Говорят, что в начале 90-х компания KEF была одной из первых, начавшей продавать акустику для домашнего кинотеатра. Идея вполне здравая, и на тот момент может даже революционная. Но только вот есть время, которое на месте вообще не стоит. И есть еще другие производители, которые создали с киношной индустрией плотный симбиоз и теперь представляют всякие панели с саундбарами, от звука которых и дух захватит, и прочие впечатления тоже обещаны. Колонки, конечно, по-прежнему нужны, но лайфстайл с минимализмом продолжают навязчиво диктовать свои правила.

О том, что KEF готовит киноманам большой сюрприз и новый саундбар компании вот-вот выйдет из цехов горячего британского менталитета, слухов было немало. Да и пора бы уже: эта ниша находится на серьезном подъеме, когда саундбар может стоить дороже, чем система для кино из колонок и ресивера.

Модель давних времен, KEF V700, уже давно взяла свое, тепло укутана в плед и почивает на лаврах девайсов, так и не получивших сертификаций объемного звука. А сейчас вся эта многоканальная гонка с круглыми ценниками воспринимается как должное, потому что технологии, которые упакованы в эти саундбары — они находятся далеко за гранями обывательского понимания, но по-прежнему могут быть услышаны через те самые форматы объемного звука.

Возможно, именно этого момента и ожидали британцы, чтобы выйти сразу в топ и сделать не просто очередной саундбар, для галочки в списке задач, а чтобы сразу в дамки, да с козырей, а на погоны — пару-тройку фирменных разработок. Новый и уже единственный, серьезно настроенный и благополучно со всех сторон изученный — вашему вниманию саундбар KEF XIO с технологиями, которые заставят вас перевернуть и свои представления о звуке, и сам саундбар.

Премиальность — не предел

Премиальность — это только начало экспозиции, потому что есть впечатление, что не только британские инженеры, но и британские дизайнеры вынашивали идею этого саундбара. По общим чертам все получилось в духе бренда: лаконично, слегка строго, но если присмотреться — есть всякие детали, которые формируют общую картину премиальности.

Из любопытностей можно выделить форм-фактор: это не просто палка о двух концах, которые мы привыкли наблюдать сплошь и рядом. Геометрия здесь продиктована способами расположения динамиков, а заодно и методами размещения XIO под экраном — чтобы всем было хорошо и удобно. Это плоский саундбар шириной 120 см, высотой 7 и глубиной 16,5 см. Верхняя часть его корпуса покрыта алюминием, все остальное пространство — это грили приятной глазу тканевой текстуры в цвет корпуса.

Нижняя панель из пластика, но смотреть на нее совсем не обязательно. Ну, можно один раз, если установка саундбара предполагает настенное крепление — там есть два «уха» для монтажа. На задней панели в нише находится коммутация: входы HDMI 2.1 eARC, оптический Toslink, Ethernet, сервисный USB-C, один аналоговый выход RCA для сабвуфера и еще одно гнездо для подключения фирменного сабвуфера через беспроводной модуль KW2 RX. Беспроводная коммутация — Bluetooth 5.3 и Wi-Fi 4/5/6 Ггц. Здесь же есть пара кнопок для быстрого доступа к сопряжению через Bluetooth и тумблер IPT, к которому мы еще вернемся позже.

А пока переместимся на верхнюю панель. В ее центре есть еще один небольшой круглый гриль — это отверстие для одного из многочисленных динамиков. В левой части алюминиевой плиты находится небольшая панель управления с сенсорными кнопками и неяркими диодными индикаторами. Редкий палец касается подобных блоков в домашних условиях, но все же спасибо, что не глянец — отпечатков этот блок вообще не собирает.

Дальше взгляд упирается в лаконичность, и все попытки найти еще какие-то элементы для описания внешнего вида провалились. А все потому, что много слов для описания минимализма никогда не требовалось: лучше провести это время в тишине вечерней гостиной с приглушенным светом за изучением прекрасного фотосета XIO.

Скорее всего, здесь сыграло общепринятое правило для топ-сегмента: делать максимально технологично внутри, но крайне лаконично снаружи. Времена монструозных систем из 2000-х, которые сейчас похожи на героев фильма про трансформеров, давно прошли. Теперь задача — растворить себя в стиле помещения, с чем KEF XIO уверенно справляется.

Рецепт максимальной технологичности

Если взять за аналог любой другой саундбар и рассмотреть его с аудиофильских точек зрения, то будет обидно. Обидно, что совсем непонятно, какие там магнитные катушки у динамиков, из чего эти динамики состоят и как боролись с резонансами. Получая такой объем информации, опытный пользователь акустических девайсов сразу успокаивается внутри, заполняет информационный вакуум и избегает ошибочных трактовок во время прослушивания.

