Линейка акустики Focal Utopia — вершина деятельности этой именитой французской компании. Utopia существует много лет, поэтому логично, что с некоторой (совершенно точно ненавязчивой) периодичностью в линейке и в конструкциях отдельных моделей происходят изменения. Они всегда вызывают массу дискуссий, потому как в аудиофильском сообществе редко кого эта акустика оставляет равнодушным, и мнения относительно изменений и моделей встречаются разные.
На мой вкус и слух, у модели Scala были версии не очень удачные, выпадающие из того общего уровня и класса, на которые можно рассчитывать от акустики, объединенной именем Utopia. И вот совсем недавно на свет появилась новая версия — Scala Utopia III Evo, третья по счету лично для Scala и ставшая частью глобального обновления всех «Утопий». С этой новинкой мы и будем знакомиться, изучая ее с должным уровнем придирчивости.
Больше цвета
В первую очередь интересно разобраться с изменениями и звуком у Focal Scala Utopia III Evo, потому что аналогичному процессу обновления подверглась практически вся линейка Utopia. Новая Scala доступна уже сейчас, а остальные модели, вплоть до самой старшей Grande Utopia (представленные в обновленном виде на недавней мюнхенской выставке), появятся в продаже осенью. Таким образом, это не единичное изменение одной конкретной модели, а эволюция всей линейки.
Единственное, что меня несколько удивило, в рамках прежней серии Utopia III, без приставки Evo остались полочники Diablo. Ладно бы, если там остались центральный канал Viva и «утопический» сабвуфер, но полочники… Неужели им назначили исключительно роль дорогих тылов? Сомневаюсь, ведь это очень достойные колонки. Может быть, вопрос в конкуренции с младшими Sopra, которые и вправду так же хороши? Однозначного ответа у меня нет. Качественный класс изменений пока изучим на примере Scala Utopia III Evo, которые сейчас оказались младшими во всей линейке. Хотя, конечно, это очень условно — младшие да, но крупные трехполосные напольники по 85 кило весом с понятием «младшие» увязываются скорее условно.
На первый взгляд внешние изменения не очень заметны, но это только на первый взгляд. Принадлежность к линейке Focal Utopia тоже определяется безошибочно. Впрочем, если бы компания кардинально переделала акустику и всю линейку, это вызвало бы следующие вопросы: что случилось, смена идеологии, или это намек на то, что раньше было «все сложно»? Но подобное трудно вообразить.
Внешнее исполнение акустики безупречное. Можно спорить о дизайне с точки зрения личных вкусов и пристрастий, но если от них абстрагироваться, то акустику просто приятно рассматривать и в целом, и чуть ли не под лупой в деталях — ни одной шероховатости, ни одного сомнительного момента. Фирменный, сложный и дорогой в изготовлении корпус, местами достигающий толщины в 6 сантиметров, отделан и собран идеально. Покрытие, подгонка деталей и стыков, качество отдельных деталей — все хорошо.
Немного изменилась палитра штатных отделок. Кроме привычного и ожидаемого белого и черного лака, появились такие варианты, как Metallic Blue (действительно синий металлик), Ash Grey (я бы назвал это металлический серый), и British Racing Green (глубокий зеленый цвет, хорошо знакомый поклонникам английской автомобильной спортивной классики). Кроме того, можно заказать практически любую окраску по цветовой палитре, ведь условия для России будут схожими — те же 10 процентов к цене базовых вариантов. Демо-образцы отделки я видел: отличное качество, глубокие цвета и красивый лак.
Больше клемм
Конструкция принципиально осталась прежней — среднечастотник и твитер расположены каждый в своем закрытом объеме, фактически в отдельных, соединенных под некоторым углом корпусах (чтобы уровнять временные задержки и создать желаемую диаграмму направленности), а низкочастотная секция использует порт фазоинвертора большого диаметра, направленный вниз, в основание акустики.
Изменения, заметные снаружи, — новый сложнопрофильный подвес TMD (Tuned Mass Damper), использованный в конструкции 16,5-сантиметрового (вот это нормальный размер для «серединки») среднечастотного динамика, впервые появившийся и опробованный на линейке Sopra. Такой подвес минимизирует возможность лишних резонансных эффектов, что в свою очередь может способствовать более точному и чистому звуку.
От Sopra же пришлась к месту алюминиевая условно-несъемная защитная сетка для 27-миллиметрового вогнутого бериллиевого твитера. 27-сантиметровый басовик вроде бы оставили без изменений.
Еще, при внешнем осмотре можно увидеть, что акустика получила совершенно новую коммутационную панель, позволяющую использовать би-ампинг или би-вайринг. Здесь теперь не одна, а две пары отличных акустических клемм WBT, в базовом варианте замкнутых родными перемычками.
