Веха пройдена. Мы наконец-то дождались наступления новой реальности, в которой есть место хорошим телевизорам для киноманов. Они у нас уже были, но когда-то пришли новые технологии и забрали их. Хорошо, что на смену тем новым пришли еще более новые. И у этих новых оказался куда более здравый взгляд на то, каким должен быть телевизор: плоским, контрастным и честным. Жаль, что пока еще дорогим.
Темной дорожкой
Контрастность — требование третьего тысячелетия. Не помню, чтобы в 90-х кого-то действительно волновала контрастность, ее чаще всего вообще не указывали в характеристиках телевизоров. Я даже специально прочитал тест 29-дюймовых телевизоров в декабрьском выпуске 1999 года журнала Stereo&Video: автора волнует четкость картинки, шумы, но главное — чтобы цвета на этом кинескопе свелись более менее точно. Контрастность встречается лишь однажды, да и то как функция — «режим дополнительного усиления контрастности», которая скорее видеоэффект, чем улучшение картинки. Но потом все изменилось.
Особенно хорошо я помню презентацию плазмы Pioneer Kuro в 2008 году. В огромном зале выключили свет, а посередине сцены поставили телевизор Kuro и его прошлогоднего предшественника и вывели на них черную картинку. Зал аплодировал. Экран первой плазмы светился привычным серым прямоугольником, а Kuro… он тоже светился, но это было едва заметное свечение, и не серое, а благородное иссиня-черное.
После этого все производители ринулись делать контрастные телевизоры. Обычной контрастности в одном кадре не хватило — изобрели «динамическую», т.е. измеряли соотношение между белым экраном, включенным на полную мощь, и черным, когда подсветка попросту выключена. Цифры 350:1 (стандартные для большинства телевизоров первой половины 2000-х) вдруг резко начали прибавлять нули. Сначала стеснительно тысячи, десятки тысяч, потом маркетологи осмелели и стали указывать сотню другую тысяч, на следующий год — миллионы и, в конце концов, история закончилась терминами «мега», «мета» и просто «бесконечная».
Однако дело было сделано: потребитель увидел контрастную картинку и стал обращать на этот параметр внимание. И здесь, несмотря на скорый уход Pioneer с рынка телевизоров, плазма лидировала: Panasonic выпустил модели, которые вошли в золотой фонд достижений человеческой мысли. Последние плазменные ТВ серии ZT практически полностью глушили предзаряд — их экран лишь еле-еле светился в темноте, показывал 30720 градаций серого (по этой цифре можно определить, насколько чистым будет цветовой градиент), у него был широчайший цветовой охват — 98% от кинотеатрального DCI. Казалось бы, глобальное достижение. Но тут приходит 4К-разрешение, и плазма оказывается в тупике. Потому что нельзя уменьшить плазменный пиксель настолько, чтобы вместить нужное для 4К-разрешения количество ячеек даже в 65-дюймовые панели. Конец истории.
Начало истории
Какие бы в характеристиках ЖК-телевизоров не писали цифры соотношения контрастности, насколько бы качественно не делали локальную подсветку, все едино — нельзя разделить свет попиксельно. Другими словами, в плазменных телевизорах светился сам пиксель, а в ЖК-панелях — позади всей матрицы или ее части горят светодиоды, и никак не получится в одном кадре показать белый и абсолютно черный объект. Потому что черный хотя бы слегка засветится (появится ореол) или вообще будет серым. Мало того, и сами жидкие кристаллы физически не могут перекрыть полностью ячейку (заглушить подсветку), хотя эту проблему более-менее успешно решают, меняя геометрическую форму субпикселя.
И вот тут на сцену выходит OLED. Органические диоды светятся сами подобно плазме, но, как и ЖК, не требуют сильного тока, и более того, способны менять яркость свечения (не буду углубляться, лишь напомню, что в плазме яркость пикселя достигалась периодичностью его включения, что у некоторых зрителей вызывало эффект видимого мерцания дисплея). Что любопытно, еще несколько лет назад в каждой второй новости об OLED обещали дешевую и простую технологию, хотели матрицы чуть ли не на принтере печатать и вешать их на стены вместо обоев.
Реальность не в первый раз наказала мечтателей: органические диоды оказались нестабильны — синий цвет быстро «выгорал», при печати крупноразмерных матриц процент брака был огромным (по слухам, 80-90%), точность цвета оказалось не так и просто обеспечить (привет первым зеленым AMOLED-матрицам Samsung в телефонах). Хорошие ЖК-матрицы давали куда более честную картинку, чем продвинутые органические дисплеи. Поэтому громкого выхода на рынок у OLED не получилось.
