Эксперименты — это всегда увлекательно. Возможность проверить на собственном опыте какие-либо предположения или теории, пройти по пути, который еще не исследован, сделать именно так, как хочется, а не так, как нам говорят — все эти возможности открыты для экспериментатора. А когда экспериментатор попадает в условия, которые обеспечивают его практически неограниченной материально-технической базой — дело остается за малым: отпустить фантазию в свободный полет.

Сегодняшний Большой Эксперимент проходил именно под таким слоганом: «Никаких правил». Конечно, с кое-какими условностями, потому как отсутствие правил ни в коем случае не должно превалировать над здравым смыслом.

Предупрежу: ни одной научной теории в ходе эксперимента не было ни подтверждено, ни опровергнуто. Но проходил он увлекательно, порой с неожиданными поворотами и должным уровнем интриги.

Пристегните ремни, мы начинаем.

Суть эксперимента

Компания Naim Audio работает на рынке домашнего аудио уже весьма продолжительное время — практически 50 лет. Обсуждение компонентов от этого британского бренда встречаются на тематических форумах с завидной регулярностью. Думаю, что о Naim слышали все, кто когда-либо интересовался качественным звуком.

На данный момент в ассортименте фирмы довольно много компонентов из разнообразных категорий: от портативных колонок до усилителей мощности.

Если рассматривать только Hi-Fi-сегмент, количественно ассортимент все так же останется значительным. Зачастую именно это и пугает людей, которые планировали знакомство c Naim: обилие усилителей мощности и предусилителей, почти каждый из которых дополнительно может быть оснащен внешним блоком питания.

А какие-то из них и вовсе не будут работать без личного внешнего блока питания — только фирменное питание, только хардкор. Добавьте к этому проприетарную коммутацию — ощущение, что перед нами только что рассыпали пазл на сотню деталей.

«А нужно ли мне вообще собирать этот пазл?», — аналогичным вопросом задавался и я, чего уж скрывать. Так что можно считать меня не просто человеком, который должен был выполнить свою работу — мне данный эксперимент был необходим в той же степени, как и любому другому человеку, который хоть однажды обращал свое внимание на продукцию Naim, но так и не решился на дальнейшие действия.

Так мы подошли к сути первого замысла, который сподвигнул нас на этот эксперимент: мы будем складывать пазл по своим правилам.

То есть, имея перед собой практически весь ассортимент интегральных усилителей, предусилителей, усилителей мощности и блоков питания от бренда Naim Audio, мы будем коммутировать их между собой с легким намеком на иерархию линеек производителя. Но не меньший интерес представляют варианты, когда в ряды той или иной линейки вмешивается компонент, располагающийся на одну, а то и на две ступени выше или ниже.

Конечно, перед началом Большого Эксперимента нам пришлось дать обещание, что по его окончании все детали пазла останутся в исправном состоянии. Но это уже нюансы.

Часто можно встретить утверждение, что «Naim хорошо играет рок — берите, не задумываясь». Но как же с остальными жанрами? Они ведь тоже хотят быть сыгранными хорошо. И все ли компоненты Naim «умеют в рок»? Что ж, раз обстоятельства располагают, то давайте постараемся ответить и на эти вопросы.

Этап первый. Пойдем от простого

Начнем с уточнения: если нарисовать условную стрелку от «простого» компонента в линейках Naim, то она чаще всего приводит к «крепкому середнячку» у других брендов. Так что «простыми» мы величаем компоненты Naim только в разрезе внутренней инфраструктуры Большого Эксперимента. Теперь к сути.

Для того, чтобы осуществить этот эксперимент, мы посетили салон InSound, где нам помогли собрать несколько систем. Отмечу, что InSound — это флагманский салон Naim в России. Другими словами это такое место, где можно найти все актуальные модели компании вживую и послушать их.

Первая из испытуемых систем, с которой началось путешествие по вселенной Naim, — вполне себе обычного состава. Это интегральник Naim Nait XS3 и стример ND5 XS2. Эти два устройства при поддержке акустики Totem Acoustic Element Fire, которая будет сопровождать нас на протяжении всего эксперимента, создают вполне законченный Hi-Fi-сетап.