Идеология и реализация подстроечных перемычек, позволяющих настраивать отдачу по басу и по верхним частотам, осталась прежней — по три значения на каждую регулировку и родные массивные подпружиненные перемычки. Регулировки без фанатизма — и там и там только плюс-минус 1 дБ. На этом фоне немножко изменились параметры работы кроссовера. Совсем немного, но у техники такого класса мелочей быть не должно.
Диффузоры изготовлены с использованием известной, прекрасно себя зарекомендовавшей фирменной трехслойной конструкции из вспененной основы и двух слоев стекловолокна, — это так называемые W-диффузоры. Внутри «силовые цветочки» (Power Flower) тоже остались — это наборные конструкции, составленные из нескольких круглых и расположенных по кругу магнитов-«лепестков». А к среднечастотнику еще и прибавилась система-технология NIC (Neutral Inductance Circuit), использующая кольцо Фарадея, добавленное к конструкции магнита динамика. Применено это для стабилизации характеристик динамика при любом положении катушки в зазоре. Как результат — меньше искажений, чище и разборчивее звучание.
Легче пуха
Заканчивая про динамики, хотел еще немножко рассказать про твитер, и в том числе про его мембрану. Внешне вогнутый бериллиевый купол в разных версиях я видел неоднократно, все-таки для Focal это давняя фирменная технология и большая гордость. Тут же мне представилась возможность подержать в руках отдельно сам купол, который никогда не собирали в цельный твитер. Логично, что бериллиевый купол должен быть очень твердым, но хрупким. Ломать его я, конечно, не пробовал, но вот вес впечатляет. Если его просто отпустить с руки, то он не будет падать, он будет планировать и кувыркаться в воздухе, как листик или семечко растения — сопротивления воздуха достаточно для неспешного полета.
И еще один важный эксперимент, который с акустикой Sopra ранее мне не удалось проделать. Условно-несъемную защитную сетку с твитера все-таки можно снять. И хотя таких рекомендаций нигде нет, если открутить два винтика и снять защиту, то под ней обнаружится совершенно аккуратная поверхность и даже надписи «Beryllium» и «Hand made in France». Косвенно все это как бы намекает, что если в вашей комнате прослушивания получится обеспечить твитерам должную безопасность, то сеточки можно и открутить. Кстати, забегая вперед скажу, что результат слышен, не то чтобы слышен катастрофично, но разница есть и без сеточки звук чуть чище и прозрачнее.
Еще из нюансов — внутренняя проводка. Не знаю, каким кабелем она сделана, но мне попалась информация, что провода тоже французского происхождения. Ну а в характеристиках самой проводки существенно то, что для твитера и среднечастотника использовано сечение в 4 квадратных миллиметра, а для басовика — все восемь.
Еще раз сложив в уме все изменения, я сделал вывод, что инженеры, конструировавшие обновленную модель, проделали свою работу аккуратно и продуманно. На месте компания и ее разработчики точно не стоят, совершенствуя именно то, что нужно. Это не косметика ради нового индекса на корпусе, а тонкая и профессиональная доводка. Таковы общие первые впечатления от знакомства, дальше нужно слушать — бывает ведь и так, что внешне все здорово и логично, а звук вызывает вопросы. Но не буду заранее ни хвалить звук, ни пытаться его прогнозировать.
Звук: масштабный, уверенный, светлый
Первой поставил запись Susan Wang «Close To You». Сразу заметно, что акустика уверенно чувствует себя в большом помещении, создавая вполне реалистичный объем звука с хорошей эшелонизацией по глубине и весьма точной проработкой контуров и объема образов.
Кстати, тестируя современные модели Focal, особенно из старших линеек, я замечал, что зачастую масштаб и объем получаются лучше ожидаемого как количественно, так и качественно. Также в общие фамильные черты можно записать и отношение к расстановке, с которой я решил поэкспериментировать сразу же во время прослушивания первого диска. Расстановка возможна и параллельная, и разворот не возбраняется совершенно — все подгоняется под конкретные условия помещения и под личные предпочтения. Я выбрал расстановку с умеренным разворотом на слушателя и достаточно удаленной точкой прослушивания.
На примере этого диска звук получился не резкий, прозрачный, с открытой детальной серединкой и большим количеством весьма достоверных и подробных верхних частот. Бас несколько смягченный, но не расхлябанный, без недостатка контроля. Хотя в полной мере, конечно, не по этой записи стоит оценивать басовые способности акустики и системы. Открытость и легкоподвижность, однако, не приводят к ощущению переокрашенности или навязчивости, а учитывая специфику записи альбома, можно было бы ожидать навязчивость и даже слащавость, но этого нет.
Кстати, с усилением McIntosh акустика действительно неплохо играет: по ощущениям ее собственный характер не теряется, а специфика звука «Маков» не становится основой характера системы. Скорее получается вполне деликатное сочетание.