С другой стороны, не каждому владельцу саундбара это нужно — главное, чтобы громко и это, как его… Ну вы поняли. Здесь два шага вперед делает британский маркетинг и успокаивающим голосом отвечает: дорогие мои, у нас тут есть все, о чем вы мечтали, включая то самое, что вы поняли в предыдущем предложении. Так что усаживайтесь поудобнее, и необязательно в свитпоинт (потом объясним) — мы начинаем.

Главная концепция KEF всегда строилась вокруг фирменного коаксиального динамика, которому уже без малого 13 поколений. Естественно, все с нетерпением ждали момента, когда же получится снять грили и усмотреть там Uni-Q, чтобы сбросить внутреннее напряжение на минимум. В принципе, это и случилось, за исключением некоторых нюансов.

Потому что специально для XIO британские инженеры разработали уменьшенный вариант фирменного драйвера и назвали его Uni-Q MX: это двухдюймовый излучатель, в сердце которого находится купольный твитер. По незнанию его можно принять за пылезащитный колпачок, потому что внешняя структура фирменного динамика изменилась до неузнаваемости.

Визуально ободок СЧ-излучателя и купол ВЧ выглядят как единая конструкция. Инженеры говорят, что все инновации внутри: катушка для обоих диапазонов используется одна, а разделением частот между элементами драйвера занимается механический кроссовер.

Конструкция крайне любопытная получилась, но идея остается той же — дать монолитную коаксиальную сцену и фазовую согласованность, но сразу от шести фирменных коаксиалов. На лицевой панели их два по краям, еще один в центре, и на верхней панели конфигурация такая же. Еще пара динамиков есть на торцах: это те же два дюйма и схожая конструкция, только названы они широкополосными — коаксиальность, направленная в стороны, и правда видится как излишество.

Отдельным звеном выстроились басовики P185 вытянутой овальной формы размером 51 x 180 мм. Внутренняя фирменная калькуляция говорит, что один такой басовик по эффективности сопоставим с привычным круглым собратом диаметром в четыре дюйма. Таких динамика здесь четыре, по паре на лицевой и тыльной панели — это расположение, со слов инженеров, выбрано для взаимного гашения вибраций.

Технологий здесь тоже хватает: для этих динамиков реализовали подвес по заветам P-Flex Surround, чтобы внутреннее давление не мешало линейности хода диффузора. И даже датчик контроля скорости его движения (Velocity Control Technology, VECO) здесь есть. Он учитывает сигнал на входе и на выходе и отслеживает движение катушки в режиме реального времени, используя цепь отрицательной обратной связи, при необходимости корректируя поведение динамика для радикального снижения искажений и компрессии. Таким образом, имеем 12 динамиков, а к ним 12 усилителей в классе D суммарной мощностью 820 Вт.

Разбором любого звукового сигнала и организацией его в привлекательный вид занимается фирменный процессор MIE (Music Integrity Engine) с комплексом специализированных алгоритмов цифровой обработки сигнала. Именно он определил итоговый формат объемного звучания XIO — 5.1.2, поддержку кодеков Dolby Atmos, DTS:X, Sony 360 Reality Audio, MPEG-H и возможность апскейла моно или стерео до многоканального звука. Есть и поддержка Hi-Res с параметрами до PCM 24 бит / 384 кГц, взаимодействие с AirPlay, Google Cast и UPnP.

Но что вы скажете по поводу встроенного гироскопа? Выглядит это эффектно: ставишь саундбар из обычного положения лицевой панелью вверх, звук на секунду прерывается — и вот перед твоими ушами во всей красе калибровка для нового положения, когда лицевая и верхняя панели просто меняются ролями: они имеют симметричное расположение динамиков, и инженеры научили их подменять друг друга в такие моменты.

Даже если поставить XIO лицевой панелью вниз — он все равно корректирует звук для нового положения. На бок ставить не пробовали, но и ситуаций, когда такая установка потребуется, крайне мало. В целом это выглядит как британская инженерная магия, не иначе.

Еще у XIO есть фирменная система автокалибровки IPT (Intelligent Placement Technology). Она работает с помощью двух встроенных микрофонов, которые измеряют акустическую среду и выстраивают звуковые алгоритмы соответствующим образом. Калибровка происходит через приложение KEF Connect, а по ее завершению микрофоны можно отключить физическим тумблером на задней панели.

Плотный Connect с KEF

В фирменном приложении есть чем заняться. Стартовая страница предлагает выбрать активный вход, ниже предлагается доступ к привычным аудиофильским стримингам и потоковым радиостанциям. И даже папки в локальной сети можно смотреть: кто из нас хоть однажды представлял, что это можно будет делать через саундбар?

