В ассортименте продукции Parasound до появления JC3 Jr было две модели фонокорректоров: бюджетный Zphono и топовый JC3 Plus. Различие в цене между ними было более чем десятикратным. Естественно, этот разрыв нужно было чем-то заполнить. Так и появился JC3 Jr — две эти буквы означают «младший». Он официально позиционируется как более доступный вариант своего старшего брата, сохранивший основные его преимущества.
Физически типичный фонокорректор не содержит крупных элементов, да и блок питания ему не нужен слишком мощный. Поэтому на рынке этих устройств царит разнобой форм-факторов; этим грешат даже компании, десятилетиями предлагающие свою технику в одинаковых корпусах. Возможность вынести блок питания лишь увеличивает количество вариантов.
Parasound Halo JC3 Jr — полноразмерный, но очень плоский. Настолько плоский, что возникает соблазн поставить на него вертушку. Понятно, что делать этого не следует, но в любом случае он не будет стоять одиноко на краю полки. Лучше всего он, конечно, будет смотреться с другими компонентами серии Halo. Но если стилистическое единообразие для кого-то не главное, то конструктивно преимущества такой компоновки очевидны. Тороидальный трансформатор, блок питания и схема собственно корректора разнесены в этом просторном корпусе по разным углам, а звуковая часть отделена еще и дополнительным алюминиевым экраном.
Чего не хватает
Основным ходом для уменьшения цены по сравнению со старшей моделью стал отказ от схемы двойного моно, как в усилительной части, так и в блоке питания. Интересно, что заявленное разделение каналов при этом улучшилось на 6 дБ — видимо, в результате дополнительных мер по снижению их взаимовлияния. Второй шаг по упрощению конструкции я бы и вовсе к компромиссам не отнес — отсутствующий в JC3 Jr кондиционер сетевого питания (который в JC3+ встроенный) при необходимости можно заменить на внешний, причем не ограничивая себя в выборе.
Многое другое перекочевало в младшую версию без изменений — позолоченные гнезда RCA, резисторы Vishay/Dale в звуковых цепях, выходные XLR-разъемы Neutrik и кнопка «моно» для старых пластинок. Базовые функции тоже сохранены — три коэффициента усиления на выбор и переменный импеданс для MC-головок (правда, тут уже без указания производителя резисторов).
Для прослушивания на тесте предоставили гибридный усилитель Magnat RV-4 c колонками Humidor этой же фирмы. Источником выступил проигрыватель Music Hall MMF-7.3 c головкой Ortofon 2M Bronze. Соединено все это было межблочниками Wireworld Oasis 7, а колонки подключались акустическим Oasis Pro.
Прослушивание
Характер звучания у Parasound JC3 Jr нейтральный и практически беспристрастный. В совокупности с отменной прозрачностью эти свойства могут вызывать ощущение нехватки драйва. Мне не удалось избежать этой иллюзии и я стал экспериментировать с положением переключателя коэффициента усиления, благо ламповый входной каскад Magnat снисходительно отнесся к такому варварству. Действительно, увеличение выходного сигнала сделало исполнение более плотным и насыщенным, но во-первых, эта система — лишь частный случай применения данного фонокорректора, а во-вторых, не для всех записей такой рецепт подошел.
Например, альбом «To the Power of Three» группы 3 и без этого записан с переполнением среднечастотного диапазона, так что вернув значение усиления к рекомендованному, я получил достаточное количество воздуха в этой фонограмме, чтобы перестать считать ее звучание утомляющим. Попутно замечу, что переключатель промаркирован не последовательно, а 50-40-60 дБ, поэтому будьте внимательны, манипулируя им «на лету».
Другой альбом этого же периода и схожего звучания — «Wetton/Manzanera» — тоже значительно выиграл от улучшения разборчивости, которое обеспечивает Parasound. Вокал Джона Уэттона получился в меру хрипловат, в меру пронзителен, а электронная подложка аранжировки пульсировала, не перетягивая на себя внимание, будто часы в комнате. По мере продвижения теста становилось все более очевидным, что разрешение фонокорректора в СЧ буквально приковывает внимание к текстам песен. Артикуляция Нины Симон в переиздании «The Amazing Nina Simone» (4M126) порой ставилась во главу угла, провоцируя забыть о мелодии и вокале. А 180-граммовый диск А. Макаревича с Оркестром креольского танго «Штандер», записанный в студии Abbey Road, неожиданно заинтересовал меня мудростью сюжетных зарисовок поэта, тогда как в свое время CD-версия вообще ничем не впечатлила.