В целом характер звука немного светлый, эмоционально насыщенный, фактурный. Но в то же время в почерке нет расхлябанности, не проявляется излишняя эмоциональность, которая могла бы помешать восприятию и утомить. Также нет совершенно никакой синтетики или зажатости, как, к примеру, и других крайних проявлений, как то излишний педантизм, жесткость или строгость. И в целом все очень неплохо сбалансировано: характер у звука имеется, причем интересный, узнаваемый и запоминающийся, а вот заметных перекосов или разбалансировки нет.
Следующий диск — Rene Aubry «Memories du Futur». Здесь сообразно записи есть и глубокий бас, вполне совпадающий с тем, что заявлено в паспортных данных, и объем с воздухом, так что в целом все складывается в реалистичную и интересную музыкальную картинку. Некоторая доля теплоты и осветленности присутствует, но общую картину совсем не портит, скорее изысканно дополняет.
Сцена точная, но образы и планы прорисованы без голографичной остроты, скорее они телесны и естественны. Вокальные партии звучат отлично и сами по себе, и в составе всей записи. При явно выраженной эмоциональной насыщенности баланс между ней и аналитичностью выдержан хорошо — высокая детальность и хорошая динамика, несомненно, идут на пользу звуку.
Еще одна запись — «Sidney Bechet et Claude Luter». С некоторых пор я стараюсь обязательно брать в тест что-нибудь совсем старое, но более-менее прилично переизданное (если речь идет об использовании цифровых носителей). На таких записях очень хорошо можно разобрать некоторые способности системы и акустики в частности.
В одних случаях одна и та же старая монозапись будет звучать тускло, безжизненно и упрощенно, с точкоподобной сценой, в других — будут слышны все возрастные проблемы и огрехи, но слушаться будут не они, а музыка в целом. Конечно же, немалую роль здесь сыграют высокая детальность и тембральная разборчивость и подробность. Также на пользу пойдут отсутствие перекосов и ровный, неакцентированный тональный баланс. Ну и конечно же, способность полновесно отстраивать специфическую монофоническую «сцену».
На практике очень хорошо получилось. Конечно, крупные напольники в большой комнате в принципе окажутся в выигрышном положении, но кроме масштаба нужно еще и качество... С качеством все хорошо: детальность высокая, даже старый «пыльный» звук слушается как более живой и прозрачный. Насыщенность есть, тусклость отсутствует. Можно слушать, можно анализировать запись — это остается на усмотрение слушателя. Ну а немножко света и теплоты подчеркивают эмоциональность живой записи. Моносцена строится правильно, к ней никаких нареканий нет. Объем и размеры звука здесь точно идут на пользу записи.
Звук: честный, эмоциональный, ладно сшитый
Дальше поставил диск-сборник «Jazz in Paris Remixed», состоящий из необычно переработанных джазовых стандартов. Передача ритма и эмоций на отличном уровне. Объемный, структурный, правильно перетекающий сообразно записи, или, наоборот, острый и хлесткий бас, качественная нижняя середина. Да, впрочем, и со всем остальным диапазоном полный порядок.
Что порадовало — так это сшивка всех трех полос. Я не услышал ни разнохарактерности, ни отставания-запаздывания, ни разнотональной окраски — все воспринимается на слух как единое целое, без разрывов. Конечно, верхних частот бериллиевые твитеры выдают много, но верха не ощущаются как задранные или акцентированные, просто они точные, прозрачные и детальные, без остроты. И этот характер отлично стыкуется со среднечастотным диапазоном, а тот, в свою очередь, перетекает в басовую составляющую. Практически бесшовно на слух.
Еще на примере этого диска я отметил, что, несмотря на хорошие аналитические способности, вся система в такой реализации все-таки больше тяготеет к эмоциональной подаче. Интересно слушать, музыка увлекает.
Звучанию альбома Anorexia Nervosa «Drudenhaus» динамики, пожалуй, хватило, но пусть даже чуть светлый и чуть смягченный звук здесь оказался не самым удачным. Формально все читается хорошо, даже по детальности особых претензий у меня нет, что удивительно, но практически любой человек, иногда включающий тяжелый металл на хайэндной системе (а таковых я знаю немало) предпочел бы более темный, более плотный звук, больше подходящий для подобной музыки. Больше тьмы, страха и мяса с кровью... Впрочем, тут все более-менее понятно — с формальными критериями акустика справляется, но для тяжелого жанра нужно другое окружение, другая система. А вот если бы задача стояла на уровне просто рок-музыки средней степени тяжести, то эту задачу уже можно было бы считать решенной.
