей.

Минусы: требующий тщательности при завязывании узел на полиамидной мононити («сделай сам»).

Без импортозамещения также не обошлось. После испытательного пробега комплектный блок питания к мотору был заменен на отечественный АП 6121 компании ТОРЭЛ с тороидальным трансформатором. В результате улучшение звука отразилось в дисциплине и артикуляции баса, а также общей тембральной достоверности.

P.S. Не взыщите, если что не так.

Здесь и не только о Scheu Analog писали много — Виниловые проигрыватели Scheu Analog: связанные мононитью, а также Виктор Горбатов @Gorbatov.