Музыка на протяжении эксперимента слушалась самая разная, но с одним условием: прозвучать она должна была в составе всех систем, которые предстоят к рассмотрению. Для фиксации возможных изменений в звучании систем я выбрал несколько композиций из разных жанров, которые, по моему мнению, так или иначе способны продемонстрировать эти изменения. Также отмечу, что все композиции были взяты из стримингового сервиса Tidal.

Первые впечатления от стартовой системы можно охарактеризовать в двух словах: ясность и мелодичность. В композиции «A-mar-o-mar» от Petra Magoni вокал оставил приятные ощущения. Полные тембры, локализация основного и бэк-вокала, аккомпанемент — казалось, все находится на своих местах. Настолько, что возник вопрос: «Что бы я хотел добавить в звучание сетапа?.. Или отнять?..» Этот вопрос так и остался риторическим, до определенного момента.

Следующим инструментом экспериментатора стала композиция «Long After Your’re Gone» в исполнении Chris Jones. Слушателя встречают переборы гитары, с последующим вокалом и интересным эффектом в области низких частот, происхождение которого так и осталось для меня неясным.

Это либо удары по деке гитары, либо «топ» ногой исполнителя в какой-то, только ему понятный, такт. Но это, по сути, не так важно. А важно то, что этот эффект зафиксирован в данной системе как плотный удар, которому не доставало глубины и масштабности. Здесь же было посеяно первое зерно сомнения: а смогут ли Totem Fire полноценно показать низкочастотный диапазон?

«Set Me Free!..» — поет в следующем треке Chris Rea. Довольно интересный ремастер 2019-го года. Интересен он прежде всего вокалом, который при определенных условиях может сорваться в резкость, тем самым отстранив внимание слушателя от дополнительных тонов, что находятся на втором плане. В этом случае Nait XS3 и ND5 XS2 оказали отчасти излишнее внимание к особенностям записи вокала. Внимание слушателя распределялось неравномерно между его тембрами и основным тоном.

Из представителей электронных жанров был выбран коллектив Merkaba c композицией «Epic Life». Упругий бас, обилие стереофонических эффектов, в том числе использование сэмплов, которые, похоже, находятся в противофазе к основному мотиву композиции, либо же сосредоточены в крайних позициях стереобазы — это те самые моменты, когда стерео стремится «обнять» слушателя.

Также интерес представляют уходящие вглубь воображаемой сцены высокочастотные эффекты, с довольно продолжительным шлейфом и последующим затуханием. В этой системе были успешно отображены все вышеперечисленные нюансы. Претензии, если они и смели закрасться во время прослушивания, могли быть предъявлены только к слегка избыточной яркости высокочастотного диапазона. Но и в таком варианте композиция звучала хорошо.

Ну и последний трек — тот самый рок. Неповторимые Avenged Sevenfold c композицией «Nightmare». Забегая наперед, скажу, что этот трек оказался отличным инструментом для эксперимента.

Придется все же констатировать избыток высоких частот — они слегка выбивались из общего полотна и периодически обращали на себя излишнее внимание слушателя. Зато с остальным — полный порядок! Это драйв бас-бочки, агрессия гитар и брутальность вокала: здесь можно было найти недостатки, но только вдаваясь в особые аспекты аудиофильского занудства вроде несовершенства позиции малых барабанов относительно бочки и прочее в том же духе.

Первая часть Большого Эксперимента вышла довольно длинной, но того требовала достоверность изложения хода эксперимента для читателя: я обязан был осведомить вас о музыкальном материале и его особенностях, чтобы дальнейший текст имел опору.

Этап второй. Разделяй и властвуй

Продвинемся далее, в глубины вселенной Naim. И возьмем во внимание тот факт, что Totem Fire — все же довольно сложная акустика для многих усилителей. Поэтому решение об апгрейде усилительного звена системы было бесповоротным.

На смену Naim Nait XS3 приходит целых три компонента: это предварительный усилитель Naim NAC 282 c внешним блоком питания Naim HiCap DR и усилитель мощности Naim NAP 250 DR. Источником остается стример ND5 XS2.