Потом послушал «Лирические пьесы» Грига. Кстати, тоже запись весьма старая, соответственно, со своей спецификой. Так эту специфику и слышно, но музыку слушать она совершенно не мешает. Да, рояль звучит немножко «истонченно», без должной глубины, но это вопрос к записи, а все остальное тракт вытягивает как может, и в результате можно просто слушать музыку, совершенно не обращая внимание на артефакты. Впрочем, на деле звук получился живее и многограннее, чем я ожидал. И воздух есть, и объем-пропорции точные и выверенные.
И последний диск — исполнение Концерта для альта с оркестром Уильяма Уолтона. В целом все очень неплохо, хотя запись сложная. Иногда заметно, что послезвучия начинают гаснуть чуть-чуть быстрее, чем хотелось бы, но это точно не вопрос к акустике, просто тут была бы уместна система более высокого уровня. Даже если конкретное сочетание нравится (а веские причины понравиться здесь есть), то логичнее бы выбрать и усиление, и источник из старших линеек. Также временами чуть сильнее акцентируются солирующие инструменты, но общая картина передается верно; динамика и детальность на уровне; тональный баланс как был чуть-чуть светлым, таким и остался, без каких-либо выраженных перекосов даже на сложных фрагментах. Произведения на этом диске очень разные по эмоциональному настрою, и в каждом отдельном случае все воспринимается точно, честно и в должной полноте.
Выводы
По внешности и исполнению не могу придраться ни к одному винтику. Очень цельная акустика с отличными музыкальными способностями. Притом не экзотика-эзотерика, без вычурного характера или странных заморочек. К тому же это результат работы крупного производителя, самостоятельно выпускающего и корпуса, и динамики на французских производственных мощностях, собирающего все с должным уровнем контроля качества.
Также очень приятно, что Фокал эволюционирует, разработчики доводят модели с ювелирной точностью, но при этом стиль и характер звучания сохраняются. Что касается этой, третьей по счету в истории Scala Utopia, то никаких следов недочетов первой версии, конечно же, нет (они ушли еще в предыдущей реинкарнации), а звук стал еще точнее и чище. Пожалуй, я не могу себе представить, что еще здесь можно улучшить и куда этой акустике дальше эволюционировать.
Очевидно, что владельца Focal Scala Utopia III Evo (если он, конечно, не купит ее за красивый вид и потому как попросту может за нее заплатить) ждет непростая задача — подбор компонентов системы. Играть будет каждый нюанс, все будет слышно. Поэтому на изначальный подбор компонентов и на последующую доводку стоит обратить максимум внимания. Но если так подойти к делу — можно выстроить желаемый, до мелочей свой(!) звук. Жанровости именно от акустики я в процессе теста не услышал, только особенности того, как отыграла система в целом (как раз систему-то хотелось бы повзрослее). Вообще, на основе Focal Scala Utopia III Evo можно выстроить систему под самые сложные записи и жанры. А ведь это только «младшая» модель из всех «Утопий»… Впрочем, движение по модельному ряду вверх во многом будет оправданно при наличии подходящего помещения и желания масштабировать звук с должным качеством.
Музыкальный материал:
Anorexia Nervosa — Drudenhaus / Osmose OPCD 094 / Stereo
Edvard Grieg — Lyric pieces Opp. 12,43,46,65 — Alexander Goldenweisser / Мелодия MEL CD 10 02118 / Stereo
Jazz in Paris Remixed / Universal 0602498404645 / Stereo
Rene Aubry — Memories Du Futur / Hopi Mesa 3113162 / Stereo
Sidney Bechet et Claude Luter / Universal 159 921-2 / Mono
Susan Wang — Close To You — RM070HQ / Stereo
William Walton — Viola Concerto — Yuri Bashmet, The Academic Symphony Orchestra of the Moscow Philharmonic Society, cond. D.Kitaenko — Мелодия MEL CD 10 02293 / Stereo
2 900 000 рублей
Акустическое оформление: фазоинвертор
Схема: три излучателя / три полосы
ВЧ излучатель: IAL2 - 27 мм, вогнутый купольный с бериллиевой диафрагмой
СЧ излучатель: 16,5-см с «W»-диффузором, TMD подвесом, магнитом «Power Flower» и технологией NIC
НЧ излучатель: 270 мм, с «W»-диффузором
Частоты раздела кроссовера: 220, 2400 Гц
Воспроизводимые частоты (±3 дБ): 27 Гц – 40 кГц
Нижняя граница (-6 дБ): 24 Гц
Импеданс (ном/мин): 8/3,2 Ом
Рекомендуемая мощность усилителя: 40 – 500 Вт
Чувствительность: 92 дБ (2,83 В/1 м)
Вес: 85 кг
Размеры: (ВxШxГ): 1247x393x670 мм
Варианты отделки: Carrara White, Black Lacquer, Metallic Blue, Ash Grey, British Racing Green, дополнительные цвета на заказ