Samsung, например, до сих пор не начал массовое производство OLED-телевизоров, хотя на выставках показывал прототипы раньше других. В итоге, главным драйвером OLED-технологии в мире стала компания LG, причем не с «чистой технологией», а с оригинальной версией WRGB-матриц. Вместо раздельных красных, зеленых и синих органических субпикселей каждую ячейку наделили белой подсветкой (из трех RGB-диодов) и добавили цветной фильтр сверху. Подробнее об этом я писал три года назад в своем первом тесте OLED-телевизора. И вот спустя это время в мои руки попал нынешний флагман LG OLED65G6V (серия G6, входит в линейку Signature). И надо сказать, это уже совсем другой OLED-телевизор.
К чему пришли
Не скрою, когда я четыре года назад увидел первые OLED-ы, меня впечатлили возможности матрицы и удивило то, насколько ужасно все это богатство реализовано в телевизоре. Впрочем, для того, чтобы плазма стала показывать действительно классно, технологии потребовалось десять лет инноваций. OLED пытается пройти этот путь быстрее, и кое-что уже начало получаться.
Знаете, какая была первая глобальная проблема OLED-телевизоров? Инженеры взяли блок обработки видео от ЖК-моделей и поставили его в OLED. Еще хуже, что им понадобилось несколько лет, чтобы осознать всю пагубность поступка. Но хорошо, что они все-таки проделали работу над ошибками. Сегодня LG OLED65G6V показывает так, как должен это делать грамотно сделанный телевизор. Я не говорю о цветовой калибровке по стандартам, лишь о том, что картинка не должна иметь явно видимых отклонений.
Например, динамичные сцены оказались большой проблемой для первых OLED-дисплеев: они прекрасно демонстрировали статичные картинки, но стоило включить трейлер блокбастера, как в мельтешении становились видны хвосты объектов, а сцена порой буквально рассыпалась на части и собиралась в следующее мгновение. Думаете, дело в OLED-матрице? Нет, органические диоды в сотню раз быстрее ЖК (скорость отклика 0,01 мс). Это был результат неправильной обработки видеосигнала.
Проблему отчасти решили. Отчасти, потому что алгоритм обработки динамических сцен TruMotion лучше все-таки отключить. Он дает так называемый «эффект мыльной оперы», когда вам кажется, что вы смотрите не кино, а телесериал. Об этом «эффекте» недавно хорошо высказался популярный американский техноблоггер Джон Грубер (John Gruber) в одном из своих постов: «Технологию сглаживания движения следовало бы запретить. Это преступление против кинематографа». В этом я с ним полностью согласен. К тому же, и без TruMotion этот телевизор вполне справляется с динамичными сценами, даже панорамное видео он отображает гладко, с минимальными передергиваниями.
Вторая беда — искаженные цвета. Опять же несвойственная этому типу матрицы обработка видеосигнала привела к тому, что в первых моделях OLED-телевизоров о нормальных цветах можно было говорить только после ручной настройки, которая, кстати, не всегда удавалась. Неравномерная яркостная кривая приводила к видимой компрессии динамического диапазона изображения. Проще говоря, темные объекты становились черными, а светлые — засвечивались. За эти пару лет технологию определенно довели до ума, и LG G6 тому пример: картинка стала адекватной. Т.е. при включении базовых пресетов (без дополнительной калибровки) она соответствует тому, что мы ожидаем увидеть от любого качественного телевизора. И даже больше.
Тьма и свет, серость и цвет
Собственно, ради большего люди и готовы будут заплатить ту совсем немалую цену за OLED-телевизор. (ИМХО-минутка: я не особо верю в быстрое снижение цен на органические дисплеи больших диагоналей — слишком мало игроков и много патентов). Начну с уже тысячу раз проговоренного выше — контрастность. Она реально запредельная, то есть ячейка выключается полностью, не светится вообще. Особенно это ценно в свете нового тренда — HDR (расширенного динамического диапазона). Подробней о том, зачем оно вообще нужно, читайте в статье «Что такое HDR-телевизор и почему он показывает ярче и чернее». Здесь же стоит сказать, что в спецификации Ultra HD Premium заявлены две категории соотношения между пиковой яркостью и минимальным уровнем черного: больше 1000 нит – меньше 0.05 нит и больше 540 нит – меньше 0.0005 нит. OLED-телевизоры идут по второй.
