Мой друг Дэйв уже писал про аналоговые издания на ленте от Analog Tone Factory. И вот я сподобился тоже приобщится к теме и ленту себе переписал. И цифровой трансфер раздобыл.

Правда побегать пришлось, но ведь бег полезен, нет?
Ради чего все это?
Попросил у меня совета человек, купивший себе в систему магнитофон - один из таких, как у меня - ASC AS 6002, двухдорожечный, двухсистемный CCIR/NAB и три скорости, в том числе 15 ips. Раньше только цифру слушал, а винила не было и нет. Поделился первым впечатлением:
"А если в общем и вкратце… давно хотел попробовать магнитную ленту, но боялся столкнуться с трудностями настройки, обслуживания и т д.
Решился. Это принципиально другой уровень звука. Полное погружение, “жизнь” в звуке.
Думаю, как теперь слушать компакт-диски..."
Попробую относительно объективно ответить на вопрос: а является ли аналоговая запись на ленте абсолютно референсным источником? Сравним мастер-копию на ленте, официально изданную, цифру в высоком разрешении, полученную как оцифровка аналогового мастера без редактирования и винил, нарезанный с аналогового мастера. То есть у всех трех источников одна мама - один и тот же аналоговый мастер на ленте.
Итак под микроскопом у нас альбом «Vintage» от Analog Tone Factory:
Материал записан в 2020 г. - Ryan Streber at Oktaven audio. Многоканальная запись на ленту в два дюйма на STUDER A80O mkII на скорости 76 см/сек. Сведение в стерео на мастер-ленту выполнено Pete Rende на Brooklyn recording, на магнитофон custom 1/2 inch tube Ampex 351 на скорости 76 см/сек. Винил подготовили на Hollywood master, ламповый трансфер с мастер-ленты на станок - lacquer cut by Bernie Grundman directly from the analog tape. Цифровой файл 24-192 непосредственно с мастер-ленты, идет как опция для скачивания при покупке пластинки, которая, в свою очередь 100% ААА.

И сам Берни Грундман ко всему руку в итоге приложил.
Альбом Жерома Саббаха (Jérôme Sabbagh) «Vintage» по моему впечатлению — это праздник классической джазовой музыки, записанной полностью в аналоговом формате, чтобы передать все сущностные моменты в этой музыкальной традиции. Выпущенный Sunnyside Records в 2023 году, альбом включает в себя работу квартета исключительных музыкантов, включая Жерома Саббаха на тенор-саксофоне, Кенни Баррона на фортепиано, Джо Мартина на контрабасе и Джонатана Блейка на ударных. Выбор аналоговой записи отражает собственное желание Саббаха создать материал, который по впечатлению от прослушивания будет максимально аутентичным и близким к живым выступлениям квартета.
Вскрытие показало...
Слушал я все и сравнивал на своей системе (она в профиле), а с научно-техническими историями помогли в знакомой аналоговой студии.
1. Цифра
Динамический диапазон у файла 24-192 - DR12. Спектрограмма FFT показывает, что частотный диапазон уходит вверх далеко за 20 kHz, то есть копия аналога практически.

Здесь также видно наличие шума на высоких частотах, характеризующее то, то источник файла очевидно прямого аналогово-ленточного происхождения.
Принцип оцифровки исходника здесь позволяет максимально приблизить воспроизведение по характеру к мастер-ленте, избежав ограничений для аналогового воспроизведения с точки зрения отсутствия настроек, калибровок и прочей вредной для аналога ерунды.
2. Винил
Динамический диапазон у пластинки выше - DR13. Мы ожидаем увидеть на спектрограмме картину, похожую на мастер-ленту? Оптимисты...

Спектрограмма FFT показывает обрезку высокочастотного диапазона на уровне примерно 17 kHz - видна рука Берни Грундмана при нарезке лакера под винил. И еще выше мы видим изменения сигнала и искажения, артефакты, характерные для воспроизведения виниловой пластинки.
Винил практически бесшумный и мастеринг под винил с ленты у Берни высококлассный. Но тем, кто слышит еще что-то выше 15 kHz этот винил дает менее естественную передачу звука по сравнению с мастер-копией на ленте и с цифрой.
3. Мастер-копия на ленте

Издание в мастер-копии у нас было от Bernie Grundman Mastering, но есть еще версия на ленте от Sunny Side.

Первое издание "от мастера" записано с пол-дюйма на 510 nWb/m, а вот второе с четвертьдюймовой тиражки на 320 nWb/m, то есть вторая или третья копия с оригинала.
Динамический диапазон у первого издания - DR12.

В верхней части спектрограммы мы видим, что шум немного больше, чем при оцифровке с полудюймовой мастер-ленты на 76 скорости. Здесь лента на четверть дюйма и на 38-й скорости.
И именно здесь (поверьте моим ушам) мы находимся в мире чистого аналога, где лента это самый точный носитель, доступный на сегодняшний день. Она предлагает уровень воспроизведения и восприятия, очень близкий к мастеру, созданному Берни Грундманом.
И... если нет ленты, то цифра играет лучше винила, в этом случае.
Для возражений: корзина для кидания тапочек стоит справа в углу...
Всем удачных выходных!
Analog Tone Factory