«Какого у нас только джаза нет: и женский, и цыганский», — сокрушался неприятный персонаж известного фильма «Мы из джаза». Прошло сто лет — и пророчество этого критикана сбылось чрезмерно. Теперь еще есть и детский джаз. А в России, похоже, у него просто бум. Кто «подсаживает» русских детей на джаз, зачем и почему — объясняют знаменитые участники данного процесса.
Фестивали «Усадьба Jazz Kids», «Крошка Джаз», «Рояль в джазе», «Триумф Джаза» (с участием детей), студия лидера «Машины Времени» Андрея Макаревича «Jam Juniors» и тому подобное. Такое чувство, что все дети страны теперь рвутся играть джаз. Странно, да? Виртуозная взрослая музыка, у которой нет денег попсы и славы балета, но ее играют маленькие — при полном непротивлении родителей.
Как они справляются с таким технически сложным материалом, да и что они там понимают-то, скажете вы. И я поначалу так думал — пока случайно не увидал выступление девочки по имени Ника, 13-летней дочери одной коллеги. Дива с длинными светлыми волосами и невинными глазами пела стандарт, прославленный Эллой Фицджеральд. Под аккомпанемент 12-летней девочки, игравшей на сопрано-саксофоне. Уже интересно!
Так вот, блондинка пела сперва холодновато, скованно, а потом просто раскрылась, голос полетел, а сопранистка тоже раскачалась и начала дудеть просто ураганно. Конечно, они не всегда были четкими, немножко врали ноты, ну и вообще чувствовалось, что на большой, настоящей сцене девочки — редкие гости. Но как же упоительна эта юная энергия! И как же искренне они любят эту старинную прадедушкину музыку. Подумалось: вот если у взрослых джазменов были бы такие эмоции — извините за приземленное, но это монетизировалось бы иначе.
Я забросал маму Ники — кстати, это известная в среде классических музыкантов пиар-менеджер Лада Меркулова — вопросами: как, откуда, почему ребенок ударился в джаз? Оказалось — случайно-закономерно: изучала английский язык, классическую музыку, оперный вокал. Лет в 12 на каникулах попала в Лондон, там — на мюзикл. Поняла, что «старая эстрада — тоже музыка, и очень хорошая!»
А где старая эстрада — там и джазовый вокал, Элла Фицджеральд и так далее. Бросила оперу, запела джаз, через пару лет выступила на детском фестивале, которым руководит Нелли Гаранян, вдова великого советского джазмена Георгия Гараняна. В общем, типичная, можно сказать, история. Таких — много.
Конечно, это началось не вчера. Студии, конкурсы, спецпрограммы фестивалей и прочее то и дело возникали в последнее десятилетие. На музицирующих детей вообще стали обращать больше внимания — вспомнить хотя бы актуализацию детского «Евровидения» (в том числе того, где мелкие играют классику), спецпроекты канала «Культура» и так далее.
«Идею детских джаз-фестивалей “Играем джаз с Гараняном” и “Крошка Джаз” придумал Георгий Гаранян, — рассказывает Нелли Гаранян о проектах-старожилах. — Георгий хотел, чтобы дети и взрослые выступали вместе, считал, что это наиболее короткий и продуктивный способ передачи сценического мастерства от профессионалов начинающим. Но в 2010 году, в Краснодаре, его сердце внезапно остановилось. До назначенного фестиваля — а он проходит традиционно 25 января — оставалось 10 дней.
И мне сказали: “Зал есть, артисты приглашены, пригласительные билеты напечатаны, зрители придут. Сделай!” Возникло сразу множество вопросов и проблем: кто дирижер, кто ведущий, кто составит программу, и даже — кто выстроит звукорежиссеров! Георгий совмещал много опций… Но мы справились. И на следующий год справились. И так уже 14 лет подряд».
Также личная история — у промоутера Марии Сёмушкиной, всему музыкальному миру известной как создательница фестиваля «Усадьба.Джаз». Он с начала нулевых проходит в музее-усадьбе Архангельское, знакомит публику с актуальными артистами, русскими и зарубежными, а в какой-то момент вдруг «прирос» детским конкурсом и фестивалем.
Сёмушкина признается, что на идею «очень повлияло наличие <собственных четверых> детей, особенно тот факт, что не каждая <моя дочь> прямо вот открыта к музыке… Все время ищем преподавателей, подход, меняем школы и прочее. То есть я как никто знаю, как непросто родителям! Даже пишу сейчас курс на тему специфики детского творческого развития в музыке».