Другими словами, они не настолько яркие, как ЖК, но зато, если в комнате выключить свет, то со временем глаза привыкнут, и зритель начнет легко различать в светлой сцене темные объекты. Органический дисплей, как и плазма, лучше показывает в темноте, и не будет слепить глаза при резком монтажной склейки из ночи в день. Однако у этой точки зрения есть и противники, которые считают, что глаза легче адаптируются к светлым сценам с частичными элементами «сумрака». Какую сторону принять — решать вам, лично мне больше нравится смотреть кино в темноте, а 1000 нит от телевизора — это яркая лампа в комнате.
В любом случае нужно понимать, что HDR на LG G6 выглядит шикарно, но имеет смысл приглушить свет. Компания проводила акцию с показом северного сияния во время концерта, и я отлично понимаю зачем — в этом OLED-технология действительно сильна. Звездное небо в HDR даже на очень дорогом и контрастном проекторе выглядит киносъемкой, а когда смотришь на OLED — пропадает чувство экрана, перестаешь различать прямоугольник телевизора, кажется, что кусочек звездного неба виден сквозь открытое окно.
Следующая выгода — цветовое пространство. Органическим диодам тут снова повезло: спектр источника устанавливается с высокой точностью, что позволяет достигнуть крайних точек цветового локуса. Многие думают, что расширение цветового пространства даст вам лучшую картинку на телевизоре — это неправда. Для отображения человеческой кожи (а это большая часть киноматериала) нужен лишь маленький сегмент цветового спектра в самом центре локуса, для чего вполне хватает стандарта Rec.709. Казалось бы, зачем тогда городить все эти DCI (профессиональный) и BT.2020 для телевизоров?
Я называю это «делом кроссовок». Спортивную одежду пару десятков лет назад начали окрашивать в ядовитые (кислотные) цвета. Но если вы посмотрите спортивные трансляции на обычном телевизоре, цвета там будут яркие, но другие. Вспомните, что в жизни вам встречались насыщенные и необычные цвета, а в кинотеатре — нет. Вот затем, чтобы они там появились, и нужен расширенный охват. Красные и фиолетовые объекты обретают лучшую фактуру (в пример часто приводят цвет пожарных машин, которые выглядят бледно в фильмах), а листва и трава не сливаются в зеленое пятно.
И что важно знать об LG G6 — он с этими цветами обращается умело. Причем на высшем уровне: обработка и сама матрица, как заверяет компания, полностью 10-битные, т.е. телевизор способен показывать больше миллиарда цветов. Впрочем, не так важна сама цифра, сколько тот факт, что инженеры научились с этим миллиардом работать. Даже на демонстрационных видеороликах видно, что уже нет тех перекосов в кислотные оттенки, что были у моделей двухгодичной давности. Цвета насыщенные, но честные. Море синее, но не ядовито-синее. Картинка получается эмоциональной, и я бы сказал, неожиданной.
Мы привыкли к определенной бледности тонов, иногда даже считаем это неким обязательным «инстаграм-фильтром», которое и делает изображение стильным и «киношным». Однако же если видео снято хорошо, начинаешь понимать ценность всех этих новых веяний — картинка изумительна живая, и как-то совсем не хочется, чтобы она становилась «а-ля пленка».
И еще HDR, и еще Smart TV, и еще саундбар
Пришла пора поговорить о функционале G6. Сначала опять об HDR. Компания LG стала первым производителем, заявившим поддержку сразу двух HDR-стандартов: HDR10 и Dolby Vision. С первым, напомню, работают все, а второй — пока новичок на телевизионном рынке. Их различия вкратце: HDR10 сообщает дисплею настройки яркости единожды в самом начале проигрывания, а Dolby Vision делает это постоянно на протяжении всего сеанса. В своей следующей версии стандарт HDR 10 также научится динамически обновлять регулировки, но смогут ли телевизоры получить этот функционал c обновлением прошивки, или придется покупать новый, не сообщается.
И последняя ремарка относительно подхода компании к HDR. На американском сайте среди технической документацией к LG G6 есть инструкция с процедурой калибровки OLED-телевизора по серому для выполнения требований UHD Alliance. Честно скажу, столь профессиональную инструкцию я вообще впервые вижу среди бытовых моделей. Мои поздравления LG — компания определенно метит в высшую киноманскую лигу. Вот еще бы в следующей модели появилась продвинутая система управления цветом (т.н. CMC). Хорошую калибровку при помощи пульта ДУ с введением каждого параметра по отдельности делать очень утомительно, производители проекторов, например, уже давно передали эти функции внешним компьютерным программам.
