Прошу прощения у коллег за несколько хулиганское название. Я не пользуюсь обсценной лексикой. Совсем. Название - практически дословная цитата одного коллеги-аудиофила, когда ему предложили приобщиться к катушечному магнитофону. А я задумался: чем же привлекателен катушечный магнитофон в 2022 году? Размышления и вылились в этот текст. И, конечно, размышления затронули не только позитивные моменты использования катушечного магнитофона как источника, но и - сложности. Итак приступим...
История звукозаписи совсем короткая - около 150 лет. С момента изобретения фонографа Томасом Эдисоном в 1877 года. А начало реального использования магнитофона в знакомом для нас виде произошло в 1935 году в Германии. BASF выпустила ленту, а AEG изготовила сам магнитофон. С этого момента и, примерно до середины 90-х годов XX века (т.е. около 50 лет) - магнитофон был центральным элементом звукозаписи и звуковоспроизведения. Итак, для меня одной из ключевых ценностей приобретения катушечного магнитофона - является прикосновение к истории...
Я живу в Царском Селе - красивейшем месте в мире. Переживание эстетического восторга является ежедневным моим занятием. Катушечный магнитофон - эстетичен. Созерцание воспроизведения музыки этим устройством - вызывает непередаваемое удовольствие. Итак, эстетическая привлекательность катушечного магнитофона - это, пожалуй, неявная, но очень важная ценность. Для меня.
Качество. Моё любимое время в звукозаписи - примерно 1954-1962 год. Когда ламповая техника была на пике, а транзистор ещё не появился в качестве доминирующего электронного компонента. Как выпускались пластинки в то время? Вот у нас есть мастер-лента (тут мы пропускаем моменты сведения и мастеринга). Это - магнитофонная лента. А теперь нам надо перенести музыку с мастер-ленты на виниловый диск. Изготавливается лакер (лаковый диск), с него делается негативный мастер-диск, после чего изготавливается позитив, а затем изготавливается штамп с которого и штампуется виниловая пластинка. Я насчитал 4 промежуточных процесса между мастер-лентой и виниловой пластинкой. А теперь представьте, что вместо изготовления виниловой пластинки вы копируете магнитофонную мастер-ленту! И - всё! Как вы думаете, где качество звука будет выше? На копии с мастер-ленты или на виниловой пластинке? Конечно, формат записи (скажем, скорость 7,5 ips, или по-нашему 19.05 см/сек, 4 дорожки на ленте шириной 1/4" - по нашему - 6.35 мм) играет значение. Но при прочих равных моментах - качество записи копии мастер-ленты, записанной со скоростью 15 ips (38.1 см/сек), 2 дорожки (стерео) на ленте шириной 1/4" (6.35 мм) оказывается неизменно выше той же записи на виниле, записанной в стереорежиме со скоростью 33.3 об/мин. Ну и самая недорогая лента RTM LPR-35 имеет динамический диапазон в 72 дБ (здесь я опускаю нюансы: скорость и количество дорожек).
О доступности. Вы когда-нибудь ухаживали долго за женщиной? Постепенно приближаясь, всматриваясь, осваивая запахи изгибы и развороты любимого человека? В этой постепенности и преодолении - свой шарм и своя правда. А вот доступные женщины... Вы лишаетесь сразу целой полосы эмоций, полутонов, умолчаний и всего того, что предполагает длительное постижение. Доступность - поверхностна. Так и с обладанием записей на магнитной ленте. Их мало. Каждое приобретение - своя история. Это осознанный выбор (ограниченный и ценой вопроса и относительно малым выбором). Сравните это с легкодоступностью стриминга. Вы и вслушиваетесь в каждую новую ленту глубже и чаще. Нечто подобное возникает при возврате к плёночной фотографии в повальный век цифры...
О недостатках. Да, лента - несоверщенный носитель звукозаписи. Лента стареет, магнитный слой осыпается. Катушка, размером 27 см, на которой умещается 1100 метров магнитной ленты - а это всего лишь 48 минут записанной музыки на скорости 38.1 см/сек в режиме стерео представляет довольно большую объёмную конструкцию. Коробка в которую помещается такая лента имеет размеры примерно 28х28х2 см. Такие коробки с лентой надо где-то хранить вдалеке от солнечного света и электромагнитных полей. Сама лента - дорогое удовольствие. Современная лента LPR35, длиной 1100 м, шириной 1/4" (6.35 мм) без записи обойдётся в 4250 рублей (цена - на момент написания настоящей статьи - 14.02.2022). Если Вы, для пополнения коллекции, будете использовать коммерческие предложения по перезаписи - будьте готовы выложить около 6500 рублей за одну ленту (в эту цену входит и стоимость ленты и стоимость записи). Наконец, если Вы желаете приобрести официальные релизы современных компаний, специализирующихся на аналоговой звукозаписи - стоимость одной катушки "улетает" за 20 тыс. рублей. Но есть - обмен записями. Наиболее доступная форма пополнения коллекции.
О своём опыте. Магнитофон Revox A77 Mk3 HS (скорости 19.05 и 38.1 см/сек, 2 дорожки) куплен мной в конце 2021 года по цене 75 тыс. рублей. В эту сумму вошла полная профилактика магнитофона в мастерской Петера Седлака (Словакия), которая включала: замену всех конденсаторов, замену подшипников боковых моторов, настройку на ленту LPR35, подстройку тока подмагничивания. Естественно, чистку и смазку. Ну и доставку. Головы - в идеальном состоянии. Звуком доволен. Функционал -100%, косметика - твёрдая 4. Я купил катушечный магнитофон вместо проданного ранее ЦАПа S.M.S.L M400. Я ни разу не пожалел о содеянном. Конечно, надо подкопить лент с любимыми записями, дать послушать магнитофон знакомым аудиофилам и просто разным людям. Ознакомится с их мнением по поводу услышанного и сравнения трёх источников (CD плеера, винилового проигрывателя, магнитофона) - это и будет материалом для следующей статьи.
И в заключение. Хочу выразить душевную благодарность нашему коллеге - BigD, за неутомимую пропаганду катушечных магнитофонов, за помощь по любому вопросу, касающемуся катушечников, за долготерпение и добродушие в общении.