Нужно ли говорить, что ситуация кардинально изменилась? Конечно, нужно! Изменения затронули все аспекты звука, о которых ранее уже шла речь. В первую очередь внимание устремилось туда, где в предыдущей связке ощущалась частичная недосказанность — это высокие частоты и близлежащий к ним среднечастотный диапазон.

Подробность изложения этих моментов немного возросла, но от основной части прежних впечатлений не осталось и следа. Мягкость и деликатность, что теперь была основой этих диапазонов, сыграла в большой плюс к вокалу Криса Ри: его голос возмужал, но и особенности ремастера не были искажены.

В то же время деликатность ВЧ нисколько не помешала рокерам «поддать жару» — удары по тарелкам словно нашли свое место и выровнялись тонально, ощущаясь более живыми.

Вокалистка из A-mar-o-mar не могла остаться в стороне. Ее вокал подавался мягче, комфортнее, с подчеркнутыми тембрами. Обратил на себя внимание момент с ревебрациями вокала. В прошлой системе они подавались с претензией на второстепенность, здесь же — стали полноценными участниками композиции.

Касаемо баса — это был изрядный «левел ап». Всякие опасения по поводу возможностей Totem Fire были исключены уже на этом этапе, так как бас, во-первых, приобрел глубину, что положительно сказалось на неопознанном эффекте у Криса Джонса; во-вторых, неожиданным ощущением стал баланс между низким басом и мидбасом: новая гармония пришлась весьма кстати и рокерам, и электронщикам.

В целом же система ощутимо лучше стала контролировать звук, в результате выдав «дерзкий» саунд. Думаю, многим из нас знакомо ощущение, когда динамики акустических систем находятся словно в постоянном напряжении, под пристальным вниманием усилителя. Именно так и произошло. Теперь общими усилиями прибавим «дерзость» к вышеописанным изменениям и в итоге получим описание звучания системы в общих чертах.

Этап третий. Скрытая угроза

Прошлые этапы остаются позади, а в зоне прямой видимости наблюдается интересный объект — сетевой плеер Naim ND 555 с внешним блоком питания Naim NAPS 555 DR. Это другая лига и совершенно другая часть вселенной.

Оставив усилительную часть нетронутой, мы почувствовали определенную интригу: что даст системе источник, который по суммарной стоимости почти равен всем остальным компонентам, включая акустику?

Изменения кратно превзошли ожидания.

ND 555 — компонент, который вызывает множество ощущений. Первое из них — в этом корпусе притаилась скрытая угроза для аналоговых источников звука. Это максимально аналоговый звук от цифрового источника, который мне доводилось услышать.

При этом нет ощущения, что эта «аналоговость» вымучена из ND 555 какими-либо волнами АЧХ — не приходит и ощущение пародии на аналог. Похоже, мы находимся в той части вселенной, где цифровой источник может давать аналоговый по своей сути звук. Просто констатируем это и вкратце пробежимся по оставшимся впечатлениям.

С первых нот в композиции A-mar-o-mar замечено значительное расширение стереобазы и потенциальных способностей воображаемой сцены. Как оказалось, ранее сцена имела рамки, которые установили стены КДП. Теперь же рамки сцены находились там, где были рамки помещения, в котором происходила запись композиции. Стены словно перестали иметь значение и оказывать какое-либо влияние на воображаемую сцену.

Еще один момент, который до сих пор не обращал на себя внимание — это многослойность стерео. Прослеживался он в тех самых эффектах в противофазе у Merkaba. Играющая система дала понять, что эти эффекты состоят из двух слоев с каждой стороны, и они волнообразно накатываются на слушателя.

Naim ND 555 с легкостью усмирил прежнюю дерзость системы. Взамен она получила шарм и обаяние, но контроль драйверов остался на том же уровне.

Вокал Криса Ри из «Set Me Free» получил явно различимые составляющие: слушателю приходит понимание, где основная часть вокала, а где особенности его записи. Но нужно сделать определенное волевое усилие, чтобы заставить себя анализировать услышанное.