Следующий экран лаконичный — отображает активный вход и дает доступ к управлению громкостью. Вкладка с музыкой снова предлагает рассмотреть стриминги и прочие источники звука, а вкладка со значком эквалайзера открывает доступ к странице автокалибровки. Организовано все просто, традиционно можно выбрать уровень, на котором будет происходить калибровка: «новичку» нужно просто нажать то туда, то сюда, и все случится само.

Для продвинутых пользователей предлагается ручная настройка по ряду параметров, типа ВЧ и НЧ в диапазоне ±10 дБ, и традиционная для KEF интеграция сабвуфера с назначением срезов и прочих премудростей. Или даже указать, на какой высоте от пола находится саундбар — есть с чем поиграться на досуге. Калибровок можно сделать несколько, сохранить их под разными названиями и сравнивать — лучшая функция, которую можно было придумать для саундбара с аудиофильскими корнями.

В процессе калибровки саундбар издает разные звуки, а после предлагает готовый профиль, в котором, кроме полученного только что пресета, есть готовые звуковые шаблоны DSP для разнообразия всех этих скучных оригинальных форматов звука: Movie, Dialogue, Music, Night и даже Direct для уважаемых господ, которые пока что не в курсе, что такое удовольствие от звука. Пока что.

Вкладка с настройками — просто океан, бороздить который не только приятно, но и полезно. Даже учитывая топовый сегмент, в котором выступает KEF XIO, всяких продуманных мелочей в нем оказалось даже больше, чем ожидалось. Здесь есть ограничитель максимальной громкости и настройка ее шага, таймер сна и будильник, выбор качества стриминга и тест интернет-подключения, настройка пульта ДУ и автопробуждения от разных источников. А еще в недрах этого лайфстайлового рая есть выбор предпочтительного алгоритма для принудительной виртуализации звука: Dolby Virtualiser или DTS Virtual:X.

Важно понять одно, определиться сразу, перед тем, как начнем про звук: все здесь нацелено на то, чтобы дать слушателю максимально впечатляющий саунд. Все эквалайзеры, тумблеры, выборы виртуализации и пресеты DSP здесь нужны обязательно, чтобы каждый желающий сел перед любимым фильмом и настроил звук так, чтобы «Вау!» и голову удивленно к плечу. Не стоит ожидать, что киношные звукорежиссеры стараются больше, чем музыкальные, даже если в исходнике есть красивые логотипы и внушительные цифры объемного звука. Надежда на Direct умирает последней, но и она тоже умирает, сразу после того, как вы испытаете, что такое

Топовые алгоритмы DSP под хайфаным соусом.

Для тестирования звуковых способностей использовался большой красивый телевизор с разъемом HDMI eARC и локальный сервер с эпизодами различных фильмов.

«Бегущий по лезвию 2049». Несомненно, ты сразу в кино. В сцене с полетом над тлеющими остатками мегаполиса круче всего воспринимается чередование звуковой активности и тишины — тут ловишь себя на всяких аналогиях про «мертвую тишину в паузах», «черный фон» и прочие аудиофильские способы правильно слушать звук.

Только пусть это не выглядит, как попытка выдать киношный девайс за музыкальную систему, но он это делает: он выдает громогласные взрывы - плотные, насыщенные, и упругую басовую подложку, которую привычнее всего слышать от сабвуфера. А в следующую секунду просто черный фон, с едва различимым звуком рассечения воздуха о крыло летательного аппарата. Эффектная, впечатляющая работа, которая легко объясняется с технической стороны: фазовая когерентность, абсолютная согласованность излучателей и слитность картины, которая моментально читается — так может только коаксиал.

Касаемо размаха панорамы и атмос-эффектов — здесь снова пригодятся аналогии из соседнего форума. Саундбар отвязан от звука, его присутствие есть только потому, что его видно, а звук обитает по сфере, одной из крайних точек которой есть экран телевизора. Реально широкий охват панорамы в стороны, и что удивительно — даже центральный канал, хоть и имеет физический динамик, все равно ведет себя как виртуальный, сдвигая голос и эффекты по вертикали и глубине так, как этого требует кино.

Скорее всего, этот впечатляющий эффект получился за счет дублирования центрального канала: пара динамиков Uni-Q MX, которые находятся в центральной части саундбара, в любом его положении работают как центральные каналы. А при смене положения XIO просто смещает между ними акцент. При этом за высотные эффекты всегда отвечает только та пара динамиков, которая расположена по краям лицевой или верхней панели — в зависимости от способа установки.

Смена алгоритма виртуализации серьезно меняет картину: с DTS получаешь больше глубины, но меньше панорамы и больше привязки звука к динамикам. В Atmos верхние каналы работают корректнее — это хорошо слышно в отрывке из первого «Бегущего по лезвию», когда идет дождь, а герой прохаживается по пустынной улице. На этом глубоком черном фоне картинка озвучена эффектно, особенно выступающая фоном мелодия — она раскрывается с неожиданным объемом и тонкостью переливов, при этом не теряется шум дождя сверху. Такое панорамирование слоями дает эффект полного присутствия.