Вторая особенность JC3 Jr, которую хотелось бы выделить, — ритмичность. В песне Йуссу Н'Дура «Old Tucson» с сингла «Shaking the Tree» чувствовалась мелкая пульсация даже в отсутствие задающего ритм инструмента. А на альбоме ELO «A New World Record», вдоволь насладившись анализом вокальной техники и мастерством продюсера, я оказался увлечен ритмической раскачкой (которую иначе как грувом не назовешь) на протяжении всей второй стороны пластинки.
Невидимая сила
Но самая приятная способность испытуемого — умение превратить все звуки практически в осязаемые, благодаря чему свойства носителя и особенности тракта перестают отвлекать внимание. В наибольшей мере этот эффект проявляется все же с дисками высокого качества. На альбоме AM «Future Sons & Daughters», выпущенном на 180-граммовом виниле лейблом Naim Edge, планы не разделялись на ближние и дальние, а образовывали единое пространство. Попутно отмечу отчетливый и мелодичный бас, а тем временем на противоположном крае частотного диапазона царил полный покой. ВЧ у Parasound настолько ненавязчивы, что нет смысла даже как-либо описывать их характер. И достигнуто это не путем их смягчения или уменьшения. Просто они совершенно естественны.
Подход, при котором тракт никак не взаимодействует с фонограммой, оказался выигрышным с совершенно разными по технологии записи альбомами — первопрессом The Who «Meaty Beaty Big And Bouncy» и современным «My Oracle Lives Uptown» Уильяма Орбита. Фонокорректор JC3 Jr показал мне несовершенство и шарм больших гитарных комбиков и микрофонов с тяжелым корпусом в записи The Who, и отправил в увлекательное путешествие с Уильямом, композиции которого сменяли друг друга, будто звуковые ландшафты. Общее у этих двух впечатлений то, что мне удавалось на время совершенно забыть о системе, на которой это все воспроизводилось.
Выводы
Нельзя сказать, что возможности подстройки входных параметров под определенный тип головки у Parasound исчерпывающие, но для всех распространенных картриджей их будет вполне достаточно. Поэтому обращать внимание на модели корректоров с более гибкими регулировками имеет смысл лишь обладателям совсем уж экзотических экземпляров.
Что касается характера звучания, то JC3 Jr можно назвать вполне универсальным. Его дотошность в передаче СЧ вряд ли станет для кого-либо помехой, а для жанров, предъявляющих повышенные требования к артикуляции вокала, она будет особенно ценна. Не хватает ему лишь винилового шарма, поскольку глубина, нейтральность и разрешение Parasound позволяют вовсе забыть о свойственной этому типу носителя окраске, у которой, конечно, есть свои почитатели. Но способность продемонстрировать весь потенциал, заложенный в аналоговом способе записи, не добавляя ничего от себя, найдет еще больше поклонников.
Достоинства: Увлекательность, разрешение в СЧ, микродинамика, ритмичность. Способность не вмешиваться в процесс прослушивания
Недостатки: Не помешала бы регулировка входной емкости
Официальный сайт: Parasound Halo JC3 Jr
Цена: 139 990 рублей
Паспортные данные
Соотношение сигнал/шум (для коэффициента усиления 40/50/60 дБ): 85/89/94 дБ (взвешенное)
Разделение каналов: 80 дБ (1 кГц)
Коэффициент гармоник: менее 0,02% (1 кГц)
Коэффициент усиления: 40/50/60 дБ
Коэффициент усиления (балансный выход)): 46/56/66 дБ
Входная емкость: 150 пФ
Входной импеданс: фиксированный 47 кОм (для ММ/МI) или регулируемый 50-500 Ом (для МC)
Чувствительность (при амплитуде выходного сигнала 1 В и усилении 40/50/60 дБ): 9/3/0,9 мВ (1 кГц)
Точность RIAA-кривой: +/- 0,2 дБ (20 Гц – 20 кГц)
Выходной импеданс: 100 Ом
Потребляемая мощность: 9 Вт
Габариты (ВхШхГ): 64х437х432 мм
Вес: 5,9 кг