Диапазон ВСЧ показал ясность и чистоту, которую можно причислить к правдоподобности. То же касается и высоких частот — это «аналоговая чистота», включающая в себя высокое разрешение.

В этой системе раскрылась тайна трека «Nightmare» от Avenged Sevenfold — в воображаемой сцене внятно и полностью очертилась барабанная установка, ее габариты и позиция в глубине. Это было действительно неожиданно.

Бас при этом ощущался полным, уверенным, и воспринимался как само собой разумеющееся явление, которое возникает при механическом воздействии на поверхность барабанов.

Этап четвертый. Заключительный

В последнем этапе мы максимально приблизимся к идеальному звучанию музыки в таком виде, как его представляют конструкторы Naim Audio. Услышим тот звук, который очень близок к условному центру вселенной Naim, но все еще не там. Это было необходимо для обеспечения должного уровня интриги.

Следующей замене подлежит вся усилительная часть. В напарники к стримеру ND 555 присоединяется предусилитель NAC 252 c внешним блоком питания Naim SuperCap DR и мощник NAP 500 DR с питанием через NAP 500 PS.

Думаю, если бы Станиславский в свое время смог бы послушать любимую музыку на данном сетапе, то его знаменитое выражение изменилось бы на противоположное.

Эффект от очередного апгрейда позволил системе сделать шаг от аналоговости к большей открытости, в основе которой лежит разрешающая способность высокого уровня. Поэтому и слушателю, и усилителю мощности понадобилось кое-какое время для «прогрева», чтобы достичь определенной синергии после «аналогового» этапа. Что же получилось в результате?

На этом этапе Большого Эксперимента возникло желание отложить ручку и блокнот — и просто слушать.

Система дает возможность слушателю стать участником событий и получать удовольствие от осознания себя одним из главных компонентов системы — воспринимающим звеном.

На Totem Fire практически не обращаешь внимания, так как есть впечатление, что они не участвуют в процессе воспроизведения музыки. Ближайшее сравнение для всего происходящего — это фильм, который человек видит при помощи слуха.

Из основных впечатлений стоит отметить плавные переходы между звуковыми планами и их непрерывность, которые и создают эффектный объем картины в целом. Электронные эффекты у Merkaba при желании можно разобрать на отдельные семплы, а семплы, в свою очередь, можно разложить на более мелкие крупицы. Но вызвать в себе подобное желание — еще более сложная задача, чем в предыдущем этапе. Каких-либо жанровых предпочтений обнаружено не было.

Система имеет законченный вид и воспринимается как самодостаточное, единое устройство.

Выводы

Данный эксперимент на примере компонентов Naim Audio успешно продемонстрировал нам, что не стоит опасаться систем-пазлов с большим количеством компонентов. Если уделить должное внимание процессу подбора такой системы — результат может превзойти все самые смелые ожидания.

Будь то стример начальной линейки в связке с продвинутым усилением или среднего класса усиление с топовым источником — такие системы имеют место быть, и каждая будет обладать своим уникальным характером и шармом.

В эксперименте участвовали

Акустика Totem Acoustic Element Fire

1 система:

Сетевой плеер Naim ND5 XS2

Интегральный усилитель Naim Nait XS3

2 система:

Сетевой плеер Naim ND5 XS2

Предварительный усилитель Naim NAC 282

Внешний источник питания Naim HiCap DR

Усилитель мощности Naim NAP 250 DR

3 система:

Cетевой плеер Naim ND 555

Внешний источник питания NAPS 555 DR

Предварительный усилитель Naim NAC 282

Внешний источник питания Naim HiCap DR

Усилитель мощности Naim NAP 250 DR

4 система:

Cетевой плеер Naim ND 555

Внешний источник питания Naim NAPS 555 DR

Предварительный усилитель Naim NAC 252

Внешний источник питания Naim SuperCap DR

Усилитель мощности Naim NAP 500 DR

Внешний источник питания Naim NAP 500 PS

Кабельная обвязка:

Силовые кабели Tellurium Q Blue, Tellurium Q Ultra Silver, Tellurium Q Statement

Межблочные кабели Naim Super Lumina

Акустические кабели Naim Super Lumina