В центре сюжета — супруги-фермеры (Нуми Рапас и Хилмир Снаир Гуднансон). В канун Рождества пара находит загадочный подарок в овечьем загоне. Новорожденное «чудо» становится полноправным членом семьи, готовясь принести приемным родителям много радости, а быть может, и много горя.

Фильм был показан в программе Каннского кинофестиваля, где получил заслуженный приз в категории «Особый взгляд». Также «Агнец» представит Исландию на 94-й церемонии вручения премии «Оскар».

Вроде как это кино относится к жанру хоррора, хотя сам режиссер с подобным определением не согласен. «Это могла быть драма, — говорит Йоханнссон. — Когда мы начали работать над «Агнцем», в наших планах было снять артхаусный фильм, классический рассказ с одним странным элементом».

Много лет живя в уединении, Ингвар и Мария почти не разговаривают, прекрасно понимая друг друга с полувзгляда. Их быт, налаженный до мельчайших деталей, суров и безрадостен: сбор урожая, работа по дому, уход за скотом.

Но атмосфера привычного существования среди холодных скандинавских пейзажей с перманентно серым небом пронизана не только молчаливой аскезой. Есть в ней какая-то меланхолия, пробуждающаяся в период ягнения и тревожно шепчущая о невосполнимой утрате семьи. А тут еще и напуганный табун лошадей в прологе, видимо, знает о том, о чем не догадываются герои: где-то поблизости бродит дикий невидимый дух.

Такой вот запутанный сюжет «фольклорного хоррора» может по-настоящему поставить в тупик зрителя, привыкшего к блокбастерам вроде «Веном» или «Хэллоуин убивает».  

«Агнец» — совсем не динамичное, не яркое и не зрелищное в массовом понимании кино. Начатый слишком тяжеловесно, несмотря на  впечатляющие ландшафты Исландии, фильм расставляет все по своим местам спустя минут 40 после начала — в финале первой из трех глав.

Концепция минимализма в диалогах работает в «Агнце» превосходно. «Существует  множество вещей, о которых не говорят, — убежден Йоханнссон. — К тому же, кино — это визуальная среда, где не всегда уместны диалоги. Мне нравится, когда есть возможность просто читать язык тела. Для меня это более интересно».

Зато здесь так красноречиво говорит природа! Камера Эли Аренсона во всей красе показывает зрителю ее виды без искусственного освещения. Наравне с Ингваром, Марией и их странным ребенком она становится одним из действующих персонажей, а на каком-то этапе — ключевым элементом картины.

Вот прозрачное, как слеза, озеро, бескрайние туманные равнины и горы — пейзажи, которые мы привыкли видеть, в фильмах совсем других масштабов. А вот вдруг — Ада, гибрид животного (той самой матушки-природы?) и неведомой потусторонней сущности.

Нуми Рапас («Девушка с татуировкой дракона», «Прометей», «Тайны, которые мы храним») в очередной раз демонстрирует редкий драматический талант, который достигает своего апогея к финальной сцене. 

А до этого одним только взглядом, ищущим тревожный взор партнера, она умело изображает все отчаяние потерпевшей поражение женщины и матери. Или же пугающую решительность, когда твердой рукой ее героиня отправляет на тот свет биологическую родительницу Ады.

Гуднансон играет так же виртуозно — сдержанно внешне и эмоционально изнутри.

Даже по мерками студии A24Бивень», «Ведьма») этот фильм — который на сегодня является, пожалуй, одним из наиболее любопытных и смелых в ее портфолио — все же вышел далеко за пределы общепринятых жанров.

Эта история о простом человеческом горе и любви, давно переросшей в долг и привычку. Притча о родительстве, рассказанная посредством языка тела и идеально выстроенных кадров. Картина, в которой чувствительность животных ничуть не уступает людской эмоциональности, а небрежно брошенное «это не человек» звучит как приговор. Возможно, после просмотра вам захочется встать на осмысленный путь вегетарианства.

В конце концов, это история о той самой природе или высшей силе (кому как больше нравится), что не прощает нам лихости и самонадеянности. А также об алчности — о том, насколько далеко готов зайти человек в погоне за своей, пусть даже иллюзорной, мечтой.

Нуми Рапас и Вальдимар Йоханнссон

Вновь возвращаясь к жанру: некоторые критики писали о том, что «Агнец» больше походит на сказку — красивое, но зловещее путешествие по Исландии. Очень может быть, что после просмотра эта страна станет must have в вашем списке обязательных к посещению регионов.

Отдельные моменты, к которым можно придраться — это современная цветокоррекция (окраска сканди-драмы): если долго всматриваться в картинку, вам могут привидеться фрагменты из рекламы банка или мобильного сервиса.

А еще грубоватые подсказки для глупых зрителей в виде «Собачьего сердца» в руках у Марии, или надписи на могиле ребенка, или визуализации отца Ады в финале. Прямолинейная назидательность, увы, присущая многим современным фильмам с претензией на инди-жанр.

Хотя о чем это мы? Как много исландских фильмов вы вообще видели? Независимо от ответа, «Агнец» точно не окажется лишним в вашей коллекции.