«Богемская распсодия». В сцене концерта на стадионе выяснился любопытный момент: звук в обработке саундбара воспринимается гораздо интереснее и в целом просто круче, чем в режиме Direct, несмотря на исходный формат дорожки Dolby Atmos. По умолчанию звукорежиссеры наградили нас довольно прямолинейным и резковатым саундом с панорамой, которая после предыдущих эпизодов кажется плоской.

Хладнокровно, со знанием дела переводим DSP в режим Movie — и происходит полная трансформация звука, будто из моно переходишь к стерео. Фильм буквально раскрывается с новой силой, с эффектом громогласного стадиона и массы поющих людей. Так реально интереснее получилось, настолько, что дух захватывает и появляется надежда на счастливую концовку.

Запас громкости при этом кажется неисчерпаемым, с ее ростом XIO ведет себя максимально в соответствии с родословной. В какой-то момент назревает еще одно удивление: кристальная чистота саунда неизменно следует за регулятором громкости, бас при этом становится угрожающе массивным и плотным. Это впечатляющий звук даже для не впечатлительных слушателей, которые всегда искоса смотрели на подобные девайсы, наивно полагая, что стереопара сделает лучше. Звук не теряет прозрачности и с понижением громкости, бас при этом так же ощутим — это приятно осязать, когда громкость находится на уровне комфортного разговора, но окружение панорамой \ффектов все равно продолжает работать.

Ну и на минуточку вернемся к музыке: O'o — «Tako-Tsubo». Напомним, что настроить у XIO можно все, вплоть до количества НЧ/ВЧ и способов, которыми будет обработан исходный сигнал для придания виртуальных эффектов. А потом сохранить этот пресет и пользоваться именно для прослушивания музыки.

Имеем хорошую стереобазу с хайфайной разборчивостью и приличным разрешением, при этом виртуализация не портит звук, а придет ему изюминку, запретный плод которой может быть неожиданно сладок. Но и в Direct ему хватает объема, так что здесь будет чистая вкусовщина: стоит ли гнаться за исходником трека, когда у тебя под рукой мощнейший инструмент для его трансформации?

Итоги

Инженерами KEF была проделана впечатляющая работа. Буквально с нуля, не имея базы и опыта построения многоканальных девайсов ни на программном, ни на аппаратном уровне, они представляют XIO и кладут на лопатки этим неуемным хайфайным «атмосом» каждого хейтера, кто ждал, но не очень надеялся, что получится. Разработка заняла немало времени, но результат того стоит, и эти новые Uni-Q MX наверняка им еще пригодятся, да и нам под руку еще не раз попадутся, если первое предсказание сбудется.

Но прежде всего хочется выделить характер XIO: здесь нет той надоедливой стерильной примитивности, которую многие производители выдают за честный и прозрачный звук. Основа этого звука — комфорт, плавность и монолитность, когда острые динамические всплески остаются острыми, но не едкими, будто юмор благородного сэра, который продолжает держать осанку независимо от обстоятельств. Даже когда мир на экране рушится, а динозавры доедают последнего героя — любой момент получается интереснее, когда в твоем объемном звуке есть хайфайные корни.

впечатляющий звук, впечатляющий бас; гладко сшитые диапазоны, монолитная панорама, приятный, комфортный и динамичный саунд на любой громкости

на этом этапе нет никакой информации по поводу тыловых каналов. Им не обязательно быть в комплекте, но хотелось бы иметь возможность развития системы, потому что звук реально хорош

KEF XIO

359 000 рублей

Формат объемного звучания: 5.1.2

Поддержка форматов: Dolby Atmos, DTS:X, MPEG-H, Sony 360 Reality Audio

Излучатели: ВЧ/СЧ - 6 х Uni-Q MX, 2"; Широкополосные - 2 х 2"; НЧ - 4 х P185, 50 х 180 мм

Класс усиления: D, 12 усилителей

Пиковая мощность: 820 Вт

Коммутация: HDMI 2.1 eARC, оптический вход, Ethernet, выход на сабвуфер RCA, разъем фирменного беспроводного модуля, Wi-Fi 4/5/6 гГц, Bluetooth 5.3

Стриминг: Spotify Connect, Tidal Connect, Amazon Music, Qobuz, Deezer, uPnP\DLNA, AirPlay

Управляющее приложение: Kef Connect

Варианты расцветки: черный, серебристый

Комплектация: пульт ДУ, батарейки AAA, кабель HDMI, кабель питания, настенное крепление, шаблон для настенного крепления, инструкция

Габариты ШхВхГ: 1210 x 70 х 170 мм

Вес: 10,5 кг