Следующим утром я проснулся уже полноправным обитателем данного места, вышел из гостевого домика с чашечкой кофе и сигареткой и такое благодушие, пополам с умиротворением, обуяли, что, наверное, минут двадцать сидел и щурился на солнышко совершенно счастливый. Потом был завтрак, под свинг из малюсенького, но очень достойного девайса Bose. Благодать. Далее Лариса и супруга Петра отправились в город, по своим делам, а мы переместились в студию. Петр ангажировал Михаила для записи интервью, а я зарулил в контрольную комнату, для беседы с Артемом.

Мы беседовали около часа. Об особенностях записи, о возможностях самой студии, о разных полезных свойствах пульта и, прилагающейся к нему, стойки со студийными «примочками». Артем продемонстрировал работу основных мониторов АТС и вспомогательных Genelec, объяснил, что вспомогательные позволяют работать с серединкой, давая очень разборчивый уточняющий материал. Плюс продемонстрировал различие в звучании материала «produced sound» и, так называемой, «живаги». Поскольку в нашей беседе было много технического лексикона, то я не возьмусь воспроизвести беседу дословно, но, как я понял, данный уровень позволяет, если есть такая потребность, комбинировать звук даже потактово с разных дорожек, при этом совмещая с аналоговой записью, убавляя и увеличивая обработку звука, добиваясь глубины и требуемого эффекта. Однако в приоритете стоит живая запись с микрофонов. Последующий мастеринг - это уже отдельная и очень разветвленная сеть возможностей и даже самые поверхностные объяснения нарисовали сложнейшую картину взаимосвязей, которые последовательно воплощаются при сведении. Я не делал пометок «на манжетах», по причине отсутствия оных, поэтому в голове осталась общая картина, позднее Михаил рассказал мне про настройку 24-х дорожечного Studer А800 МК III , перед записью. Это настройка каждого канала по нескольким частотным сигналам в трех или четырех параметрах. Если кто умеет на калькуляторе, то легко перемножит)))

Затем, как это водится у меломанов, мы с Артемом плавно перетекли в прослушивание музыки. Он мне ставил свои записи, я ему находил свои, еще минут сорок мы наперебой делились информацией. В процессе удалось задать вопрос о Living Athmos, о том, чем ему глянулись кабели из линейки Optimus Ultimate и он, буквально моими словами, обозначился – объем и детализация, глубина воспроизведения. Более высокие линейки, допустим Classic Reference и Classic Ultimate, дают чрезмерное количество деталей и сопутствующих нюансов, отвлекают от главных соотношений, уводя от мастеринга в параметры аудиофильско-меломанского свойства.

Сошлись мы на том, что нет особой необходимости делать весь обвяз кабелями Living Athmos, особенно в части межблочного взаимодействия техники для обработки звука, там просто гирлянды кабелей, несколько десятков, а имеет смысл использовать их для микрофонов, для питания и межблочного взаимодействия пульта с девайсами, вовлеченными в окончательное сведение.

Засим он занялся своими, текущими, операторскими делами, а я прогулочным шагом отправился к кофемашине, для закрепления, так сказать, материала. Минут через десять и Петр с Михаилом закончили интервью и началось самое интересное, то чего я так ждал.

Еще с вечера, когда я первый раз вышел покурить, Михаил заметил, что в уличной пепельнице остались пепел и окурки от сигарет, которые курила Елена Денисова, а обитал я в домике, где живут, во время записи, все приглашенные музыканты из других городов и из-за рубежа, приезжающие для работы в студии. И теперь мне предстояло в той же обстановке послушать все, что они прочувствовали и воплотили, проживая там же где и я, стряхивая пепел в ту же пепельницу. Пепел к пеплу! Так, по моему?)))