Собственно, несколько слов о компьютерном оснащении телевизора. Его Smart TV базируется на webOS 3. Как пишет компания, операционная система стала еще быстрее, еще умнее, еще проще. Внешне она очень похожа на вторую версию, да и функциональных изменений немного: продвинутый поиск по контенту, режим увеличения кадра и новые способы коммуникаций со смартфонами. Интерфейс в 4К-разрешении получился очень четким, фоновые картинки сделаны качественно, анимация плавная. Появился некий премиальный лоск. При общении с устройством возникает ощущение продуманности, легкости взаимодействия и живого отклика, — то, за что любят системы от Apple. Нет, я не скажу, что LG вышли на уровень «яблочного» юзабилити, но точно сделали шаг навстречу.
Поскольку во всех рекламных описаниях этой модели будет упоминаться сертифицированный звук от harman/kardon, расскажу немного и о нем. Читателям Stereo.ru слушать там, конечно же, нечего. Обычный для среднего сандубара уровень качества звука, причем даже у самой LG есть саундбары габаритами меньше, а звучащие лучше. Но что хорошо — верхние частоты мягкие, поэтому утомлять такой телевизор будет чуть меньше. Можно считать это достижением.
Signature
И напоследок я вам покажу — в том смысле, что на этот телевизор стоит посмотреть и как на труд талантливого промышленного дизайнера. OLED-матрица позволила сделать телевизор предельно тонким — панель имеет толщину 2,57 мм. Она прикреплена к стеклянной подложке также толщиной в несколько миллиметров, чуть выступающей прозрачной окаемкой вокруг матрицы. Позади в нижней части — блок с электроникой, поэтому не думайте, что вся панель тонкая. Крепится экран на подставку с саундбаром, передняя панель которого отделана под деревянную решетку: ретро стиль здесь отлично сочетается с современным трендом на прозрачность. Можно подумать, что этот телевизор делают где-нибудь в Северной Европе, настолько он не похож на традиционный для продукции корейских фирм дизайн.
Вообще, дизайн разработан в рамках концепции новой премиальной линейки техники LG Signature, куда входит не только телевизор, но еще холодильник, стиральная машина, плита, очиститель воздуха и посудомойка. По всей видимости, он не будет в будущем «портироваться» на младшие модели.
И еще кое-чего не будет. Представитель компании LG на мой вопрос о ценах в России рассказал, что в отношении этой линейки компания решила придерживаться новой политики. Раньше на старте продаж OLED-телевизоры стоили дорого, но потом, буквально через два-три месяца, скидывали до 20-30% своей цены. В этот раз российский офис решил изначально установить «приземленную» цену, но не менять ее на протяжении всего сезона. В США он стоит 8 000 долларов и практически столько же и у нас.
Достоинства: 4К OLED-телевизор, отвечающий всем современным требованиям, который понравится киноману
Недостаток: нужно иметь полмиллиона рублей
Цена: 499 000 рублей.
4К OLED-телевизор, отвечающий всем современным требованиям, который понравится киноману
Нужно иметь полмиллиона рублей
499 000 рублей
Размер экрана (диагональ): 65 дюймов
Тип матрицы: OLED (WRGB)
Разрешение: 4К, Ultra HD, 3840x2160 пикселей
Уровень контрастности: бесконечность
Угол обзора: максимальный
Операционная система Smart TV: webOS 3.0
Обработка видеосигнала: Perfect Color, Perfect Mastering Engine
Режимы изображения: Яркий, Стандартный, Кино, Спорт, Игровой, Эко-режим, Фото, Эффект HDR, Эксперт-1, Эксперт -2
Технология 3D: пассивная, две пары очков идут в комплекте
Звуковая система: сертификация harman/kardon, 6 динамиков (из них 2 вуфера), общая мощность 60 Вт
Звуковые режимы: Стандартный, Музыка, Кино, Спорт, Игры, Clear Voice III
Пульты ДУ: Magic Remote MR16, дополнительный SP16
Сетевые интерфейсы: Wi-Fi 802.11.ac, LAN, поддержка DLNA, WiDi, Miracast, Bluetooth
Телеюнеры: аналоговый, DVB-T2, DVB-C, DVB-S2, слот CI+
Входы: 4 HDMI, компонентный, антенный
Выходы: аудио цифровой оптический, наушники
Интерфейсы: 3 USB (один версии 3.0), RS-232
Габариты (с подставкой): 1461 x 883 x 243 мм
Масса (с подставкой): 31,7 кг