Мария Сёмушкина и Нелли Гаранян получают заявки со всей России, если не со всего мира. Но есть и более локальные истории — и тоже с очень хорошим результатом.
Лидер группы «Машина Времени» Андрей Макаревич в своем клубе JAM Club дал зеленый свет одной очень любопытной и необычной образовательной программе. «Jam Juniors» — это детский проект, в котором одаренные дети почти профессионально играют джаз: концерты происходят регулярно, даже пластинки выходят.
«Тут надо быть честным, — оговаривается Макаревич. — Дети не со мной лично занимаются, а с <певицей и педагогом> Дианой Поленовой. Для нашего JAM Club это одна из составляющих культурной программы. Дианка решила, что такое надо делать, и оказалось, что у нее настоящий дар работы с детьми. Я к ним приходил несколько раз, дети там чудесные совершенно! Не все гении, но… Очень хорошие. Чаще всего это дети музыкантов, и они, значит, уже не с пустого места начали. Все замечательно получилось, я считаю».
По мнению Дианы Поленовой, детская непосредственность и искренность — именно то, что нужно джазовой музыке, а импровизация и драйв — то, что влечет к ней юных. «Дети любят не столько сам по себе “джаз”, они любят живое общение и всамделишную музыку. Ведь у нас с ними на сцену “поиграть” выходят только лучшие столичные джазмены и известные артисты.
Представьте себе, бывает, оказываются на одной сцене Андрей Макаревич с гитарой, джазовый коллектив Yo5 в полном составе (пианист Евгений Борец, Сергей Хутас на контрабасе, барабанщик Давид Ткебучава, Тимур Некрасов с саксофоном и флейтой), а еще пожалуют специальные гости: Владимир Петрович Пресняков-старший на саксофоне, Сергей Манукян и еще суперклассные музыканты и певицы — я просто боюсь кого-то обидеть, не назвав. Наверное, более ярких музыкальных впечатлений ребенку не подаришь. Поэтому каждый джем-сейшн мы ждем и готовим с трепетом».
Джаз как жанр в принципе молодеет — это тенденция. Возрастной порог снизился: сейчас студенты для тренировки играют то, что полвека назад корифеи репетировали подолгу. Нелли Гаранян объясняет одну из причин омоложения жанра: «Во многих музыкальных школах открылись джазовые отделения. Думаю, Георгий Гаранян внес серьезную лепту для привлечения молодых зрителей в джаз. У него был абонемент в Большом зале консерватории, и он как-то пригласил ведущей телезвезду Яну Чурикову, а певцом — Марка Тишмана, и молодежь побежала на знакомые имена. Это важно — привлечь чем-то любимым и знакомым. Можно и по джаз-клубам судить: там в основном молодежь. Эстетика джаза близка им, а непредсказуемость импровизаций их завораживает!»
Главное — желание. Родительское поощрение тоже не помешает — хотя, по замечанию Сёмушкиной, «иные родители очень токсичны». И многие «предки» действительно за то, чтоб их дети получали изначально именно джазовое образование, хотя сами могут всю жизнь слушать Depeche Mode, Rammstein и какую-нибудь Земфиру (в первых, кстати, играл джазмен Алан Уайлдер, а последняя нанимала элитарных сессионных джазменов). Вопрос престижа? Безусловно. Но какие в этом деле перспективы?
Андрей Макаревич считает, что в его проекте главное то, что «дети счастливы: они получают школу. Она им пригодится вне зависимости от того, решатся они продолжать заниматься музыкой в жизни или нет. А если и не решатся — все равно не повредит».
Хотя Нелли Гаранян и оговаривается, что перспективы у всех разные и успех, как и везде, зависит от таланта, амбиций и удачи, но все же выражает оптимизм. «Наш фестиваль дает возможность сделать первый шаг, а дальше — сам! И они идут сами».
Оптимизм коренится в успехах подопечных госпожи Гаранян: «Вера Когай, ударница, уже сколько призов завоевала; Валя Майоров, саксофонист, раза три становился победителем “Дельфийских игр” и стал профессиональным музыкантом. Илью Борткова, певца, скоро начнем приглашать солистом в Оркестр Гараняна. Тем более что в мужском джазовом вокале есть ниша. Так что перспективы и возможности есть. Рынок хоть и не очень большой, но разнообразный. Таланту и амбициям, да и просто джазовым рядовым — место найдется».