Сейчас уже не вспомню в каком порядке мы начали слушать, но, кажется, с последнего альбома Кристины Ковалевой. Она джазовая певица, совсем молодая, с завораживающе красивым голосом и манерой исполнения. До этого Михаил пересылал мне ее альбом, но в несколько ужатом формате. Поэтому выслушать все волшебство не получилось. А здесь … могучий Studer, production copy, на полудюймовой ленте … Звук просто чарующий, каждая голосовая модуляция пощипывает в душе что-то сокровенное, сколько старания, чувств и эмоций вложено и адресовано слушателю. Настоящее откровение. И хотя я не очень большой любитель женского джазового вокала, но тут просто растаял. Да и на фотографии Кристина исключительно милая барышня. Растрогала и растопила сердце «пожилого барбоса»)))

И, наконец, тот альбом, который я, именно что, вожделел. Последний, Елены Денисовой, «Гармония страстей». Для меня, по ощущениям, его содержимое равно всему услышанному за последние пять лет. Эта музыка абсолютно созвучна моему внутреннему восприятию, более того, я, раз за разом, готов прослушивать его и мысленно перекатывать, пробуя на вкус, каждую ноту. Именно так я себе мыслю и представляю музыку, которая несет в себе эмоциональное богатство красок жизни, именно так, в таком красивейшем созвучии хочется прожить свою жизнь и дать услышать эту красоту окружающим. Каждый раз, в предвкушении прослушивания, появляется манящее чувство нетерпения, ожидание погружения в этот чудесный, знакомый до мелочей музыкальный образ. Какие еще слова можно подобрать? Их просто нет в разговорном языке, только во снах, только за «гранью» есть средства способные выразить такие чувства.

Эта миниатюрная женщина, просто покорила меня, и я безумно горд, что она была и остается нашей соотечественницей. Я понимаю, что именно у нас, в России, слитые воедино беспутство, доброта и прочие, зачастую нелицеприятные, черты национального характера позволяют выплавлять такую силу и искренность эмоциональных образов, так исполнять МУЗЫКУ!!!

Я, уже давно, почитал себя человеком, который может плакать только от сырого лука, но вот ошибся. Взор туманится))), «предательская» влага мешает видеть, но так ЧУДЕСНО на душе, так прозрачно-грустно и счастливо одновременно.

Мы еще немного послушали другие студийные записи, они все, конечно же, звучало живо и вовлекающе, но после предыдущих «потрясений» требовалось «выдохнуть» и Михаил отправился готовить плов, а я, порывисто вздыхая и «хлюпая носом», в душе, пошел следом, помогать по мере сил. Петр уединился с отснятым материалом для предварительной оценки.

Плов у нас вышел чрезвычайно живописным и максимально вкусным. Даже на фото это видно. Вернулись девушки. Мы весело и сытно поужинали, непринужденно болтая обо всем, что приходило в голову. После ужина снова отправились в студию и уже просто слушали музыку, разную, которая зацепила нас когда-то. Посмотрели видео концерта ZAZ, а уже совсем поздно, когда Петр отправился спать, мы с Михаилом наткнулись на видео перфоманса от Hugh Laurie «Let Them Talk». Надо сказать, что это была находка, снято очень стильно, с участием совсем уже стареньких легендарных блюзменов, которых Mr. Laurie лично разыскал, в американской глубинке, и вовлек в действо. Смотрится на едином дыхании, рекомендую всем, кто любит настоящий блюз, от истоков.

Помимо всего прочего, удалось послушать второй сетап, который стоит в комнате, он очень локальный. Основу его составляют крупные мониторы Tannoy Super Gold Monitor и два ламповых моноблока Past Audio, от питерского мастера. Слушали с заслуженного CD плеера TEAC и с, не менее заслуженной, ветртушки Thorens TD 520. Звук невероятно интересный своим построением сцены. Она не очень большая, но четко очерченная, наклоняясь вперед как будто окунаешься в музыкальный кокон, есть ощущение, что все звуки остаются на своих местах, а ты попадаешь в середину сцены, те звуки, которые были перед тобой остаются сбоку или чуть позади. Звучание чрезвычайно теплое и весомое, с неуловимой ламповой «шершавинкой» от которой мурашки пробирают. Удивительно уютный звук, для уединения и созерцательного настроения, для глубокого, личного проникновения в суть музыки.

В воскресенье Петр, с супругой, с утра улетели в Москву, мой самолет был вечером, поэтому Михаил, по моей просьбе, подключил свой Aurender и отправился заниматься хозяйственными делами, а я стал «уестествлять», на основном сетапе, хорошо знакомый материал из Qobuz. Очень хотелось сравнить и понять, чего мне удалось достичь, а что требует внимания.

Наверное, основное это то, что абсолютно разные записи и жанры звучат вкусно и полновесно, с большим количеством деталей, которые разнесены в пространстве неожиданно и интересно. Думаю, что это следствие хорошо продуманного акустического оформления комнаты, новых деталей я не услышал, а вот их локация удивила.

В связи с этим крепнет понимание, что, повышая качество системы, вдумчиво подбирая компоненты самого высокого уровня, в какой-то момент можно, слегка, пренебречь мелочами, т.е. коннекторами, вспомогательными кабелями, бананами, лопатками и прочее…     

По факту, конечно, они оказывают влияние, но все меньше желания с ними возиться, разве что в охотку, не спеша и без аудиофильского ажиотажа. Слушая систему Михаила, несколько раз ловил себя на мысли, что не хочется ничего поменять, а хочется умиротворенно плескаться в таком «вкусном» и масштабном звуке, попивая кофеек или чего покрепче...

А потом пришло время ехать в аэропорт. С одной стороны, я понимал, что соскучился по дому и супруге, по привычной обстановке, по своим аудиофильским «процедурам», а с другой стороны так не хотелось выныривать из этой студийной «неги», так хотелось продлить последние мгновения…

ОГРОМНОЕ СПАСИБО МИХАИЛУ И ЛАРИСЕ ЗА ТАКОЕ ДУШЕВНОЕ ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЕ, ЗА УЮТ, КОМФОРТ И УМИРОТВОРЕНИЕ!!!

P.S. Попытаюсь подытожить поездку и суммировать впечатления. Что подкупает, на мой взгляд, с точки зрения исполнителей? Наверняка атмосфера, отсутствие ограничений, для неспешного проигрывания материала, возможность пропитаться непринужденностью и уютом этого места. Здесь все настраивает на свободное и раскрепощенное исполнение, с полным погружением в процесс. Елена Денисова, со слов Михаила, обмолвилась, что ее первая запись, на студии, получилась гораздо лучше, чем даже на Sony. Что она имела ввиду я не могу сказать, но на релизах в Qobuz мне не удалось услышать такую проникновенность, скорее виртуозно-деловитое исполнение согласно графику. Мастерство? Безусловно, но вот душевность строго отмеряна отведенным на запись временем, а в таких тонких и трепетных моментах, как возвышенное звукоизвлечение, подобный подход, на мой взгляд, не применим. Слишком уж неуловимы и изменчивы те чувства, которые требуются настоящим музыкантам для слияния с инструментом и воплощения, через него, всей полноты вдохновения. Поэтому Михаил выбрал единственно правильные, в творческом отношении, путь и подход. Надеюсь, что все больше и больше исполнителей станут его гостями и из России, и из-за рубежа. Очень хочу, чтобы эти люди стремились сюда с желанием воплотить в звуках самое сокровенное, то, что скрыто за рутиной концертной деятельности. Раскрыться полностью и показать миру всю красоту и глубину человеческих переживаний, которые способна передать Музыка.

 

Всем Хорошего Звука! Да пребудет с Вами Аудиофильская Эпическая Сила!

Fishmerchant

Ссылка на канал Кочеткова Петра в YouTube: adenotom - YouTube